Информация из паспорта объекта культурного наследия http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2900473000
Часовня клетского типа с традиционной планировкой: основное помещение, притвор, крыльцо. Два сруба часовни перекрыты двускатной кровлей. Над притвором возвышается колокольня, завершающаяся высоким шпилем. В конек врублена шейка с изящной главкой. Такое построение объемно-пространственной композиции широко распространено в Каргополье. Концы бревен оформлены в виде пилястр. Украшением часовни служит хорошей формы главка, крытая лемехом, и восьмигранный шатер колокольни, тоже завершающийся главкой с лемеховым покрытием. Подобный тип часовен выработан плотниками кенозерских деревень, эти постройки своеобразны и в других районах не встречаются. В Никольской часовне особенно удачно найден вертикальный ритм завершений.
Часовня Николая Чудотворца, 1863 г.
Вторую часовню Николая Чудотворца можно увидеть в 1 км по лесной дороге в сторону Видягино. Очень легко пройти мимо нее. Выйдя из деревни у леса тропа раздваивается. К часовне надо идти по правой тропе, уходящей в лес. Это — придорожная часовня, стоящая слева от тропы. Часовня небольшая, на ее узком гульбище едва встанет во весь рост человек, а двоим здесь не разойтись. Два ската кровли поддерживаются гладкими столбами, между которыми протянуто перильное ограждение из тонких столбиков. Скромный облик оживляют прорезные причелины. Крест закреплен прямо на коньке.
Интересной особенностью часовни является восточная стена, выполненная углом и отдаленно напоминающая алтарную апсиду. По мнению Г.П.Гунна, в плане часовня напоминает лодку – привычный образ для этого края. Другое мнение, не такое романтичное, высказано Е.Заручевской: пятиугольную форму внутреннего молельного помещения (две стены под углом на восточной стороне часовни) можно объяснить стремлением старообрядцев имитировать таким способом алтарную абсиду (такие приемы известны в Карелии).
В Горбачихе еще есть интересный колодец. Вообще-то все местные жители берут воду для своих нужд из озера, где она чиста и вкусна. Но здесь когда-то был построен колодец, скорее всего для того, чтобы не спускаться к озеру с высокого берега. Снаружи он выглядит как обычный сарай, а внутри выстелен деревянный пол, в котором проделано отверстие. Сверху приделан ворот для подъема ведра. Вода в колодце стоит необычно высоко. Необычная конструкция!
На краю Горбачихи недалеко от часовни Иоанна Предтечи есть дом для туристов, в котором можно остановиться.
Источник: сайт Кенозерье
Часовня Иоанна Крестителя поставлена в роще на краю деревни Горбачиха, расположенной на высоком берегу узкого залива в южной части оз. Кенозеро. В 1803 г. крестьяне Горбачихи возвели на месте обветшавшей Никольской часовни новую, не испросив на это разрешения олонецкого архиеерея. Часовня была приписана к Кенозерскому приходу Олонецкой епархии, храмы которого находились в двенадцати километрах от Горбачихи. Приходской священник совершал службы в часовне Иоанна Крестителя дважды в год. Второе посвящение часовни – Николаю Чудотворцу. Перестроена часовня в конце XIX в. Паперть, изначально, была открытой, позднее обшили досками. К паперти, превращенной в притвор, пристроен дощатый тамбур крыльца.
Традиционная компактная композиция прямоугольного в плане сооружения, включает клеть с притвором под общей крышей. Крупная глава, на высокой толстой шее, обита лемехом и увенчана высоким крестом. В объёмной композиции здания господствует шатровая звонница, срубленная на самцах и слегах паперти. Шесть пар стоек круглого сечения, с ограждением между ними, образуют ярус звона, перекрытого высоким шатром с широкими полицами. Прямо на вершину шатра надета (без перехода в шею) маленькая чешуйчатая главка с высоким крестом.
Сруб звонницы и фасады здания, подобно большинству кенозерских часовен конца XIX в., обшиты горизонтальным тёсом «в рустик». Торцы брёвен на углах сруба закрыты вертикальными досками, декорированными филёнками. Небольшие оконные проёмы на длинных фасадах часовни выделены простыми наличниками. Резные стойки и решётчатые ограждения старой паперти, превратившейся в притвор, скрыты под обшивкой. К притвору пристроен дощатый тамбур крыльца. Фундамент часовни из валунов, подложенных под углы сруба. Выделен невысокий цоколь, обшитый горизонтально тесом, без продухов. Цокольное перекрытие выполнено из плах, уложенных по направлению запад-восток. Чердачное перекрытие плоское из плах, уложенных по матице.
В молитвенном помещении – по одному квадратному окну с северной и южной стороны. Ещё одно окошко на северной стороне притвора. Широкие створчатые двери притвора столярной работы, филёнчатые. Фасады часовни были выкрашены в бело-голубой цвет. Цоколь часовни и стойки звонницы выделены красным цветом, а потолок звона – синим.
