Гомель. Кафедральный собор Петра и Павла.

Свято-Петро-Павловский собор является памятником церковной архитектуры республиканского значения. Инициатор строительства — граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева-Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 г. он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена.
18 октября 1809 года на правом берегу Сожа в близости от дворца Протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем была заложена церковь. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезенной графом из Петербурга.
При всей своей простоте храм отличается замечательной гармонией частей. Здание построено в стиле классицизма высотой 25 метров. В основании храма лежит четырехконечный крест; снаружи четыре портика с колоннами дорического стиля. Храм венчается куполом. По желанию Румянцева иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными графом. Величайшей святыней храма являлись частицы мощей Святителя Николая и других святых, завещанные основателем собора. В алтаре храма находилась пергаментная грамота, в которой об этой святыни сообщалось следующее: «Благоговея к Всевышнему, Государственный канцлер граф Румянцев приносит в достояние Гомельской соборной церкви, во имя верховных Апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя Чудотворца Николая в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей разных святых православной Греческой и Российской церкви, двух сребро-злащеных киотах…»
Святые мощи до наших дней не сохранились. 9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя и праздника Святителя Николая, Петропавловская церковь была освящена. В 1826 году на 74-м году жизни Николай Румянцев скончался в Петербурге. Учитывая его завещание, тело графа было перевезено в Гомель и захоронено в левом приделе собора. Отпевал графа Н.П. Румянцева протоиерей Иоанн Иоаннович Григорович. На могиле был установлен черный мраморный пьедестал, на нем бюст из меди, изображающий графа Н.П. Румянцева. После смерти канцлера Румянецева Н.П., дворец вмести с церковью перешел во владение брата – С.П. Румянцева, а после его смерти был передан казне и в 1837 году указом Императора Николая I пожалован графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому.
В 1872 году церковь была учреждена собором, а через три года был освящен придел в честь Святителя Николая. Собор действовал и поддерживался семьей Паскевичей – известных в России меценатов, сохраняясь в первоначальной виде до революции. Вблизи собора Ф.И. Паскевичем была возведена часовня-усыпальница князей Паскевичей.
Со времени учреждения Гомельского викариатства и назначения викарием Могилевской епархии епископа Митрофана (Краснопольского) (канонизирован как священномученик) в 1907 году собор стал называться кафедральным. Последним настоятелем Свято-Петро-Павловского собора являлся благочинный Гомельского округа протоиерей Александр Зыков, в 1929 году собор был закрыт. В 1932 году в соборе разместили экспозицию исторического отдела музея, а в 1939 г году – антирелигиозный отдел, который действовал до начала Великой Отечественной Войны.
Во время оккупации стараниями ныне прославленного в лике святых архимандрита Серафима (Шахмута) и верующих г. Гомеля собор был открыт и действовал как церковь до 1960 года. 30 октября 1960 года была отслужена последняя Божественная Литургия протоиереем Василием Копычко (настоятелем), протоиереем Владимиром Котаром, священником Стефаном Гладыщуком и диаконом Феодором Хариком.
2 мая 1962 года храм превратился в планетарий, а после закрытия планетария в 1985 г. собор долгое время пустовал. Более двух лет длилась невидимая духовная война с властями г. Гомеля за передачу собора верующим людям. За это время было написано около 50 писем-прошений.
29 сентября 1989 года верующим людям были переданы ключи собора. 7 января 1990 г. на Рождество совершена первая Божественная Литургия. В августе 1990 года на Гомельскую кафедру в кафедральный Свято-Петро-Павловский собор назначен епископ Аристарх. В июне 1991 года собор посетили Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Весной 1992 года была восстановлена колокольня. В 1996 году построен и освящен крестильный храм.
11 августа 2007 года в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе состоялось торжественное прославление в лике местночтимых святых преподобной Манефы Гомельской, мощи которой покоятся в соборе.
31 октября 2009 года кафедральный собор торжественно отметил 200-летие со дня закладки и 20-летие возобновления богослужений. Торжества возглавил митрополит Филарет.
По материалам официального сайта Гомельской епархии: http://www.eparhiya.by/sobor_petrpavl_gomel.html

Петропавловский собор располагается на территории парка Гомеля. Заложили собор в 1809 году благодаря протоиерею И. Григоровичу. Храм продолжал работать даже в период оккупации. В 1962 году собор решили превратить в планетарий. С 1985 по 1989 году это святое строение было закрыто. В 1992 году восстановили красивую колокольню, в 1996 году возвели и освятили крестильный храм. В 2010 году были проведены строительные работы, связанные с реконструкцией кровли собора и купола. В 2011 году сюда внесли ковчег с частицами мощей святого пророка Иоанна Крестителя.
http://www.guidebook.by/architecture/

Возведением Петропавловского собора Гомель обязан графу Николаю Петровичу Румянцеву, унаследовавшему местечко от своего отца П.А. Румянцева и желавшего почтить память родителя. 24 марта 1808 года Н.П. Румянцев обратился к архиепископу Могилёвскому Варлааму (Шишацкому) с письмом, где излагал своё намерение устроить в Гомеле, подле собственного дворца, каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. К письму прилагался проект здания, составленный архитектором Джоном Кларком.
