Перед вами (первый снимок) керамические ворота некогда знаменитой московской мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова. Располагалась она у Бутырской заставы, между Нижней Масловкой и 2-й улицей Ямского Поля (ныне улица Правды). В 1896−1899 годах, после обвинений в растрате и финансового краха, меценат именно сюда, на окраину Москвы, перевел из подмосковного Абрамцево свой керамический завод.
Сам поселился тут же, в большом деревянном доме, оставив опечатанный шикарный особняк на Садово-Спасской. Конечно, бревенчатый дом уступал московской усадьбе Мамонтовых, но всё же был по-своему хорош: в русском стиле, с резной отделкой, балкончиком. На втором снимке Савва Иванович запечатлен в своем рабочем кабинете, расположенном в этом доме. А сам дом хорошо виден на третьем зимнем снимке, где Мамонтов держит в руках керамического медведя. Двор же был украшен скамьёй, фонтаном и бассейном, декорированными майоликой. Вдоль дорожек — керамические панно (последние три снимка).
Савва Иванович снова собирает вокруг себя молодых талантливых художников — Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Александра Головина, — и дело закипело. Продукция завода начинает пользоваться спросом, она продается не только в Москве, берет награды в Париже. Многие керамические шедевры были созданы именно здесь. Например, в бутырской мастерской Врубель создал майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем».
В будни в мастерской кипела работа по текущим заказам, а в выходные дни ее наполняли друзья хозяина – художники, скульпторы, певцы… Среди гостей можно было увидеть Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова, Василия Поленова. Дочь Поленова, Наталия, описывала эти вечера как очень весёлые и дружные.
Гончарный завод в Бутырках работал до конца жизни Саввы Ивановича — он умер здесь в апреле 1918-го. Через полгода мастерские опечатали. В августе 1919 года предприятие получает заказ на выполнение изразцов и черепицы для реставрации Кремля. В последующие 10 лет происходит развал некогда знаменитого завода: от него сначала почему-то отказывается Отдел музеев и охраны памятников искусства, затем отворачивается ВХУТЕМАС. Детище Мамонтова оказалось никому не нужным. Большинство хранившихся в мастерской форм и моделей погибли. Вот отрывок из газетной заметки 1970 годов:
«Около 40 лет тому назад на месте нынешнего неказистого строения № 7 находился один из центров художественной жизни Москвы керамическая мастерская, в которой работали крупнейшие художники того времени. От этой мастерской давно ничего не осталось. Найти ее изделия сейчас почти невозможно. Тем больший интерес представляют облицовки, сохранившиеся в виде каминов в квартирах и фрагментов, вделанных в свое время для пробы в стену сарая. Один из этих фрагментов, спрятанный в самом дальнем углу, привлекает особое внимание, настолько он художественен и оригинален. Судя по небольшим остаткам почти совершенно погибшего соседнего панно Врубеля «Марфа Посадница», на месте которого было пробито окно, Серов работал под сильным влиянием Врубеля».
#МосковскиеЗаписки