Горка. Церковь Илии Пророка.

До 1917 года Горский Никольский погост с прилегающей деревней Горка и другими приходскими деревнями находились в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии на правом берегу реки Свирь, близ впадения её в Ладожское озеро.
Еще с дохристианских времён на западном краю д. Горка, рядом с большим Ильинским камнем (валун сохранился до нашего времени), лежащем на правом берегу реки Свирь, было священое, культовое место — языческое капище у древних жителей этого края. Согласно местной легенде, Илья-пророк, взявший на себя роль могучего славянского языческого бога Перуна, переправлялся в этом месте на камне через Свирь.
В 1556 году на месте языческого капища был основан Ильинский Свирский Великорецкий мужской монастырь. Этот монастырь помимо Ильинской церкви включал в себя шатровую трехъярусную колокольню (позже перестроенную) с кладовым амбаром, монашеские келии с чуланами, амбары, конный двор, ригу с гумном и монастырский скотный двор с сараем. Самая первая церковь на этом месте, освящённая в честь Илии пророка была построена из дерева на позже середины XVI века. Из писцовой книги Обонежской пятины 1563 года: «В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем церковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца». В 1690 году взамен старой в монастыре была построена новая деревянная тёплая церковь с тем же освящением и одним престолом.
В 1739 году монастырь значился уже приписанным к Александро-Свирскому монастырю, а в 1764 году, после выхода Манифеста о секуляризации монастырских земель, который подписала Императрица Екатерина II, монастырь был упразнён. Его постройки и другое имущество были переданы Государственной Коллегии экономии, а фактически отданы крестьянской общине деревень Горка и Ковкиницы (сейчас она называется Ковкеницы). Ильинский монастырский храм приписывают Горскому погосту, расположенного в 400 м к востоку от стен Ильинского монастыря. В приходском Ильинском храме богослужения проходили только во время зимы, начиная от Димитриевской субботы и до дня Св. Пасхи, т.к летним храмом на погосте была Никольская церковь. В 1848 году Ильинская церковь прошла обновление — были заменены подгнившие брёвна, а сам храм «оделся» новым тёсом.
Во время Великой Отечественной войны Ильинская церковь была разрушена.

Предположительно, обе православные церкви в Горке были сооружены приблизительно в первой половине или в середине 16 века, и обе эти церкви (Николая Чудотворца Великорецкого и Ильи Пророка) изначально входили в состав Ильинского Свирского Великорецкого монастыря. Потом, в результате шведского нашествия 1582 года, деревянная церковь Николая Чудотворца Великорецкого была полностью разрушена, и к 1619 году, согласно писцовым книгам, на ее месте была построена уже новая церковь. Позднее на месте старой Ильинской церкви появилась новая «построенная неизвестно кемъ въ 1690 году и затемъ обновленная въ 1848 году» та самая Ильинская церковь, которая до войны еще стояла на кладбище в деревне Горка, и которую еще хорошо помнят и могут рассказать о ней старожилы деревни. Видимо, с момента появления здесь новой Ильинской церкви деревня «На берегу Ковничи» была переименована в «Горку».
Из книги «Архитектурное и градостроительное наследие» (2018): «Ильинская церковь в Горке Лодейнопольского уезда датируется 1690 г. Сохранилась метрика по церквям Горского погоста, составленная в 1887 г. Рисунок из нее был напечатан в ИИАК и оставался по сей день единственным опубликованным изображением Ильинского храма. При этом он был по крайней мере трижды запечатлен на фотографиях: в 1911 г. К.К. Романовым – прекрасная панорама с воды, в 1916 г. – Н.И. Репниковым и в 1921 г. – Ф.А. Каликиным. В метрике читаем: «Над Ильинскою церковью башня глухая без окон».
И, действительно, высота четверикового сруба не менее чем вдвое превышала его ширину, так что он смело может именоваться башней. Четверик завершался сильным повалом и был покрыт сравнительно низкой двускатной кровлей.
Обширная отапливаемая трапезная (то, что церковь была теплой, значится уже в ведомости 1840 г.) и сени под общей кровлей, шириной превосходящие ширину центрального объема, скорее всего, были не первоначальными. Крыльцо вело в сени с северной стороны. В ведомости о церкви за 1865 г. сказано, что она «крепка, поправляема была вместе с колокольнею в 1848 году».
Рисунок плана храма в метрике (не опубликованный в ИИАК), хоть и не в масштабе, но определенно показывает, что храм в 1887 г. имел то же объемно-планировочное решение, что и в 1910-х гг. Но описание облика церкви и изображение ее северного фасада не вполне соответствуют тому, что мы видим на фотографиях. Не совпадает количество окон. В документах К.К. Романова зафиксирован ремонт церкви 1906 г. Можно предположить, что в это время и были прорублены дополнительные оконные проемы».
По данным из различных источников известно, что в деревне Горка на правом берегу Свири на месте нынешнего Горского кладбища до 1764 года существовал православный Ильинский Свирский Великорецкий монастырь (такое полное название монастыря приводится в Олонецком сборнике). По описи 1769 года этот монастырь включал в себя Ильинскую церковь, шатровую трехъярусную надвратную колокольню с кладовым анбаром, монашеские келии с чуланами, амбары, «байню», конский двор, ригу с гумном и монастырский скотный (коровий) двор и сарай.
До шведского нашествия 1582 года в состав монастыря входила также и церковь Николая Чудотворца Великорецкого. Видимо, неслучайно в прежних полных названиях Ильинского Свирского монастыря и церкви Николая Чудотворца в Горке присутствовало слово «Великорецкий». По писцовым книгам теперь мы знаем, что и после шведского нашествия церковь Николая Чудотворца Великорецкого в 1619 году входила в состав Ильинского Свирского Великорецкого монастыря.
В писцовой книге 1563 года («Писцовая книга Обонежской пятины письма Андрея Лихачева и подьячего Ляпуна Добрынина 7072 (1563/64) год») первое описание Ильинского Свирского Великорецкого монастыря в Горке: «В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем церковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца. А под манастырем пашни сеют в поле ржи пол-2 коробьи, сена косят в поле и на Свире на Коневом да на Зуеве да против мона­стыря за рекою [на] извозе 300 копен. А угодья у них по Юрьеву писму Костентиновича Сабурова кол. А ныне кола нет, и на том коловым месте ловят старцы в осень однем неводом лососи и сиги. А стоит та ловля у них на владычней земле, а затон сверху Свери вниз на 100 сажен».
По материалам: https://vk.com/@62373223-ob-istorii-derevni-gorka-na-sviri

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?