18 октября 1809 года протоирей Иоанн Григорович «с гомельским и посторонним священством» торжественно заложил храм, но строительство, однако, шло не быстро. Началась война, нанёсшая удар и по Гомелю, и по здоровью графа Румянцева (будучи убеждённым франкофилом, он крайне тяжело переживал «измену» Наполеона). Словом, возобновились строительные работы лишь в 1815 году. В начале 1815 года был заключён контракт с купцом новозыбковского повета Василием Петуховым, обязавшимся «строящуюся поныне в местечке Гомеле каменную церковь с колокольнею… каменною работой по назначенному плану и по указанию архитектора Кларка докончить чистою прочную отделкою». Из этого же документа мы узнаём, что первоначальный план подвергся некоторому изменению: «Контракт на отстройку церкви заключён с уменьшением прежней цены осьми сот рублей потому, что по новому плану колокольня немного ниже». Кирпич, необходимый для постройки, изготовляли на особо для того устроенном графской экономией заводе — «на Ипути подле Пахомова монастыря, откуда удобно доставлять кирпич в Гомель водой». А доставлять подрядился крестьянин Трифон Кожемякин.
К 1816 году каменщики окончили кладку стен. Вскоре здание покрыли листовым железом, а в 1818 году уже стало возможно приступить к внутренней отделке храма. Ей граф придавал особое значение, что, в частности, выразилось в отправке в Москву архитектора И. Дьячкова, снабжённого следующим поручением: «Во время пребывания твоего в Москве старайся снять несколько рисунков с иконостасов в натуре и достать таковых от архитектора. Эти рисунки должны быть из числа богатых, посредственных и простых в резьбе и позолоте, но все в хорошем новейшем вкусе». Отделка длилась несколько лет. Для устройства иконостаса граф пожертвовал образа и колонны дорического ордера. Он же взял на себя задачу снабдить новый храм всей необходимой утварью. 26 марта 1824 года Румянцев писал архиепископу Могилёвскому Иоасафу (Сретенскому), что церковь полностью готова к освящению — «благолепно украшена и снабжена священными сосудами, облачением и прочею нужною утварью». «Сим исполнив свой обет, прибавлял он, — я удовлетворяю лучшему желанию своего сердца». 9 мая 1824 года, на Николу вешнего, протоирей Иоанн Григорович (сын того Иоанна Григоровича, который участвовал в закладке храма) освятил новопостроенную Петропавловскую церковь. Прошло менее двух лет с момента освящения Петропавловского храма до того дня, когда в нём упокоился прах его основателя: граф Н.П. Румянцев умер 3 марта 1826 года в Петербурге, но согласно его завещанию, тело перевезли в Гомель и погребли в северной части храма. Отпевание совершал тот же Иоанн Григорович. В 1837 году имение Румянцевых купил герой нового времени — фельдмаршал И.Ф. Паскевич-Эриванский. При Паскевиче в Гомельском имении проводились масштабные благоустроительные работы: дворец и парк, несколько запустевшие за годы безвластия, привели в соответствие со вкусами нового владельца. Петропавловский храм оказался, однако в стороне от этих работ — он-то, в отличие от владельческой резиденции, содержался в полном порядке, и запустевшим его было никак не назвать. В 1872 году изменился статус — он был утверждён собором. А спустя три года в нём освятили придел во имя святителя Николая, небесного покровителя Н.Ф. Румянцева. В 1907 году собор становится кафедральным. Отныне в нём служил епископ Гомельский, викарий Могилёвской епархии.
После революции Петропавловский собор некоторое время оставался действующим. Но бури нового времени не обошли его стороной. Первой мерой, применённой к нему Советской властью, было изъятие ценностей в пользу голодающих. Затем, в 1923 году, с лёгкой руки ГПУ создалась самостоятельная Гомельская епархия. С той же лёгкой руки она незамедлительно стала обновленческой. Эта епархия просуществовала до 1937 года, хотя в последние годы по-настоящему не управлялась. В 1935 году собор обратили в отдел местного музея, и музейные экспозиции, носившие, по большей части, антирелигиозный характер (впрочем, тогда ведь и маятник Фуко считался почему-то зримым аргументом против христианства), находились в нём до 1941 года, когда, с началом войны, были эвакуированы. В пору немецкой оккупации в 1942 году на территории Белоруссии была организована так называемая «Белорусская Православная Автокефальная Церковь», а в её составе — возобновлена Гомельская епархия. Петропавловский собор между тем действовал уже с 1941 года. Служил в нём в годы войны преподобномученик архимандрит Серафим (Шахмуть), арестованный в 1944 году за «пособничество немецким оккупантам». Что касается Петропавловского собора, то храм, отремонтированный в 1949-1951 гг. усилиями верующих и даже надстроенный небольшой колокольней (прежнюю уничтожили в 1930-е годы), «не трогали» до 1960 года, то есть до того момента, когда хрущёвская антирелигиозная кампания достигла своего апогея. Согласно решению областного совета депутатов №444 от 9 июня 1960 года, Гомельский собор следовало изъять у «захватившей его под молитвенные цели» общины и переделать «под планетарий и маятник Фуко». Последнюю литургию в Петропавловском храме отслужили 30 октября 1960 года. Утварь и некоторые иконы из него передали единственной действующей гомельской церкви — Никольской. После закрытия собора прихожане не раз обращались к властям с просьбами о его возвращении, но прошения их оставались тщетными вплоть до 1989 года, хотя планетарий, таки открытый в храме в 1962 году, в 1985 году уже прекратил своё существование, а храмовое здание, будучи, по существу, брошенным, постепенно приходило в негодность.
