В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II. Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией “Культовые предметы из фондов музея” Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX – нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.
Приняв в 1856 г. в наследство от своего отца фельдмаршала И.Ф. Паскевича обширное Гомельское имение, новый владелец Ф.И. Паскевич начал обустраивать его в соответствии со своими вкусами и представлениями о целесообразности. При этом он следовал также диктовавшей новые веяния в архитектуре и изобразительных искусствах стилистике, которая в середине XIX в. выражались в увлечении историзмом, сменившим классицистические принципы. В художественном оформлении апартаментов в тот период времени свободно использовались приемы и мотивы исторических стилей, способствовавших, по мнению хозяев, организации комфортабельных условий жизни. В архитектурных и интерьерных преобразованиях Гомельского дворца, которые проводились с 1856 по 1865 гг., также наблюдалось стремление к созданию камерной и уютной обстановки. Оно выразилось в нарушении анфиладной системы размещения комнат, увеличении их числа и дифференцировании функций, в закладке лишних оконных и дверных проемов. В некоторой мере таким запросам отвечала организация во дворце домовой церкви, позволившей исполнять религиозный культ не выходя из здания, а также преградившей сквозное движение по располагавшейся вдоль одной оси линии залов.
По мнению исследователя архитектуры В.Ф. Морозова, домовая церковь во дворце Паскевичей появилась после того, как архитектор А. Голонский, который проектировал здесь интерьерные реорганизации в 1852 г., в павильоне Лазенковского дворца в Варшаве в 1840 г. устроил православную церковь. В публикации М. Хойновского «История королевской картинной галереи» также содержится информация об участии А. Голонского в реконструкциях резиденции Николая I в Лазенках, только по его сведениям, церковь там была устроена им в 1849 г. С мыслью В.Ф. Морозова об использовании варшавского образца в Гомеле можно согласиться в том случае, если бы стало известно, что А. Голонским был создан проект церкви для дворца Паскевичей, который не был реализован при жизни архитектора (он умер в 1854 г.), либо фельдмаршал выражал такое пожелание своему сыну — наследнику.
На наш взгляд, в организации Ф.И. Паскевичем культового заведения в своей усадьбе усматривается стремление вообще подражать монаршим резиденциям, где существовали дворцовые церкви, например, в петербургских пригородах: Гатчине (придворная церковь во имя св. Троицы) и Павловске (домовая церковь Апостолов Петра и Павла). Князь стремился таким образом подчеркнуть свое происхождение, обозначить свою родовую особенность, что также проявилось в установке гербового барельефа на аттике над главным входом дворца и в особом преподнесении фамильных вещей в репрезентационных залах. Он поместил в «золотой столовой» парадные портреты отца и матери, которые ограждала балюстрада из восьми хрустальных колонок, соединенных «красным канатом». Нахождению родительских изображений в зале был придан особый мемориальный акцент. Актом почитания памяти родителей, Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны, стало также устроение Ф.И. Паскевичем домовой церкви в Гомельском дворце и освящение ее в честь Святых Иоанна Богослова и Елизаветы. Она разместилась в квадратной в плане пристройке к северной галерее со стороны флигеля, в которой были «сени». От них главный вход во дворец был перемещен к портику, обращенному в сторону площади, где вместо крыльца был пристроен пологий двухсторонний пандус — площадка для парадного подъезда гостей. Экстерьер церковного помещения, как видно на дореволюционной фотографии дворца, был выражен над крышей пристройки луковичной главкой с крестом. Под церковью должны были находиться погребальные склепы. Их внешнее оформление с северной стороны представлял имитированный ризалит на уровне цоколя с двускатной крышей и окном, со стороны флигеля — вход(?) с коротким ограждением в виде металлической решетки, над которым был трапециевидный постамент черного мрамора.
По «Дополнительным распоряжениям», «касающимся Гомельского дома», которые в 1858 г. были присланы князем из Петербурга, в церкви предполагалось устройство иконостаса с иконами Святителя, Божьей матери на холсте, а по бокам святых Михаила и Стефана. В полисе «Варшавского страхового от огня общества» 1883 г. (?) под литерой «H» значится «Каменная на сводчатом подвальном этаже крытая железом домовая церковь, высота подвального этажа 2 сажени, от подвала до крыши 3 сажени, в ней иконостас окрашен на масле с вызолоченными царскими воротами и резными украшениями с десятью писанными на холсте иконами. Над церковью небольшой купол с главою и вызолоченным яблоком и крестом».
Сегодня нам сложно говорить о деталях ее интерьера. Можно предположить, что алтарная часть по традиции, сложившейся в российском культовом строительстве второй половины XIX в., была выполнена в «русском стиле». Таким образцом служит часовня в особняке Паскевичей на Английской набережной №8 в Петербурге, изображения которой сохранились в архиве Комитета Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры г. Санкт-Петербург (Россия) . Этот дом Ф.И. Паскевич приобрел у графини А.С. Потоцкой в 1856 г., и сразу, как и в Гомеле, затеял в нем ремонт. Учитывая тот факт, что многие художественные реорганизации этого сооружения во многом перекликаются с архитектурными приемами, использованными при реконструкции Гомельского дворца, схожим могло быть также оформление одновременно созданных культовых помещений.
Прямоугольное перекрытие павильона, в котором была устроена церковь Иоанна и Елизаветы, было заменено на сводчатое. Об этом свидетельствуют чертежи из Белорусского государственного архива научно-технической документации, которые были выполнены в процессе восстановительных работ дворца после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. В церкви находились ценнейшие произведения культового искусства: серебряные, мозаичные, резьба по кости, перламутру, вышивка золотной, серебряной нитями, инкрустация жемчугом, драгоценными камнями, золоченая бронза. Только икон насчитывалось 120. Они были выполнены в технике темперной и масляной живописи, облачены в бисерные и серебряные оклады. После Великой Отечественной войны из прежнего культового собрания дворца Паскевичей в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля сохранилось всего 12 предметов.
По окончании реставрационных работ дворца, проводившихся в 1995-2003 гг., в процессе его приспособления под музей в бывшей домовой церкви была создана экспозиция, в которой показаны произведения культового декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Ее экспонатами являются церковные книги, алтарные принадлежности, облачение священнослужителей, иконы, как из бывшей коллекции Паскевичей, так и поступившие в фонды музея в результате послевоенной собирательской деятельности его сотрудников. Такой прием с одной стороны, создал прекрасную средовую обстановку для церковной утвари, с другой, усилил «звучание» интерьера бывшей домовой церкви Святых Иоанна Богослова и Елизаветы в Гомельском дворце.
Литвинова Т.Ф., заведующая художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. http://www.palacegomel.by/index.php?newsid=430