Годеново. Церковь Иоанна Златоуста.

Затерялось маленькое село на российской масштабной карте, промчится мимо лихой водитель по неотложным делам, глянет мельком в сторону одиноко стоящего почти на пустыре храма и не догадается, что там крест. А история креста — история знамения с неба. 1423 год — эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день — 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Пасли и пасли, дело привычное, знакомое. Только вдруг увидели они в глубине большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Звал к себе вопреки житейской логике. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте — к Свету. И увидели Крест, а на нем распятого Спасителя. А рядом стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут…» Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и чудотворца Николая, а придел — в честь Животворящего Креста Господня.
Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Летопись рассказывает об этом подробно. Храм решили все-таки строить не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли Божьей, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий… Построили. Дубовую, ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный Крест. Но проходит время — случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, — конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону святителя Николая — по левую. «Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста…» — услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви. Да только сгорела та книга…
Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм. Чудотворная икона святителя Николая исчезла. Сейчас в Годеново подворье Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме святителя Иоанна Златоустого и находится ныне Животворящий Господний Крест.
По материалам сайта www.petrovsk.ru

Годеново, село казенного ведомства, стоящее при озере Годеновском и реки Черной, в 25 верстах от Ростова. В настоящее время в нем считается 29 дворов, 81 ревизская душа и столько же наделов.
Местная каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь построена прихожанами в 1794 г., с двумя престолами: св. Иоанна Златоустого и Боголюбской Пресвятой Богородицы. До означенного года здесь находилась церковь деревянная, которая по причине ветхости была нарушена. В церкви нет ни чудотворных икон, ни старинных облачений и книг, а из рукописей хранится одна храмозданная грамота 1794 г. Из старинной утвари здесь находятся: оловянный сосуд с двумя блюдцами и медной лжицей, оловянный дискос, оловянный ковчег, оловянная дароносица и копье; с какого времени находятся здесь эти вещи – неизвестно.
Всех крестных ходов 12, при церкви села находится 124 десятины земли и приход из 6 селений. У находящегося близ с. Годенова и Осоева родника или колодца построена часовня, народ уставил ее образами, поднимает из села кресты, служит молебны, совершает омовения и считает это место чудотворным, вешая при этом разноцветные ленточки, крестики и бросая в воду деньги.
С 1876 г. здесь открыто сельское училище.
А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

