Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения. Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789г. было разрешено подвести под неё каменный фундамент и покрыть тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Но, скорей всего, в 1790 г. вместо ветхой церкви просто поставили новую, также посвященную величайшему евангельскому событию – Рождеству Христову. По некоторым данным сруб для здания новой церкви был куплен у помещика Волконского из села Кривцы. Известно, что церкви Рождества Христова принадлежали небольшие земельные угодья. В её ведении находилась 1 десятина усадебной земли и 33 десятины земли пахотной и сенокосной. Как пишет исследователь истории Коломенского края Г. И. Бычков: «Дома священнослужителей были собственные и стояли на церковной земле. Постоянного оклада они не имели, и содержание их было «скудным»» (Г.И. Бычков «Коломенская церковь», М., 2001 г., стр. 51).
К сожалению, известны имена лишь немногих священнослужителей, служивших в этом храме. Людская память сохранила до нас дорогие имена первого настоятеля храма священника Михаила и последнего – священника Александра. Некоторые имена священнослужителей мы узнали из архивных данных. В 1813 г. в нашем храме служил священник Иоанн Иоаннов, о котором известно, что он «в школах не был», то есть не имел богословского образования. В «Метрической книге для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших» Христо-Рождественской церкви села Гололобово Коломенского уезда Протопоповской волости» значится, что с марта 1829 г. в ней служил священник Василий Померанцев вместе с псаломщиком Василием Введенским, еще одним настоятелем храма Рождества Христова был священник Сергей Петрович Птенцов, который по окончании Московской Духовной семинарии в 1867 г. был рукоположен в священный сан и направлен в с. Гололобово. За обращение в Православие старообрядцев и безвоздмездное прохождение должности увещевателя и приведение к присяге мировых судей Коломенского уезда отец Сергий был удостоен церковных наград в виде архипастырских благословений. В 1879 г. его назначают благочинным, но по состоянию здоровья он не мог долго занимать эту должность, и согласно поданному им прошению был от неё освобождён, а в 1888 г. переведен в с. Дарищи. При богослужении ему тогда помогал пономарь Илья Орлов. С 1877 г. до определённого времени в нашем храме часто совершал богослужения протоиерей Виктор Давидович с диаконом Иаковом Иваницким и пономарем Трифоном Макаревичем. Протоиерей Виктор скорее всего не был настоятелем храма Рождества Христова, а всего лишь замещал больного и немощного священника Сергия Птенцова. После священника Сергия Птенцова следующим настоятелем стал отец Иоанн Карпов. С его именем связана постройка нового каменного храма и обновление всей жизни в селе Гололобово. Неутомимый труженик и ревностный пастырь, он не жалел своих сил для возрождения потерянного благочестия в народе.
В 1877 г. Иоанн Карпов, окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу при Старо-Голутвинском монастыре г. Коломны, где проводил долитургийные беседы с народом. В 1887 г. он был посвящён в священнический сан и назначен настоятелем «храма Рождество Христово с. Гололобово, Протопоповской волости, Коломенского уезда». В то время это был бедный приход, не смотря на то, что Гололобово было знатным селом и имело своих ямщиков. Первое на что обратил внимание отец Иоанн, когда стал настоятелем церкви Рождества Христова, было неудовлетворительное духовное состояние жителей: повальное пьянство, редкое посещение церковных служб и равнодушие к церковной жизни. Ко всему этому в селе царила бедность – ведь крестьяне несли деньги в кабак. Казалось, что вдохнуть церковную жизнь в стены заброшенного храма, просветить светом Христовым темных, заблудших людей было не под силу. Нужно было что-то необычайное, то, что заставило бы людей отойти от пагубных пристрастий. И вот, отец Иоанн решил строить новый храм, каменный и необычайно красивый. Деревянный храм, в котором до этого времени служили, стал ветхим. Вдобавок в нём не было отопления, поэтому зимой молящиеся мёрзли, а из-за небольших размеров в нём было ещё и тесно. В 1888 г. на средства местного помещика Гридина, который являлся церковным старостой, и его жены, землевладелицы Аполлинарии Дмитриевны Гридиной, был заказан проект у известного тогда московского архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова. Дмитрий Евгеньевич Виноградов в 1885 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и был членом Московского архитектурного общества.
