Село Гор-Пневицы, при колодцах, находится в 56-ти верстах от уездного города (Переславля-Залесского) и в 170-ти вер. от губернского (Владимира). Пневицкий в Переславль-Залесском уезде стан упоминается в межевой грамоте вотчин, данных великим князем Іоанномъ Васильевичемъ ІІІ сыну своему Юрию. В писцовых книгах 1628-29 г.г. значится в этом стане погост Пневицы, а на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы развалилась; при церкви поп Яков, пашни церковной 7 четв., перелогу и лесом поросло 8 четв., сена 10 копен, лесу непашенного 3 дес. Указание, что церковь Рождества Богородицы развалилась в 1628 г., дает право думать, что здесь церковь сушествовала уже и в XVI столетии. В патриарших окладных книгах отмечена в Пневицах церковь «Рождество Пречистые Богородицы»; с этой церкви в 1628 г. положено было дани 4 алтына 4 деньги, десятильничьих 2 алтына 2 деньгн, заезда алтын, по наказу гривна.
В переписных книгах 1705 г. погост в Пневицах названъ Рождество Богородицким; при церкви были тогда священник и дьячек. Вблизи погоста находилась деревня Горы; половина этой деревни принадлежала Михаилу Семенову Вельяминову-Зернову (а до него в 1678 г. Василью Дорофееву Губареву), на его половине было 9 крестьянских дворов, в коих жило 47 человек; другая половина принадлежала помещику Губареву, в ней было 10 крестьянских дворов с населением в 47 душ муж. пола.
В 1711 г. в Пневицком погосте была построена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь св. Николая Чудотворца. Эта церковь существовала до 1789 г., когда прихожанами церковь была перестроена и вновь освящена в честь того же праздника и того же святаго.
В 1795 г. вместо деревянной церкви в Пневицах построенъ существующий ныне каменный храм с такой же колокольней; первоначально в новом храме устроено было два престола: в холодном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя св. Николая Чудотворца; в 1830 г. в трапезе устроен другой престол во имя св. апост. Иоанна Богослова в память сгоревшей церкви того же имени в ceле Зарое (ныне деревня Юрцево).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняется много предметов из бывшей в селе Зарое деркви. Изъ Св. икон особенно почитается прихожанами древняя икона св. апост. Иоанна Богослова в серебряной ризе с вызолоченным венцом; на ней надпись: «образ св. апостола Иоанна Богослова украшен серебряным окладом по обещанию Ивана Иванова сына Рудакова 1765 г.». Эта икона из церкви села Зароя, а кроме неё: 1) напрестольный серебрянный вызолоченный с литым распятием крест с надписью: «1773 г. сей крест приложил в село Зарой в церковь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова прапорщик Иоанн Иванов сын Рудаков…». 2) двое серебрянных сосудов — 1779 и 1787 г.г., 3) евангелие — 1707 г. с надписью по листам: «сия книга глаголемая Евангелие церкви св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Зароя», 4) минеи месячные с подобной же надписью от 1785 г. Есть надписи на двух книгах — минеи месячной и службе Николаю Чудотворцу — 1771 г. и 1791 г., свидетельствующие о иринадлежности их церкви Рождества Богородицы в селе Горах.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 г., исповедные росписи с 1829 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала 40 руб.; б) от служб и требоисправлений до 382 руб.; в) от хлебного сбора 15 руб.; г) от земли пахатной и сенокосной 80 руб., а всего до 517 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахатной и сенокосной 47 дес.; кроме того причту принадлежит 35 дес. земли после бывшей в селе Зарое церкви; план и межевая книга на эти земли имеются. Причт владеет зежлею сам.
Приход состоит из села Гор-Пневиц и деревень: Старова (1 вер. от церкви), Конякина (2 вер.), Подольца (1/4 вер.), Окулова (2 вер.) и Юрцова (6 вер.), в которых по клировым ведомостям числится 460 душ муж. пола и 563 жен.; все православные.
С 1884 г. при церкви существует церковно-приходская школа; учащихся в 1893 г. было 20.
По материалам издания Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск второй. Переславльский и Александровский уезды. — Владимир, 1895.
Своды когда-то величественного храма местами обвалились. На двух-трех окнах сохранились витые металлические решетки. По какой-то причине большевики не взорвали колокольню — возможно, в церкви был склад или храму нашли другое хозяйственное применение. Лестница на колокольню разрушена. А деревянные купола фантастическим образом уцелели. Архитектурно храм интересен четырьмя круглыми башенками вокруг главного здания. Изнутри можно рассмотреть остатки древних фресок. Внушительный деревянный оклад, лишенный иконы, беспомощно повис над нашими головами. Стены церкви обступает стена крапивы. Вокруг храма прямоугольником тянется ров — вероятно, здесь когда-то проходила стена (мы нашли только один камень из этой ограды). Деревья внутри периметра восхищают исполинскими размерами. Даже березы своей мощью напоминают, скорее, вековые дубы, а не воспетые Есениным символы Руси. За храмом простираются золотистые поля, разделенные с пастельно-голубым небом темной полоской леса.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=6048