Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в середине XVII в. Казанский митрополит Лаврентий II (на кафедре в 1657 — 1672 гг.) стал использовать его как летнюю загородную резиденцию.При нем же начали возводиться каменные постройки. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) переехал из Кремля в Ново- Иерусалимский монастырь, с этого времени весь комплекс стали называть Загородным архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя вину перед Вениамином за то, что в 1774 г. он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым и провел в тюрьме несколько месяцев, выделила на обустрой- ство дома крупные суммы, а проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли. В 1789 — 1830 гг. загородный дом был административным центром епархии, позже, после восстановления дома архиереев в Кремле, Загородный дом служил казанским архиереям местом летних отпусков.Комплекс архиерейского дома в основном сохранился, хотя ряд пере- строек и утрат нарушили целостность ансамбля:1. Собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Построен в конце XVII в. (дата на антиминсе — 1698 г.). Крупный двухэтажный и двусветный храм, вероятно, обновлявшийся по проекту Растрелли. К сожалению, утрачена трапезная и пятиярусная колокольня.2. Надвратная церковь во имя Святителя Тихона Амафунтского, постро- енная и освященная в 1706 г. (в честь тогдашнего митрополита Тихона Ш) одновременно со стеной монастыря. В 1905 г. храм отреставрирован и заново освящен во имя Тихона Задонского. Бесстолпный молельный зал размещен над проездной аркой. Памятник русского барокко.3. Архиерейский дом с домовой церковью в честь Воскресения Хрис- това. Первый этаж был выстроен еще в конце XVII в. В 1780 — 1781 гг. дом бып перестроен по проекту Растрелли под руководством архитектора В.И. Кафтырева. Яркий образец стиля барокко. Алтарь домовой церкви размещен по главному фасаду, обращенному в парк, имеет форму ризалита.4. Братские кельи, ограда, хозяйственные постройки, в основном, конца XVIIIв.В настоящее время здания заняты несколькими подразделениями сельскохозяйственной академии. С сайта Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани
…Впечатление такое, что на этой высоте когда-то был неравный бой и враги, отступая, все разрушили. Победителю достались банки, склянки, обрывки обоев и матрасы. С тех пор стоят строения без крыш, стены прогнулись, из-под облупившейся штукатурки выглядывает красный кирпич. Все заросло крапивой и лопухом. Именно так выглядит Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим — памятник архитектуры ХVII — ХVIII веков. Место это у озера Кабан наши предки именовали «остров Эдем».Новый Иерусалим — так назывался Воскресенский монастырь, построенный в Подмосковье в середине ХVII века. Основавший его патриарх Никон пожелал, чтобы новый казанский монастырь напоминал подмосковный. И обликом, и названием. Сначала постройки в монастыре были деревянными, но уже в 1698 году освятили каменный храм Воскресения Христова. В 1706 году была построена надвратная церковь святителя Тихона Амафунтского.Церковь эта считается памятником русского барокко, а расположенный рядом Архиерейский дом — яркий образец стиля барокко. Первый этаж дома был построен еще при основании монастыря, а в 1780 — 1781 годах был перестроен. Значительную сумму на его возведение выделила Екатерина II. Так она загладила вину перед митрополитом Казанским и Свияжским Вениамином, который ложно обвинялся в сговоре с Пугачевым. Рубеж ХVIII — ХIХ веков становится временем расцвета Нового Иерусалима — монастырь напоминал пригородные петербургские дворцы в миниатюре. Особое внимание уделялось устройству парка: аллеи заложили таким образом, что можно было прочитать инициалы Спасителя — ИХ. Революция докатилась и до острова Эдем. И уже в 1919 году строения Нового Иерусалима стали частью сельскохозяйственной опытной станции (так назывался НИИ «Нива Татарстана»). Храм науки в храмеБратский корпус и храм Воскресения Христова сразу же переоборудовали под жилье. Убрали все элементы православного храма и надстроили к двум существующим еще два этажа. Здание получилось убогим и кривым: чего стоят только оконные проемы — на нижних этажах они арочные, а на верхних — прямоугольные. Но ничего, жили в нем люди до прошлого года. — Благодаря моим стараниям удалось выселить жильцов, проживавших в братском корпусе и Воскресенском храме. Они переезжали согласно программе ликвидации ветхого жилья с 98-го по прошлый год, — говорит мне генеральный директор НИИ сельского хозяйства РТ «Нива Татарстана» Рауис Гареев. — А теперь, чтобы сохранить храм, мы поставили на первом этаже железные решетки, а также забили все ходы-выходы. Так выглядит храм сейчас — Значит, скоро храм будет использоваться по назначению? — интересуюсь у него. — С министерством культуры у нас заключен договор, по которому мы можем использовать эти памятники архитектуры только под жилье. Но мы хотим разместить в храме Воскресения Христова свою научную лабораторию. Думаем, в министерстве нас поддержат, ведь все другие строения мы содержим в хорошем состоянии. Памятники архитектуры мы спасаем от разрушения. Трудно понять, как это делается. Взять хотя бы братский корпус ХVII века, в котором располагались кельи для монахов. Здание стоит без крыши, без окон, без дверей и постепенно разрушается. Это уже развалины. А вот Архиерейский дом привели в порядок, но только для того, чтобы разместить в нем кабинеты сотрудников «Нивы Татарстана». По этой причине фасад дома украшают железная лестница и вентиляционная труба. А что касается надвратной церкви, расположенной при входе в монастырь… — Мы считаем, что памятник архитектуры должен служить народу, поэтому открыли в этой церкви «Аграрный музей Республики Татарстан», — с гордостью сообщил гендиректор. — Сюда приезжают много школьников. Собеседник уверяет меня, что никто чужой на их территорию не попадет. При входе в монастырь Гареев распорядился поставить железные ворота с калиткой. Но если памятник архитектуры охраняется, то почему случился в прошлом году пожар в храме Воскресения Христова? Как бы то ни было, уже 80 лет как «Нива Татарстана» пришла со своим уставом в чужой монастырь и уходить из этого райского местечка не собирается. Рядом с Архиерейским домом это учреждение выстроило новое трехэтажное административное здание. Там, где были земельные угодья и пасеки Нового Иерусалима, теперь не счесть хозпостроек и гаражей. На мой вопрос, приобретет ли к 1000-летию Казани этот памятник архитектуры первоначальный облик, генеральный директор ответил уклончиво. Дескать, говорить об этом рано. Правда, представители Русской православной церкви не раз приходили смотреть здания монастыря, но к нему почему-то не обращались. Новому Иерусалиму быть!В управлении по охране памятников горадминистрации нам сообщили, что комплекс Воскресенского мужского монастыря вместе с Архиерейским домом включен в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие исторического центра Казани к 1000-летию». Черным по белому в ней написано, что эта территория передается Казанской епархии, поэтому научно-исследовательский институт должен выехать. Сейчас готовятся документы о передаче этого памятника архитектуры.- Необходимые письма разосланы в администрацию города и кабинет министров, — сообщил мне представитель инициативной группы по восстановлению Нового Иерусалима архимандрит Даниил. — Сейчас ждем решения. А пока нет официального документа о передаче монастыря, нам не о чем говорить с руководством НИИ «Нива Татарстана». 32-летний архимандрит настроен оптимистично. Говорит, что если к 2002 году, как написано в проекте, пойдут деньги из Москвы, то за три года монастырь можно будет восстановить. Проблем, конечно, много. К примеру, было бы намного проще реставрировать братский корпус и храм Воскресения Христова, если бы там до сих пор жили люди. Здания под крышей не разрушались бы так быстро. Хорошо хоть деревянную часовню — памятник архитектуры ХIХ века — удалось сохранить, но благодаря стараниям реставраторов. Сейчас готовится научно-проектная документация восстановления монастыря. Специалистам Татарстанского специального научно-реставрационного управления Льву Шавохину и Виктору Бударину потребовалось полгода, чтобы произвести только обмеры зданий. Что и говорить, трудная это работа — превратить территорию, полную мусора и развалин, в настоящий Эдем. Наталья ВЯТКИНА С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.