Храм является главным и древнейшим сооружением архитектурного ансамбля Горицкого Воскресенского девичьего монастыря, основанного в 1544 году, который находится в 6 километрах от города Кириллова Вологодской области. Исследователями и ученными установлено, что Обетный храм в камне возводился вдовой князя Андрея — княгиней Евфросинией со дня основания монастыря – в 1544 году. Ранее здесь уже стояла деревянная церковь. Конкретный строитель комплекса монастыря не установлен, предположительно это бригада мeстных каменщиков или aртели из другого провинциального цeнтра.Здание практически сохранило планировочную структуру, сложившуюся с XVI века. Построенный на высоком подклете, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом (С.С. Подъяпольский). Мaссивное пятиглавие, спoкойные и пoлогие линии кровель, немного вычурнaя с крупными и грубоватыми формами колокольня выделяются в общей панораме ансамбля монастыря. Пeределки внутри зданий или пристройка к южнoму фасаду обширнoй трапезной в XIX веке не зaтронули основного ядра собора.У храма два придела: теплая церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, примыкающая к северному фасаду собора; и более поздняя пристройка — церковь великомученицы Екатерины и Дмитрия Углицкого, появившаяся в 1611 году.Следует отметить особенность при строительстве храма — наполнителем состава кладочных растворов XVI века служил не песок, как обычно, а молотая известковая крoшка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/
Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Устроен этот храм в 1549 году 52 иждивением удельнаго Белозерскаго князя Андрея Старицкаго и супруги его Евфросинии, во инокинях Евдокии. Он пятиглавый, покрыт на четыре ската железом, о шести приделах, из коих пять приделов находятся в верхнем этаже и один в нижнем. С северной стороны к храму примыкает каменное глухое крыльцо, с котораго и начинается вход во храм деревянною лестницею с двумя площадками. С южной стороны к храму пристроена большая каменная палата для ризницы. Как паперть с каменным крыльцом, так и ризничная палата пристроены при игуменьи Маврикии (1810-1855 гг.). Своды паперти утверждены на большой каменной колонне; отсюда две больших арки открывают вход во храм Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери, а с северной стороны вход в приделы Св. Великом. Екатерины и Димитрия Царевича. В храме устроены небольшия хоры. Главный алтарь храма трехчастный, выдается в восточную сторону тремя полукружиями. Иконостас главнаго алтаря четырехъярусный, столярной работы с 12 колонками и резьбою вызолоченною в приличных местах. Царския врата также столярной работы с четырьмя небольшими колонками.
Иконы сего иконостаса замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству. Особенно обращают на себя внимание иконы нижняго яруса, имеющия по 1 1/2 арш. длины и 1 1/4 ар. ширины. Так замечательна икона по правую сторону царских врат Воскресения Христова, с изображением на ней же сошествия Господа во ад и Вознесения Его на небо. Риза на ней шита по фольге жемчугом, а сияния золотом. Далее икона Господа Вседержителя с сребропозлащенным венцом, с 20-ю разноцветными камешками средней величины; риза шита по разным материям мелким жемчугом с разноцветными мелкими камешками, фон шит золотом. По левую сторону царских врат икона Божией Матери Одигитрии и рядом Тольгской Божией Матери. Ризы на этих иконах также шиты золотом и шолком и унизаны мелким жемчугом. Далее замечательна икона по своему древнему происхождению и особо религиозно благоговейному поклонению насельницы обители Св. Велик, Екатерины, с изображением ея страданий, эта икона, по преданию, дар царя Иоанна Грознаго. Вообще все эти вышеуказанныя древния иконы составляют ценность в археологическом отношении и служат предметом особаго поклонения не только насельниц обители, но и всех посетителей храма.