Недалеко от города Петровска есть удивительное место — небольшое село Годеново. Здесь стоит храм Иоанна Златоуста — церковь, в которой уже без малого сто лет хранится великая святыня — небоявленный Животворящий Крест Господень. Златоустовская церковь была построена в 1794 году, и с тех пор ни разу не закрывалась. Ни революция, ни войны словно не коснулись её. Все эти годы там бережно сохраняли старинные росписи начала ХIХ века и иконостас того же времени. Левый придел церкви освящён в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Там в несгораемом киоте выставлен на всеобщее обозрение Крест Животворящий. Чтобы поклониться ему, в Годеново всё время едут паломники, а в Свято-Никольском монастыре Переславля-Залесского тщательно фиксируют все чудеса, происходящие по молитве, обращённой к древнему Распятию. Этот крест был тайно, ночью перенесён в церковь Иоанна Златоуста в 1933 году из Крестовоздвиженской церкви Никольского Погоста, и с тех пор его стали называть Годеновским Крестом. С тех пор о Кресте заботились, но для всеобщего поклонения он был, разумеется, закрыт — вплоть до 1997 года. А уже в конце ХХ века этот храм стал подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском.
С архитектурной точки зрения храм во имя свт. Иоанна Златоуста — широко распространённое архитектурное сооружение, считающееся «визитной карточкой» русского культового зодчества в ту эпоху, когда новомодные архитектурные тенденции, прижившиеся в больших городах, уверенно шагнули в провинцию, а провинция пока ещё столь же уверенно настаивала на сохранение традиционных архитектурных форм. Куб, четырёхскатная кровля, пятиглавие, шатровая колокольня — всё на первый взгляд как в допетровскую эпоху. Хотя опытному глазу, конечно, видно, что это — самый что ни на есть провинциальный ХVIII век. Пятиглавие нарочито измельчено относительно общего объёма четверика, да ещё визуально уменьшено узенькими барабанчиками и специфическими, в духе русского барокко, главками на «шейках». Это новая эстетика — эпоха могучих ярославских глав, на которых порой приходилось до половины высоты всего храма, уходила в прошлое… Да и шатёр колокольни уже не такой, как делали в ХVII веке. Одни отделённые прямым карнизом кокошники чего стоят — сравним с традиционным арочным завершением колокольного столпа, характерным для допетровского зодчества. Старые шатры являлись не только эстетическим, но и конструктивным, функциональным продолжением столпа. В ХVIII столетии у них уже скорее декоративная функция. Эта тенденция достигнет апогея ко второй половине ХIХ века — когда в эпоху расцвета «псевдорусского» стиля будет новый всплеск интереса к шатровым колокольням. Так-то оно так, да только при сравнении большинство «колоколен-ретроспекций» ХIХ века безусловно проиграет в изяществе «колокольням-оригиналам» века семнадцатого. Основание колокольни покоится на своде трапезной. Явление в русской архитектуре не очень частое, тем не менее практиковавшееся ростовскими зодчими ХVIII века. Всё, что выше сводов, в большей степени традиционно. Небольшой четверик основания переходит в восьмигранный столп.
Интересная деталь, не сразу бросающаяся в глаза, — арочные проёмы яруса звона не равны по ширине: те, что обращены строго по сторонам света, значительно шире. Алтарная часть храма представляет собой развитую полукруглую апсиду, украшенную декором, строго повторяющим убранство основного объёма, и перекрытую высокой, как бы «вздутой» конхой. Этот несколько гипертрофированный объём зримо перетягивает центр тяжести храма в сторону алтарной части — особенно это заметно со стороны северного фасада. Четверик храма — почти строго кубический объём, углы акцентированы декоративными лопатками. Перспективный портал, достаточно простые наличники и карниз «треугольниками» — узнаваемые элементы русского зодчества допетровской эпохи. Однако ни кокошников, ни тем более закомар уже нет — восемь в ряд перспективных полуциркульных ниш между двумя карнизами как бы намекает на пояс кокошников, но при ближайшем рассмотрении оказывается бутафорией. Ворота с оградой появились значительно позже самого храма, однако хорошо вписались в общий ансамбль. Их воздушное изящество стало хорошей архитектурной антитезой массивному Боголюбскому приделу, несколько «рапластавшему» храм по площади, «прижавшему» его к земле. Максимально приближенные к западному фасаду, воротца словно вписываются в него, активно вступая в общую игру архитектурных объёмов и вертикалей.
Интерьер Златоустовской церкви логично распадается на два самостоятельных объёма: собственно «главный храм» и придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это само собой разумеется. Но есть и кое-что вне привычной логики: так уж сложилось, что «главный храм» в наши дни фактически является второстепенным объёмом, основное внимание акцентировано на приделе… Неудивительно — ведь именно в приделе находится главная Святыня — Животворящий Крест! С другой стороны, основной храм интересен своими фресками и иконами. Храм летний. Внутренний объём его двухсветный, стены выкрашены в умиротворяющий нежно-сиреневый цвет. Большую площадь занимают фрески, выполненные, однако же, не сплошной стенописью, а как бы в виде заключённых в рамы картин. Это — хорошо узнаваемая стилистика и техника ХIХ века: никогда не закрывавшемуся храму посчастливилось сохранить оригинальные росписи. Ими покрыты своды храма, в нишах окон — ростовые изображения святых. Очень хорош современный фрескам, золочёный резной четырёхъярусный иконостас, изготовленный с большим мастерством. Особенно эффектны детали растительного орнамента и искусно украшенные царские врата, по обе стороны которых — образа Спасителя и Божией Матери в драгоценных окладах. Иконостас увенчан распятием. В арочном переходе из трапезной в собственно храм, на стене справа, располагается храмовая икона Святителя Иоанна Златоуста.
Боголюбский придел, примыкающий к основному зданию с севера, оформлен более лаконично: в центре Животворящий Крест Господень, к-ый располагается справа от иконостаса. Алтарная преграда одноярусная. Фресок нет — стены покрыты побелкой. По стенам висят чтимые старинные иконы, среди них — Боголюбский образ Божией Матери, Иоанн Предтеча и Святой Георгий с житием и другие иконы.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №230, 2017 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?