Гончарова Наталья Сергеевна, выдающийся представитель русского авангарда (1881-1962)

Гончарова Наталья Сергеевна,выдающийся представитель русского авангарда
(1881-1962)

ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (3.06(22.05).1881, Ладышкино Тульской губернии — 17.10.1962, Париж), российский живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор.
Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х, один из самых ярких сценографов ХХ в. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта).
В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С.М. ВОЛНУХИНУ и П.П. ТРУБЕЦКОМУ, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К.А. КОРОВИНА); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909. В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося живописца М.Ф. ЛАРИОНОВА, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве.
В 1907-1911 живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного.
В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалипсические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме – привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.
С начала 1910-х Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление – изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма – в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А.Е. КРУЧЕНЫХ и В. ХЛЕБНИКОВА («Мирсконца», 1912; «Игра в аду», 1912; «Взорваль», 1913; «Пустынники», 1913).
Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет».
В 1911-1912 – член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (1912).
В 1914 Гончарова по заказу С.П. ДЯГИЛЕВА создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву.
В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой – театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» М. Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» М.П. Мусоргского, 1923, «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х были связаны с миром театральной декорации или костюма.
В 1920-е и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х – их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?