Часто фильмы впечатляют не только за яркую картинку или сногсшибательные спецэффекты, но и благодаря великолепному сюжету. Это ещё на заре кинематографа понял и русский сценарист Василий Михайлович Гончаров. В начале 20 столетия он специализировался на выпуске исторических пьес. В синематограф он, можно сказать, пришёл случайно. Как-то ему понадобились видеоиллюстрации для постановки былины о Степане Разине «Понизовая вольница». Гончаров обратился за помощью к кинопредпринимателю Александру Дранкову. Коммерсант, увидев сценарий, пришёл в неописуемый восторг и убедил Василия Михайловича, что произведение достойно экранизации.
Сюжет был завязан на легендарных походах Разина по Каспийскому морю против персов и заканчивался драматической развязкой с пленной княжной-красавицей. Публике картина пришлась по душе и получила невероятный успех. Гончаров был так воодушевлен отзывами критиков, что окончательно ушёл в кино. После «Понизовой вольницы» последовали и другие шедевры: «Песнь про купца Калашникова», «Ухарь-купец», «Мазепа», «Ермак Тимофеевич» и особенной легендой стала «Оборона Севастополя». К тому моменту Гончаров являлся уже сценаристом с большим именем. Режиссёр без труда нашёл деньги на съемки первого в истории России полнометражного фильма, а сам Василий Михайлович, используя связи при дворе, выбил для массовки моряков севастопольского гарнизона и несколько флотских единиц.
При создании картины впервые в России использовались и новаторские методы — гигантские декорации, одновременные съемки с разных точек и мест. Масштабы производства были огромны. Газета «Петербургская правда» сообщала со своих страниц: «В Севастополе в течение нескольких дней происходил настоящий бой. Топили наш флот на том самом месте, где действительно это событие совершалось. Израсходовано около 3000 разрывных снарядов, и всё это делалось ради кинематографа, воспроизводящего в точности картину обороны». И снова успех! Ну а сам Гончаров воплотить всё задуманное не успел. Он скончался в возрасте 54 лет в сентябре 1915 года.