В 1986 году, силами студенческого отряда Архангельского государственного педагогического института, на памятнике проведены консервационные работы. Комплекс реставрационных работ осуществлён в 2006 году плотницкой бригадой ФГУ НП «Кенозерский» под руководством С. П. Аникеева. Был подведён новый окладной венец и заменены отдельные брёвна в срубе часовни и звонницы. Заново сделана кровля здания и звонницы, заменены некоторые слеги крыши. Изменено было и завершение часовни, главка и шатёр заменены новыми, иных размеров и пропорций.
Заручевская Е.Б. http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=460
Деревня Горбачиха расположена на высоком берегу узкого залива в южной части Кенозера. В 1846 году в селении, находившемся в десяти с лишним километрах от приходской церкви, в девяти дворах проживало семьдесят пять человек (1). В 1803 году крестьяне Горбачихи возвели на месте ветхой и древней Никольской часовни новую, не испросив на это разрешения духовного начальства.
Построенную часовню посвятили сразу двум святым: Николаю Чудотворцу и Иоанну Предтече (2). Приходской священник совершал в ней службы дважды в год. Часовня стоит над высоким оврагом, в роще на краю деревни.
Традиционная компактная композиция прямоугольного в плане здания включает клеть с открытой папертью под общей крышей. Крупная глава обита лемехом и увенчана высоким крестом. В объёмной композиции здания господствует шатровая звонница, срубленная на самцах и слегах паперти. Шесть пар стоек круглого сечения, с ограждением между ними, образуют ярус звона, перекрытого высоким шатром с широкими полицами. Прямо на вершину шатра надета (без перехода в шею) маленькая чешуйчатая главка с высоким крестом.
Сруб звонницы и фасады здания обшиты горизонтальным тесом «в русик». Торцы бревен на углах сруба закрыты вертикальными досками, декорированными филенками. Небольшие оконные проемы на длинных фасадах часовни выделены простыми наличниками. Резные стойки и решетчатые ограждения старой паперти, превратившейся в притвор, скрыты под обшивкой. К притвору пристроен дощатый тамбур крыльца.
В молитвенном помещении по одному квадратному окну с северной и южной стороны. Еще одно окошко – на северной стороне притвора. Широкие створчатые двери притвора столярной работы, филенчатые. Фасады часовни были выкрашены в бело-голубой цвет. Цоколь часовни и стойки звонницы выделены красным цветом, а потолок звона – синим.
В 1986 году силами студенческого отряда Архангельского педагогического института на памятнике проведены консервационные работы; руководители: Г.Н. Колпачников и В.Н. Куспак.
Большой объем реставрационных работ осуществлен в 2006 году плотницкой бригадой Кенозерского национального парка под руководством С.П. Аникиева. Был подведен новый окладной венец и заменены отдельные бревна в срубе часовни и звонницы. Заново сделаны кровля здания и звонницы, заменены некоторые слеги крыши, главки и кресты. При этом завершение часовни радикально изменилось, о чем можно судить по фотографиям, сделанным до реставрации (3). Размеры в плане: 6,4×4,7 м; высота до конька кровли 4 м, до завершения шатра звонницы – 8 м, с крестом – 9,5 м
В часовне был устроен двухъярусный иконостас с заворотами на северную и южную сторону, традиционный для деревенской кенозерской часовни: первый ряд – местный, второй – деисусный. В собрании Парка хранится шесть икон, поступивших из часовни в Горбачихе. Однако еще в начале 1980-х в местном ряду можно было увидеть образы «Святитель Николай», «Пророк Илия», «Архангел Михаил – воевода». Кроме обязательного храмового образа, устанавливаемого ближе к центру, в состав местного чина включались наиболее почитаемые в народе святые покровители. К их числу относились и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, икона с изображением которых, также находившаяся в местном ряду, ныне хранится в собрании Парка. Икона из часовни в Горбачихе написана в начале XIXвека иконописцем Олонецкой губернии, работавшим в традициях старообрядцев Выга. Видимо, тогда же были созданы центральные иконы деисусного чина, который судя по всему, был составными включал иконы, написанные в разное время.
В числе икон, поступивших в собрание Парка в 1992 году из часовни Иоанна Крестителя деревни Горбачиха, — пятичастная икона, стилистические особенности которой свидетельствуют, что ее автором был Федор Захаров Иок. Икона находилась на южной строне часовни. По сведениям жителей деревни Горбачиха, она происходит из Георгиевской церкви деревни Федоровская.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 38/886, л. 258 об., 1846 г.
2. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14/15, л. 6 – 6 об., 1805 г.
3. Головкин К.Г. Деревянные часовни Русского Севера: Иллюстрированный перечень. М., 2005, с. 138.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 150-154.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-ioanna-krestitelya-1803-g/