Во втором ярусе иконостаса на восьми иконах изображены все дванадесятые праздники; и в третьем над царскими вратами икона Господа Вседержителя, по правую сторону которой икона Божией Матери и Архангела Михаила; по левую Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, а по сторонам их иконы Св. Апостолов. В четвертом ярусе над царскими вратами икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на престоле, а по сторонам иконы св. пророков. Выше, посредине иконостаса, Коронование Божией Матери, а над нею в резном золоченом сиянии резной же больших размеров Господь Саваоф. Стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих по своей древности и особому почитанию могут быть указаны следующия: 1. Икона Божией Матери Одигитрии, находящаяся за правым клиросом, на колонне. 2. Воскресения Христова с двунадесятными праздниками, в серебряной ризе. 3. Икона Неопалимыя Купины, также в серебряной ризе, — все эти иконы дар полковницы Балан. 4. Икона Тихвинской Божией Матери с изображением монастыря, с неугасимою пред ней лампадою, 5. На северной стене замечательна икона Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе, также сооруженной сестрами монастыря. 6. На южной стене икона Воскресения Христова, вокруг которой размещены финифтяныя изображения дванадесятых праздников, Икона эта считается очень древнею, большаго размера, в бронзовой раме за стеклом. 7, На той-же стене икона св. Крестителя Господня Иоанна во весь рост, 2 арш. вышины, риза и оклад на ней серебряные, фон вышит золотом, серебром и шолком. Икона эта считается чудотворною. Также замечательно по своей древности тканое изображение несения креста Симоном Киринейским, находящееся по левую сторону горняго места Воскресенскаго олтаря. Прочия иконы позднейшаго времяни и большею частою писаны сестрами монастыря.
Придел прел. Кирилла Белозерскаго
В южной части главнаго олтаря Воскресения Христова помещается придел в честь преп. Кирилла Белозерскаго. Олтарь имеет вид полукружия со сводами. Иконостас полукруглый, двухъярусный, с двумя колонками столярной работы, с вызолоченною резьбою. Царския врата глухия с позолотою; на них имеются интересныя резныя изображения Божией Матери и Архангела Гавриила.
Придел по имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича
На северо-восточной стороне Воскресенскаго храма находятся два придела во имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия. Царевича , Оба эти придела устроены повелением и на иждивение Благоверной царицы Марии Феодоровны, во инокинях Марфы, матери Царевича Димитрия. Об этом свидетельствует и надпись на стене придела, на особой дщице , где читаем: «Церковь Великомученицы Екатерины и Царевича Димитрия Московскаго и колокольня каменная строены по приказанию Благоверной царицы и инокини Марфы Феодоровны; матери Царевича Димитрия Углицкаго, Чудотворца Кириллова монастыря Матфием в лето 7119. Освящен олтарь Господа нашего Иисуса Христа Варлаамом Митрополитом Ростовским и Белозерским; в храме Св. муч. Царевича Димитрия при державе Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России и при святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея России. Освятил тоя церковь Кириллова монастыря игумен Савватий со священниками и диаконами Кирилловскими и Горицкими лета 7128 мая 1 день».Оба придела устроены по одной линии и в олтарях разделяются деревянною перегородкою. Иконостас утвержден на брусьях; самой простой топорной работы, местами позолоченный. Полы кирпичные неровные, а также и жертвенники в обоих олтарях кирпичные. Местный образ Царевича Димитрия, по преданию, прислан самой матерью Царевича, царицей инокиней Марфой; также замечателен по своей древности местный образ св. Вел. Екатерины с изображением ея страданий. В приделе Царевича Димитрия, в олтаре, на горнем месте имеется старинный чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Этот образ в недавнее время сам собою начал постепенно поновляться и особенно заметно изменился во время сильной грозы, так что в настоящее время он является как бы сейчас написанным.
