Монастырь посвящен свт.
Николаю. Название «кончул» переводится как «сужение реки».
Монастырь находится в южной
Сербии, близ г. Рашка. Обитель стоит среди гор, внизу протекает р. Ибар.
Точное время основания
монастыря не известно, есть свидетельство в летописях, что великий князь Сербии
Стефан Неманя (впоследствии святой Симеон Мироточивый) восстановил обитель приблизительно
в 1175 году. т. е., в XII в. обитель уже существовала.
Первое упоминание о нем в Студеническом типике,
написанном святым Саввой в начале XIII века, связано с избранием игумена
монастыря Студеница, где кончулский игумен упомянут на четвертом месте между
сербскими игуменами того времени. XIV и первая половина XV веков — период
наивысшего расцвета монастыря. Но само место почиталось еще во времена
Византийской империи, о чем свидетельствуют результаты археологических
исследований, в т.ч. спектрографических анализов грунтов, проводившихся в 70-х
гг. ХХ в. (были обнаружены захоронения).
От средневековых построек
сохранились фундаменты и нижние части стен. По ним можно судить, что обитель
представляла собой цитадель, где внутри стен помещались храм, жилые и
хозяйственные постройки. Существующий храм построен в XIX в. на старом основании, причем по размерам он
меньше, чем его предшественник. Средневековый храм имел северный придел с
апсидой. При постройке позднего храма использовались сохранившиеся элементы
старого: фрагменты декора, мраморные обрамления оконных и дверных проемов. Сохранился
также фрагмент мраморного пола с розеткой, украшенной резным орнаментом.
Фрагменты древних захоронений и декоративных деталей собраны и экспонируются в
западной части храма.
К западу от храма в земле
сохранились захоронения XIV в.
Уцелевшие остатки кладбища находятся у южной стены храма.
Предположительно, в XVII
веке, во время австрийско-турецкой войны, монастырь пришел в запустение храм
был разрушен. В 1861 г.
храм был восстановлен и действовал как приходской храм до конца ХХ в.
Монастырская жизнь была
возобновлена в 1999 г.,
когда сюда пришли сестры из монастыря Св. Троицы в Мушутиште (близ Призрена),
до основания разрушенного албанцами и бомбардировками НАТО. Новые насельницы
принесли святыни из своей обители – Кикскую икону Богородицы и мощи св. мч.
Иакова Персеянина. В начале ХХI в. были
построены келейный корпус с трапезной, мастерскими и домовой церковью Рождества
Пресвятой Богородицы и дом для гостей, сделана сень над источником,
благоустроена территория.
В статье использованы материалы, опубликованные на сайте Свято-Елисаветинского монастыря (г. Минск) www.obitel.minsk.by