Голощапово. Церковь Рождества Христова.

Село Голощапово расположено на довольно возвышенном месте. Через него с давнего времени проходит большая дорога от г. Крапивны к г. Ефремову.
Приход, по преданию, прежде назывался Рождественским, вероятно, по храму и только впоследствии стал называться Голощаповым, но когда и почему было присвоено ему такое название, с точностью неизвестно. Вероятно, оно произошло от забытого владельца этой местности. К приходу этого села на расстоянии в 2,5 верст, принадлежит деревня Старая Крапивенка. Такое название она получила от того, как говорит предание, что в древности на этом месте был г. Крапивна, разоренный до основания во время татарских нашествий и впоследствии переселенный за 18 верст от сей местности на берег реки Упы. Видимым основанием для этого предания служат доселе существующие урочища, земляные валы, курган, окруженный валом, два кладбища с памятниками из диких камней и прочее. Бывали случаи, когда или люди выкапывали в этой местности, или сильный дождь вымывал на поверхность медные кресты, створчатые иконы, старинные серебряные монеты и глиняные мелкие сосуды с медною монетою древних времен. Кроме того, самая местность, идущая от г. Крапивны до деревни Крапивенки носит названия то Пушкарской слободы, то Казачей слободы и прочие названия, свойственные скорее городу, чем деревне. На этом основании можно с уверенностью предполагать, что в глубокую старину на месте этой деревни действительно находился г. Крапивна.
Когда же г. Крапивна построился на новом месте, разоренная старая Крапивна со всеми своими урочищами, вероятна, была пожертвована кому-либо из служилых лиц того времени, и новый владелец стал заселять ее своими людьми, которые таким образом смешались с оставшимся там прежним населением. Со временем появилась нужда в построении храма. Когда и кем он в первый раз был устроен, а также, почему отнесен на 2,5 версты в с. Голощапово, сведений не сохранилось.
В настоящее время в с. Голощапове храм каменный, во имя Рождества Христова, он построен был в 1750 г., по преданию, генерал-аншефом Иваном Ивановичем Леонтьевым. Этот храм был настолько прочно устроен, что в течение 150 лет своего существования ни разу не потребовал капитальной ремонтировки, кроме немногих поновлений и украшения внутри. В трапезной церкви в 1795 г. устроены были два придела небольших размеров: во имя св. Николая и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Иконостас и иконы, помещенные на нем, остаются в том же виде, в каком они находились при основании храма. Из древних икон замечательны: икона Казанской Божией Матери и Скорбящей, а так же икона вмчц. Варвары в серебряно-вызолоченной ризе. Эта последняя икона – подлинный снимок с иконы, находящейся в Киевском храме великомученицы.
На содержание храма имеется капитал в 885 руб., прихожан муж. пола 943 души и жен. пола 994 души. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, церковной земли 37,5 десятины, в том числе усадебной 3 десятины, под сенокосом и неудобной 4 ½ десятины, остальная пахотная. В приходе есть земская школа.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула. 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 496.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?