Придел в честь Божией Матери Смоленской
С северной стороны Воскресенскаго храма примыкает к последнему придел в честь Божией Матери Смоленской. Этот придел устроен на месте прежде бывшей теплой церкви, при игумений Маврикии с помощию живущей здесь инокини Аркадии Клементьевой, дочери надворнаго Советника.Иконостас здесь столярной работы, одноярусный, с шестью колонками, на коих утверждена круглая сень, заканчивающаяся Вверху куполообразно деревянными вызолоченными дугами, а на самом верху последних изображен Дух Святый в виде голубя, в резном золоченом сиянии. На сени вызолоченными буквами имеется надпись «Достойно есть величати тя Богородице…» Местныя иконы Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами — дар монахини Агнии Клементьевой. Все стены и своды придела украшены прекрасною настенною живописью, трудами самих сестер обители. В этом приделе имеются две особо чтимыя чудотворныя иконы: Смоленской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Первая из них помещается над царскими вратами, на особом шнуре. для опускания, окруженная облаком и сиянием серебряными. Эта икона прежде находилась в деревянной часовне, на месте нынешняго Троицкаго храма. От неизвестной причины часовня эта сгорела, а икона Смоленской Божией Матери среди пламени осталась невредимою, только лишь на оборотной стороне остались следы от огня, в виде нескольких прожженных углублений и закоптелости. Это чудесное спасение иконы от огня случилось в пятницу пред Ильиным днем (20 июля), и потому с тех пор ежегодно в «Ильинскую пятницу» отправляется торжественное церковное богослужение и крестный ход вокруг монастыря. Размер иконы около двух четв. аршина.Второй образ Святителя Николая такого же размера, что и Смоленской Божией Матери; он находится на особом аналое, по правую сторону царских врат. Об этом образе сохранились следующие предания. Прежде он принадлежал некоему Белозерскому помещику, человеку очень религиозному и набожному, питавшему большую веру к св. Николаю. Отправляя раз на войну со шведами своего единственнаго сына, человек этот благословил его иконою Св. Николая, заповедав ему усердно молиться сему угоднику Божию, И действительно, угодник Божий Святитель Николай защитил его от вражеских пуль и избавил от смерти: он, несмотря на опасность своего положения в боях, когда ежеминутно грозила ему смерть, видимо, охраняем был невидимою силою и возвратился домой невредимым. Вскоре после сего близкая родственница сего помещика с малолетнею дочерью поступила в Горицкий монастырь, которая и принесла с собою сию св. икону Святителя Николая. Она все время жила в столовой, где помещался и образ Святителя. Однажды случился пожар в поварне, угрожавший большой опасностью всему монастырю. Тогда сестры монастыря взяли икону св. Николая, принесли на место пожара и только лишь начали с усердием и слезами призывать Святителя на помощь, как пожар тотчас прекратился. После сего чудеснаго события образ перенесли в летний храм и поставили рядом с иконою Смоленской Божией Матери. На нем имеется серебряная риза, сооруженная Игумениею Маврикиею. Обе эти иконы к зиме переносятся в теплый Троицкий храм. В большой каменной арке, отделяющей Смоленский придел от Воскресенскаго собора, только еще в недавнее время как-то случайно открыли темное помещение, где, предполагают, в прежнее время, по всей вероятности, была заключена одна из царских узниц. Вход туда начинается с вышки со сводов, но можно предполагать, что прежде вход сделан был прямо из церкви, но потом закладен, заштукатурен и покрыт настенною живописью.
Придел во имя преп. Кирилла Новоезерскаго
В нижнем этаже Вознесенскаго храма устроена церковь во имя преподобнаго Кирилла Новоезерскаго и при ней небольшая паперть с северной стороны. Церковь и паперть с каменными сводами, укрепленными посредине на небольшом каменном четырехгранном столбе. Олтарь расположен у восточной прямолинейной стены, окруженный со всех сторон круглым одноярусным иконостасом, с двухсторонними окнами и двенадцатью колонками, поддерживающими карниз. В средине царских врат, в большом круглом клейме, изображено крещение Господне. Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой, Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т. н. «Неувядаемый цвет», пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада.К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин.
Иванова Галина Олеговна, Летопись Горицкого монастыря; http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2161