Горки (Погост Жукопа). Церковь Богоявления Господня.

Погост Жукопа до кон. XVII в. был центром древнего административного округа. В 1880 г. в селе на средства селижаровского купца Бориса Хименкова возвели новый кирпичный оштукатуренный храм с использованием одного из вариантов образцового проекта для сельских церквей, близких позднему классицизму. Храм стоит в центре сельской площади на вершине небольшого холма над рекой Жукопа — притоком Волги. Прямоугольный объем двухсветного храма слегка вытянут по оси восток-запад. К трапезной примыкает трехъярусная прямоугольная колокольня, ориентированная по оси север-юг. Прием перекрытия храма и трапезной одинаковыми сомкнутыми сводами характерен для местных артелей мастеров с их стремлением унифицировать строительные конструкции. Сомкнутый свод храма венчает обитый жестью деревянный восьмигранный каркасный барабан с граненой главой. Такая же глава, но меньших размеров, установлена на полуциркульной апсиде. Нижний двухэтажный ярус колокольни разделен внутри кирпичными стенами на три помещения.
Центральное помещение служит папертью, а в других размещены деревянные лестницы, одна на ярус звона, другая в церковную ризницу, перекрытую сводами. Нижний ярус колокольни служит основанием для квадратного яруса звона, который в свою очередь несет восьмерик яруса-звона, перекрытый деревянной конструкцией восьмидольного купола с невысоким деревянным шпилем. В декоре стилистическая ориентация на поздний классицизм проявилась в угловых пилястрах, спаренных на уровне вторых ярусов храма и колокольни; в одинаковой полуциркульной форме завершения оконных и дверных проемов, украшенных мелко профилированными наличниками с кирпичными полочками над проемами нижнего яруса и с рустованными архивольтами окон второго света храма; в элементах раскреповки пилястр и карнизов; наконец, в круглых медальонах на фронтонах трапезной, карнизы которых украшены сухариками.
Храм и трапезную расписали в середине 80-х годов XIX века. В трапезной роспись была закрашена, и сохранилась лишь композиция «Вознесение» на северной части свода. Роспись выполнена клеевыми красками в традиции академической живописи, а пышное обрамление композиций картушами в технике гризайль навеяно формами барочного декора. Восточная стена храма закрыта высоким деревянным иконостасом (иконы утрачены).
Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002. http://hram-tver.narod.ru/andreaprn/gorki.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?