Первый деревянный Троицкий собор был построен в Глухове в 1657 г. В 1720 году было принято решение о его перестройке из кирпича. Предполагалось что «его длина будет 15 саженей, высота до купола 9 саженей, а чертежи и пропорции как господин Гетман Скоропадский соизволит: на строительство выделить 750 рублей, кроме этого муку, крупу, мясо и масло на прокорм». Рассказывая о судьбе Троицкого собора архиепископ Филарет Гумилевский приводит перечень происшествий при его строительстве:
В 1720 году было запланировано строительство Троицкого каменного храма взамен деревянного. Средства выделило российское правительство. Однако после смерти И. Скоропадского работы почти прекратились;
Только в 1746 году закончили разборки деревянного собора и заложили новый;
В 1748 году произошёл пожар, и почти все, что успели построить, и заготовленные материалы сгорели;
В 1759 году здание, наконец, довели до покрытия, но построенная колокольня упала, при этом разрушила угол храма, а на стенах возникли трещины;
Строительство возобновили только в 1765 году, привлекая к работе архитектора А. Квасова, но после этого он заболел и поручил надзор за строительными работами своему ученику Ф. Савичу;
В 1784 году строительство почти закончили, но снова произошёл пожар, и в соборе сгорело все, что могло гореть;
Только в 1805 строительство храма было закончено.
В конце 1930-х годов Троицкий собор был властями закрыт и пришёл в упадок. На немецких фото 1941 году мы видим что собор стоит без крестов и с отлупившейся штукатуркой. В 1962 году местная власть снесла Троицкий храм, мотивируя тем, что вид собора портит город, и на этом месте устроила сквер. При этом рядом с Троицкой церковью находились ещё три церкви, которые сохранились до сих пор и являются памятниками архитектуры XVIII столетия.
Источник: Архиепископ Филарет Гумилевский. Историко-статистическое описание Черниговской епархии, в 7 книгах. Чернигов: Земская типография, Книга 7, 1873-1874, с. 276
Соборный храм св. Троицы, которого протоиерей Иван Андреевич известен в 1663 г., а другой о. Демьян Уманец, сын нежинского полковника Михаила Уманца в 1673 г. получил царскую грамоту на имения. Собор до 1744 г. был деревянный, но снабжен был богатою утварью. В нынешнем храме есть евангелие м. п. 1698 г., украшенное великолепным серебр. окладом в 1704 г. На обороте первого листа его написано: composuit haec carmina Alexiy Turansky, avdimor cloqventiae Mogiliano-Kiorensis anno 1704. Следуют стихи такого склада: «И аз многогрешный сыя в нем слышащи. Ложити кошт, на оно поисправно зращи, Оценывши, до храма Тройческа податы. В сем сот четвертом году его справоваты». И прочее…
За тем по листам написано: «Сам Христос рек про ня и святейшими своими усты: веруяй в Мене и во евангелие, аще и умрет, жив будет и вся верующему во благое бывает споспешествуемо. З якою верою, аще и дел не имеючи оправдающих мя, аз многогрешный раб Божий Алексий Михайлович Туранский, на той час сотник Глуховский, власным своим коштом и накладом сие евангелие справил и надал до храму св. живон. Троицы, соборной глуховской, за здравие и отпущение грехов своих и млажонки своей Марии и потомства своего м. Алексия м. Демьяна, Васю, Анны, Анастасию в живых, а за преставльшихся Михаила, Васю и родителей… Роблено евангелие на Москве року 1704. Ваги в нем гривен 20; дано от работы рублей сто». За тем еще надпись: «в том я сам помененный руку подписую Алексий Михайлович Туранский, сотник войска Глуховский рукою власною».
В 1708 г. в глуховском соборе совершалось действие редкое в истории. Сперва здесь признательные сердца возносили Господу благодарность за нового гетмана, прекращавшего собою народные смуты. Потом следовала печальная сцена.
Ноября 5 происходило на площади торжественное избрание нового гетмана Скоропадского на место изменника Мазепы. Ноября 6 «вошли в церковь живон. Троицы, говорит современная записка, и по эктении и молитве благодарственной, новоизбранный гетман в верности совей к царскому величеству чинил присягу… из духовных особ были у привода его к вере Глуховской протопоп, прозванием Барзаковский (Василий), да диакон в облачении… Из церкви вышед гетман был у великаго государя на личной аудиенции с полковники и старшиною». В тот же день прибыл в Глухов черниговский архиепископ Иоанн Максимович и являлся к царю.
Ноября 9 «в соборной церкви Живоначальной Троицы полковники и вся старшина давали присягу в верности царю.
Ноября 11 прибыли в Глухов, по воле царя киевский митрополит Иоасаф Кроковский и переяславский епископ Захарий Корнилович, с избранными членами своего духовенства. На следующий день «в соборной церкви Живоначальной Троицы, по окончании литургии, был соборный молебен». Государь с высокими особами также присутствовал. «После молебнаго пения митрополит, архиепископ и епископ с духовными особами вора и изменника Мазепу предали соборне вечному проклятию. Новгородка протопоп Афанасий Заруцкий сказывал казанье, напоминая о прежде бывших изменниках пространство и о проклятии вора Мазепы». Так говорит современное правительственное известие.
