Название селения Головино, которое находилось на месте нынешних Кронштадского бульвара и Смольной улицы, происходит, видимо, от прозвища боярина И.В.Ховрина-Головы.
Головино часто меняло владельцев. В разное время им владели дворяне Хлоповы, камергер Хитрово, бригадир Голохвастов, Хлебниковы, полковник Обольянинов.
Во второй половине XIX века владелицей Головина становится В.И.Головина. Очень религиозная, склонная к мистицизму, она способствовала возникновению в Головине Казанской женской общины. В 1882 г. возводится церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1885 г. император Александр III именным указом закрепляет за общиной подаренные земли, а 7 марта 1886 г. Синод постановляет переименовать общину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15 монашествующих и стольких же послушниц.
В 1887 г. вологодский купец М.Н.Киселев на свои деньги строит в Головине каменную церковь Живоначальной Троицы. В монастыре строится больница и богадельня, настоятельский корпус и братский корпус с трапезной и пекарней. Перед первой мировой войной в монастырских стенах жили 150 монахинь и послушниц.
В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у нее был невзрачный. Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. В основании заложили медную доску с памятной надписью. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) — по числу лет существования монастыря ко дню закладки. Проект колокольни выполнил Александр Афанасьевич Латков (1863-1949)
— известный архитектор, который возвел немало строений в Москве и Подмосковье, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре.
В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов. Окончательно монастырь был закрыт в 1929 г. Монастырские здания были перестроены и использовались в иных целях, а в 70-х гг. XX века все они, за исключением колокольни, были снесены, чтобы освободить место для нового жилого района.
Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В настоящее время она приписана к находящейся неподалеку церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, в ней открыта часовня.
Основан при селе Головино в 1876 году московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым. Первоначально именовался общиной, а в 1886году получил статус монастыря. В начале XX века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа. В 1925 году монастырь был упразднён и обращён в приход.
На месте монастыря был устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Они остались жить в селе Головино, молиться ходили в бывший монастырский храм и работали в санатории посудомойками и т.д. Таким образом они прожили здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву.
В 1928 году у монастыря отобрали деревянную церковь и землю, но служба продолжалась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей. В 1929 году священника Казанского собора Василия Лихарева репрессировали, после чего храм был закрыт. В монастырском соборе разместился клуб; в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали. К XXI веку сохранилась лишь монастырская колокольня.
В настоящее время в здании сохранившейся колокольни бывшего монастыря действует часовня, приписанная к Знаменскому храму в Аксиньине.
http://drevo-info.ru/articles/3463.html
Обитель трудов и милосердия. Село Головино и Казанский монастырь.
Внимание многих проходящих и проезжающих по Кронштадтскому бульвару, привлекает одиноко возвышающаяся колокольня вблизи от места пересечения со Смольной улицей. Когда-то это величественное сооружение господствовало над местностью и было хорошо видно за несколько километров. Это всё, что осталось от процветавшей здесь в конце XIX — начале XX века женской Казанской Головинской обители, широко известной и очень популярной в народе.
Село Головино, известное с XVI века, в XVII столетии значится в документах то деревней, то сельцом, и часто меняет хозяев. В начале XIX века село имело 11 дворов. В 1850 году селом владел полковник М.М. Обольянинов, а позднее оно было продано Головиным. Главный дом усадьбы представлял собой деревянное строение, типичное для помещиков «средней руки». Новая хозяйка имения, В.И. Головина, была очень набожной и совершала поломничества в Оптину пустынь и Троице-Сергиеву Лавру. В нижнем этаже своего московского дома она разместила приют для странников и богомольцев. В 1869 году хозяйка пригласила поселиться в её усадьбе старца Иродиона, родом из Рязанской губернии. Для него в парке была выстроена келья. Позднее в имении появились три землячки Иродиона, привезшие икону Казанской Божией Матери.
В 1872 году было выстроено двухэтажное здание, в котором нижний этаж был занят кельями новых послушниц, а верхний — домовой церковью Всемилостивого Спаса. Старец, к этому времени принявший схиму под именем Николая, вскоре скончался. Однако дело создания общины попало в надёжные руки: в 1876 году купец Н.И. Сидоров, с целью устройства богадельни, купил у Головиной восемь десятин земли и тут же начал стройку. Пять лет спустя от приобрёл у наследницы имения всю оставшуюся землю; и это вместе с ранее купленным участком составило около квадратного километра парка, лугов и других угодий. После этого последовала просьба к митрополиту Московскому учредить в сельце Головине Казанскую женскую общину. Причём Н.И. Сидоров взял на себя все расходы по созданию и поддержанию общины. Уже через год была построена деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Казанской Божией Матери, а девятнадцатого октября 1882 года она была освящена. В марте 1886 года решением Святейшего Синода община была преобразована в Казанский общежитейный монастырь со штатом из пятнадцати монашествующих и столько же послушниц. Монастырь оказался единственной женской обителью в Московском уезде. Сюда потянулись склонные к благотворительности люди. В 1887 году вологодский купец М.Н. Киселёв выстроил здесь на свои средства каменный соборный храм Живоначальной Троицы с двумя приделами — Марии Магдалины и иконы Черниговской Божией Матери. Тогда же построили двухэтажное кирпичное здание для больницы и богадельни.