За четыре года строительства на месте ветхого храма возвысилась красивая каменная церковь, существующая до настоящего времени. Построенная в стиле позднего классицизма, она представляла собой сложное архитектурное строение. Венчал храм шатровый купол с кокошниками и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над западной и южной папертью. У храма имелась просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из посаженных деревьев и обнесённых канавой. Помещик Гридин, как врач, хотел, чтобы престол построенной им церкви был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Но священный Синод отклонил его просьбу, и по существующей церковной традиции постановил освятить церковь, как и прежде – в честь Рождества Христова. В новый изящный храм потянулись люди. Но шли они не только в красивое здание, они шли к дорогому батюшке, в котором видели своего духовного руководителя и заботливого отца. А заботы о своей пастве отец Иоанн проявлял немалые. В 1890 г. он открывает Общество трезвости, в 1896 г. – церковно-приходскую школу (в 1901 г. для неё был выстроил отдельное здание, затратив и свои собственные деньги), в 1897 г. – приходское попечительство о бедных. Для того, чтобы народ окончательно отучить от пьянства и привить ему культуру трезвого общения в 1903 г. батюшка на средства Московского губернского комитета попечительства о народной трезвости построил чайную (на её месте сейчас стоит магазин), в которой сам стал распорядителем. Заботясь о воцерковлении своей паствы, при храме был организован любительский церковный хор, который существовал до революции в течение 25-ти лет. Эти заслуги отца Иоанна Карпова не остались не замеченными. В 1891 г. Коломенское земское собрание выразило ему благодарность за успехи в деле народного просвещения и распространение трезвого образа жизни среди прихожан. В 1890 г. был награждён набедренником, в 1906 г. – камилавкой, а в 1910 г. – наперсным крестом. В 1907 г. назначен благочинным 3-го округа Коломенского уезда, в 1914 г. за успехи в преподавании Закона Божия награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В 1916 г. отец Иоанн был возведён в сан протоиерея. Прихожане любили своего батюшку. 15 ноября 1912 г. всем селом отмечали 25-летие служения настоятеля церкви Рождества Христова. У отца Иоанна и его супруги Екатерины Матвеевны было двое сыновей: Сергей (род. 1884 г.), окончил Московскую Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей; и Николай (род. 1892г.), учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета. Вместе с отцом Иоанном служил диакон Антоний Димитриевич Пашков и пономарь Илья Орлов. Церковным старостой был дворянин, помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов. Записи сделанные в Метрической книге рукой протоиерея Иоанна Карпова обрываются в декабре 1918 г. Далее он служить не мог по старости и по причине болезней. Богослужения вместо него совершали приходящие время от времени разные священники. В 1926 г. он мирно отошёл ко Господу, и был похоронен на почётном месте – за алтарём построенного им храма. Не так давно была обнаружена его могила. Теперь в возрождающемся храме возносится за протоиерея Иоанна постоянная молитва. Вечная ему память! До первой четверти ХХ в. оба храма, каменный и деревянный, простояли вместе. Рядом с деревянным храмом находилось церковное кладбище. На нём в 2004 г. были обнаружены могильные плиты приблизительно XVI века. Здесь же находились могилы действительного статского советника А. Н. Сазонова, генерал-лейтенанта Ф. А. Преображенского и генерал-майора П. И. Вельяшева, помещика Бьорка.
В 1924 г. деревянный храм был разрушен. Недолго после этого действовал и каменный храм, в 1929 г. с него сорвали главный колокол, разрушив при этом один из столпов колокольни, а в 1931 г. вообще закрыли. Судьба последнего настоятеля храма священника Александра нам, к сожалению, не известна. Скорее всего, его постигла та же участь как и многих священнослужителей того времени. Позже убранство храма было взято местными жителями на хранение или разграблено, а здание приспособили под различные нужды. Сначала в нём располагалось зернохранилище, во время Великой Отечественной войны устроили скотобойню и забивали коней, с 1945-49 гг. был клуб и показывали кино, потом открыли грибоварку. В 1950 г. за ветхостью упал центральный купол с крестом, который оттащили и бросили в реку. В последнее время в церкви располагался склад азотных удобрений. Их действие сильно повредило внутреннее помещение храма. Запах аммиака до недавнего времени сильно ощущался за богослужением вместо запаха благовонного ладана, а впитавшиеся в стены удобрения до сих пор разрушают их изнутри.
В 1995 г. церковь Рождества Христова была передана Русской Православной Церкви. Первым настоятелем после возвращения храма верующим был назначен протоиерей Виктор Спиридович. В 1999 г. настоятелем был назначен преподаватель Коломенской Духовной семинарии священник Дионисий Басов. С этого года в церкви начались совершаться регулярные богослужения и продолжились восстановительные работы. В 1999 году на пожертвованные средства внутреннее помещение храма было заново отштукатурено, постелены деревянные полы, а в следующем – восстановлен центральный купол с позолоченным крестом. В 2007 г. закончили восстановление колокольни храма. В 2008-2009 г. восстановили кирпичную кладку боковых маковок.
Прим. мод.: текст приводится по материалам приходского сайта