В конце сентября 1989 года уполномоченный по делам религии передал верующим ключи от Петропавловского собора. Но прошло ещё несколько месяцев, прежде чем здесь стало возможным совершить первую Божественную литургию. 7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, храм Петра и Павла впервые за тридцать лет открыл свои двери перед прихожанами.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №125, 2015 г.

Замысливая строительство Петропавловского храма, граф Николай Румянцев вдохновлялся самыми высокими образцами классического стиля — соборами святого Павла в Лондоне и Казанским в Петербурге, а также парижской церковью святой Женевьевы (Пантеоном). Очевидно, что прямо воспроизвести в Гомеле Казанский собор не представлялось возможным. И дело даже не столько в неуместности подобной постройки в местечке, называвшееся тогда «соломенным» Гомелем. Однако понимать, в каком направлении, в русле какой эстетики возводить столь величественный храм, заказчик угадал верно. И, конечно, Петропавловский храм, выстроенный в центре Гомеля, сильно выделялся на фоне «Гомеля вообще». В нач. ХХ века о соборе писали так: «Из всех гомельских храмов по своему архитектурному стилю и внутреннему украшению выделяется собор. На нем лежит печать мысли и вкуса Н.П. Румянцева. При всей своей простоте, храм отличается замечательной гармонией частей. В основании храма лежит четырёхконечный крест; снаружи четыре портика с колоннами дорического стиля. Храм венчается величавым куполом». Правда при постройке он имел довольно невысокую, почти вровень с куполом, колокольню. Такой её решили сделать уже в процессе строительства, чтобы несколько удешевить и ускорить работы. После закрытия собора в 1930-х годах, колокольню разобрали вовсе, а колокола, конечно, пошли на «нужды индустриализации».
В августе 1991 года началось возведение новой колокольни. Теперь её спроектировали на один ярус выше — то есть примерно такой, какой она должна была быть согласно первоначальному плану Кларка. К весне 1992 года постройку окончили, и Петропавловский собор приобрёл свой настоящий вид. Купол собора увенчан декоративным фонариком, имеющим вид открытой ротонды с колоннами дорического ордера. Завершение купола фонариком характерно для многих классических зданий — в частности, для лондонского собора святого Павла. Барабан прорезан «двухчастными» окнами, в оформлении которых архитектор предпочёл использовать полуколонны ионического, менее строгого, чем дорический, ордера, как бы искупая этим полное отсутствие какого-либо оформления окон, расположенных по фасадам. Портик, оформляющий главный вход в храм, «продолжен» на всю его западную часть, полуколоннами дорического ордера. Четыре портика Петропавловского храма также имеют ярко выраженные «дорические черты». Это — да, конечно, капители колонн. Но если тут ещё и такие яркие приметы дорического ордера, как триглифы — элементы фриза, имеющие вид плиты, прорезанной вертикальными (треугольными в плане) желобами. Устройство Петропавловского собора «четырёхконечным крестом» так же легко читается изнутри, как и снаружи. Входя западными дверями, мы оказываемся как бы в подножии этого креста. Впереди, щедро освещённое большими окнами барабана, — средокрестие, от которого отходят два «рукава», северный и южный. «Верхняя часть» креста отгорожена от нашего взгляда иконостасом. К сожалению, первоначальное внутреннее убранство собора, столь тщательно продуманное самим Румянцевым, до наших дней не дошло. К моменту передачи храма верующим даже стёкла в окнах сохранились лишь отчасти, не говоря уже обо всём остальном. Несомненно, прежний иконостас собора, оформленный дорическими колоннами, был больше «к лицу» ему, чем иконостас нынешний, очень скромных художественных достоинств, из коих главное заключено в том, что он невысок — всего три (или даже «два с половиной») яруса. Невысок был и «румянцевский» иконостас. Судить о нём мы можем в большой степени лишь гадательно, однако, видимо, он имел ярко выраженные ампирные черты — благодаря тем самым дорическим колоннам. Имеющиеся ныне в соборе стенные росписи также принадлежат новейшему времени. В северной части собора находится рака с мощами местночтимой гомельской святой — преподобной Манефы (1918-1984). В своё время эта схимонахиня, калека с рождения, уверяла сомневающихся, что Петропавловский собор непременно вернут Церкви.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №125, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?