С годами обитель значительно выросла. В 1901 году здесь открылась школа, в начале XX века поставлена каменная ограда. Всего монастырю принадлежало 63 десятины земли в Головине и 75 десятин леса в Московском уезде. В 1894 году появилась каменная ограда. На территории обители возделывался сад, был здесь и пруд. В 1911 году губернскими архитектором и инженером был утверждён проект новой каменной надвратной колокольни. Закладка её состоялась в июле того же года, и строительство совпала с двадцатипятилетием обители. Разработал проект в новорусском стиле архитектор А. Латков. Таким образом, за какие-то четыре десятилетия возник у дороги, шедшей из Никольского в Ховрино, прекрасный архитектурный ансамбль и духовный центр, известный далеко за пределами Московской губернии.
В 1922 году в монастыре прошла реквизиция ценностей. Однако община продолжала держаться; для того, чтобы ослабить придирки властей, зарегистрировали трудовую артель. Трудолюбивые монахини ещё в конце XIX века славились своим рукоделием: на Всемирной выставке в Париже в 1900 году их золотошвейная работа получила «Гран-При». Славились успехи насельниц в области агротехники и в молочно-товарном хозяйстве. Во всяком случае, окончательно закрыли монастырь только в 1929 году, когда репрессии против церкви приняли уже лютые формы. Ещё в середине 20-х годов часть зданий в монастыре стали захватывать местные власти и использовать под жильё. В 1970 году окончательно снесли все оставшиеся постройки, доведённые до аварийного состояния. Сровняли с землёй и кладбище. Теперь колокольня взята под охрану как памятник архитектуры.
Из книги «Москва 850 лет». Северный административный округ. 1997 г., стр. 28-29
На севере Москвы во дворе обычной многоэтажки стоит одинокая колокольня. Это всё, что осталось от некогда крупного монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.
В ХIХ веке село Головино находилось далеко за пределами Москвы. Местные помещики — супруги Головины — были люди набожные, никому не отказывали в милостыне, принимая паломников и юродивых. Как-то попросил у Головиных крова странствующий схимонах Николай (Иродион Иванович Гулин). Его поселили в небольшом домике в господском парке — там, где обычно останавливались странствующие богомольцы. Довольно скоро старец Николай благодаря мудрым наставлениям и своей благочестивой жизни стал известен во всей округе. В 1862 году старца навестили две паломницы из Рязанской губернии и передали ему драгоценный дар — Казанскую икону Божией Матери, написанную академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. А вскоре праведному Николаю было видение, открывшее ему, что на этом богоизбранном месте появится со временем святая обитель. Так и случилось. Спустя 13 лет состоятельный купец Николай Игнатьевич Сидоров основал здесь богадельню при домовой усадебной церкви в честь Спаса Всемилостивого. А в 1881 году он подал прошение на учреждение женской монашеской общины. Получив положительный ответ, Николай Иванович возвёл деревянный Казанский храм, где поместил икону, некогда принадлежавшую старцу Николаю. Число насельниц постепенно росло. Через три года здесь уже было 55 сестёр и 80 послушниц.
В 1886 году община превратилась в монастырь, а в 1887 году на средства другого купца, Николая Киселёва, возведён каменный Троицкий храм с двумя приделами в честь Черниговской иконы Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. По Божьему Промыслу первой настоятельницей обители стала инокиня Магдалина (Мария Стрельникова) — одна из тех девушек, которая когда-то навестила старца Николая в усадьбе Головиных. Своего расцвета монастырь достиг при следующей игуменье Олимпиаде, которая управляла обителью с 1893 года. При неё на средства монахини Рафаилы (Акилины Смирновой, бывшей в миру богатой промышленницей) возвели больничный корпус с храмом во имя святой мученицы Акилины. К началу ХХ века монастырь обзавелся большим хозяйством. Монахини разводили домашний скот, трудились в саду и на огороде, несли послушание в монастырской больнице и богадельне. Кроме того, при обители была иконописная мастерская и школа рукоделия, которая славилась на всю страну. Золотошвейные работы монахинь поражали своим мастерством и изяществом. На международной выставке в Париже в 1900 году они были удостоены высшей награды — Гран-при. В 1906 году здесь появилась каменная ограда со святыми вратами, а в 1913-м — новая колокольня, возведённая по проекту архитектора Александра Латкова, автора многих построек Троице-Сергиевой Лавры. Перед революцией в монастыре жили 150 сестёр и послушниц.
После прихода к власти большевиков монахини организовали на территории монастыря рабочую артель, но в 1923 году она была распущена, а церковные ценности конфискованы. В 1929-м обитель и вовсе закрыли, а через два года у верующих отобрали и последний действующий храм. «Непрофильные» монастырские постройки отдали под общежитие тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева. В соборе большевики открыли клуб, в склепе устроили склад зерна, а кладбище просто перепахали. Но почитаемую Казанскую икону Божией Матери удалось спасти — её перенесли в Знаменский храм села Аксиньина. Священники Головинского монастыря архимандрит Амфросий (Астахов) и протоирей Василий Лихарев были репрессированы и расстреляны.
Когда на эти земли пришла Москва, ветхие постройки снесли, монастырский двор зачистили, и на пустом месте построили квартал безликих бетонных многоэтажек. Чудом уцелела лишь колокольня… Несколько лет назад благодаря стараниям настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине священника Владимира Герасимова и прихожан колокольню отреставрировали, а на первом этаже открыли часовню. В декабре 2012 года, через восемьдесят с лишним лет после разорения монастыря, на колокольне зазвучали колокола — над округой вновь поплыл малиновый звон.
Из журнала «Православный Паломник». Выпуск №11, ноябрь 2014 г /Фёдор Дядичев. «Головинская Свеча/.