Странная потом была судьба Глуховского собора! Еще в 1720 г. заключен был договор, по воле гетмана, о построении кменного собора св. Троицы в г. Глухове. Но смерть набожного Скоропадского остановила дело в самом начале. Преемник его был не очень заботлив о делах благочестия. В 1774 г. Императрица Елисавета, на пути в Киев, быв в Глухове, пожелала стоить здесь каменный собор на счет казны по смете. В 1746 г. после служения в церкви св. Варвары (дерев. Соборный храм был разобран) на месте прежнего собора заложен был новый Глуховским протоиереем Алексием Гляховским, в присутствии военных чинов и граждан. Пожар 1748 г. остановил постройку храма; а комиссия о построении храма, вместо того, чтобы заниматься своим делом, принялась поверять прежние доходы и расходы собора и запутала протоиерея Голяховского, который и скончался в 1749 г. При протоиерее Семеоне Вербицком довели храм до кровли: но в 1759 г. колокольня от неисправной кладки упала и падением своим отшибла угол храма; внутри храма оказались трещины. В 1773 г. положено было исправить повреждения согласно с мнением комиссии и в следующем году приступили к делу. Едва только вся постройка приведена была к концу, как новый пожар (1784 г.) повредил купол нового храма до того, что во время дождя течь проходила в самый храм. В 1791 г. Императрица Екатерина повелела отпустить на возобновление соборного храма 10 000 руб. и утвердила мнение местного начальства разобрать храмы Михайловский и Успенский и употребить материалы в пользу собора. В 1799 г. отделаны были на хорах собора два придела северный в честь арх. Михаила и южный в честь пр. Илии. Другие три престола освящены в 1805 г. Так длилась целые 80 лет постройка собора, для которого не было недостатка в средствах!
Ныне хранятся в соборе вещи принадлежавшие Михайловскому храму и монастырю девичьему.
Первому принадлежали: а) евангелие м. п. 1681 г. в серебр. окладе. На нем запись: «сие евангелие справлено в царств. граде Москве власным коштом пана Михаила Миклашевскаго, а надано до церкви арх. Михаила, патрона своего, в Глухове, – за отпущение грехов своих и панны малжонки своей Иулиании Миклашевской и за преставшихся прародителей и кровных своих и малжонки Матроны». За тем: «в таком оферованю вышмененой особы сведома будучи я Максим Софонович Николаевский Глуховский и Алексей Туранский з многими гражданами, подписались року 1688 апр. 17», б) Потир серебр. на котором чеканью означено: «сей потир до церкви св. Михаила Глуховской подала вдовствующая сотникова Криска Никифорова собственным коштом 1738 г. Феодора». в) Медная доска с словами: «по благословению преосвященного Варлаама Ясинского православного архиепископа митрополита киевского и преосвященных архиепископов Лазаря и Феодосия – горливым радением возлюбившего благоление домов Божиих стародубского полковника пана Михаила Миклашевского и их милостей значного товариства войскового пана Максима Жураховского, пана Василия Федоровича сотника Глуховского, пани Анастасии Рубановой… основан сый храм каменным зданием во имя св. арх. Михаила и Гавриила в граде Глухове року 1693. Сентября 9».
Собственность девичьего закрытого монастыря: а) евангелие, неизвестно когда печатанное, с подписью: «сия книга отменена до церкви успения Богородицы, стараго в замену куплено и подано от пана Даниила Семеновича, за таляров десять, родом козака жителя Глуховскаго, з женою его Анастасиею и brata Михаила Миклашевскаго; надано року 1672». Другое евангелие неизвесной печати, с надписью: «надано до церкви успения пр. Богор. Глуховской чрез пана Василия Федоровича – в року 1690». Третье евангелие неизвестной печати с надписью испортившеюся, в которой видны слова: «до храма Спаса», печального храма обители девичьей. б) Потир сер. на котором означено: «року 1680 м. ианн. 31 д. преставися преосвященный архиепископ Климентий Гриковский и Мармаринский».
Замечательна в соборе старинная Печеницкая икона Божией Матери. Она стоит на западной стороне правого столба в богатом резном киоте. На ней надпись: «сия икона, именуемая Печениговскою, достославная по древности и потому, что во время пожара, как весь Глухов, так и внутренность церкви, в которой находилась сия икона, в 1784 г. августа 7 истребившаго, осталась внутри церкви токмо одна невредима. В память чего обновися ныне серебреною с позолотою ризою, в царствование Николая I при преосв. черниговском Лаврентие, усердием и коштом надворнаго советника Феодора Ианновича Александровича, по завещанию роднаго дяди его Николая Васильевича Романовскаго, 1828 г.». Икона пользуется особенным уважением граждан и вера извлекает благодатную помощь, как показали опыты. Она стояла в храме девичьего монастыря.
Собор получает с лавок дохода до 885 рублей.
Уездный город Глухов. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год.
О памятниках Глухова древнего периода ничего не известно. Одним из памятников XVII в. была деревянная церковь Троицы. На её месте в 1720 г. начали строить новую каменную церковь, которая в недостроенном виде сгорела во время грандиозного пожара в 1748 г. и окончательно была достроена лишь к концу XVIII в. уже с элементами ордерного декора. Первоначально это было трехкупольное здание, три купола, позже обстроенные массивом здания, можно было наблюдать до разрушения этого интересного памятника в 1963 году.
Известен договор 1720 г. на строительство церкви. В нем сказано: … «должина той церкви межи стен 15 сажен трехаршинных; ширина межи стен 7 сажен трехаршинных; вышина от фундамента до свода сажен 9. А чертеж и пропорции як соизволит пан гетман». Судя по дате договора это был Скоропадский. Можно предположить, что такое утверждение чертежа гетманом существовало как правило.
М. Цапенко «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.