Николаевская церковь, 1693 г. Самое древнее сооружение города. Построена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехчастная. Первоначально была увенчана тремя главами с двумя заломами.
В 1871 г. глава над приделом разобрана, и с западной стороны к нему пристроена трехъярусная колокольня, к боковым входам — тамбуры с шестиколонными портиками, покрытыми двускатной крышей, с южной стороны алтарной части — ризница с высокой односкатной крышей. Все три помещения церкви (центральный неф, восьмигранная апсида и прямоугольный притвор) соединены как срубы в деревянных церквах: по продольной оси восток — запад. Сооружение отличается величественным силуэтом масс, хотя его абсолютные размеры невелики. Это достигается исключительно архитектурными методами, так как каждая глава имеет несколько составных частей — восьмериков и восьмигранных срезанных пирамид, поставленных одна на другую, и чем выше, тем каждая составная часть уже и меньше.
Переход от широкого восьмерика к меньшему осуществляется при помощи свода в форме замкнутого срезанного пирамидального шатра, снаружи покрытого кровлей плавных очертаний. Увенчаны главы барочными грушевидными главками. Фасады церкви оформлены пилястрами, окна — наличниками с фигурными фронтончиками. Колокольня двухъярусная, нижний ярус двухэтажный, квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами, завершена главой с двумя заломами. Углы подчеркнуты пилястрами, раскрепованиыми по карнизам, окна обрамлены наличниками с фигурными фронтончиками.
Памятник — пример архитектуры украинского барокко, созданного мастером М. Ефимовым.
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.18-19, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Старинная казацкая Николаевская церковь — древнейший архитектурный памятник города Глухова. В Гетманские времена на площади перед церковью проходили Казацкие рады, на которых решали различные государственные вопросы, а в самом храме проводились пышные церемонии посвящения в гетманы. Так в 1708 г. выбирали Ивана Скоропадского, в 1727 г. — Даниила Апостола, в 1750 г. — Кирилла Разумовского. В самой церкви находится всего одно погребение — это могила гетмана Правобережной Украины М. Ханенко.
Первоначально деревянная церковь Святого Николая, простояв несколько лет, сгорела во время пожара в Глуховском замке в 1685 г. Новую каменную церковь начали строить в 1693 г. «Государев мастер кладочного дела» Матвей Ефимов. Он был и архитектором, и автором проекта, и подрядчиком, в широком понимании этого термина. Спустя два года, в 1695 г. храм освятили, и на протяжении 18 века она была главным городским храмом. Сначала церковь Св. Николая была трехчастной — прямоугольный притвор (бабинец), основной объем самого храма, и восьмигранная апсида. Все эти части были совмещены, как срубы в украинских деревянных церквях, по продольной оси «восток-запад». В 1871 г. церковь подверглась «поновлению». К бабинцу (над которым разобрали верх), искусно пристроили дополнительный притвор, увенчанный двухъярусной колокольней, верх которой имитирует традиционную украинскую трехзаломную храмовую крышу.
В 1930 г. церковь закрыли, впоследствии под ее сводами устроили склад сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб росписям. В начале 1960-х гг. храм признали памятником архитектуры, разработали проект реставрации, которая завершилась в 1992 г. В этом же году церковь вернули религиозной общине. Ныне это действующий храм, подчинененный Конотопской Епархии УПЦ.
Из материала книги-путеводителя: Удовик С.Л. Восточная Украина, изд-во «Ваклер». г. Киев, 2007 г.
Николаевская церковь, построенная в 1693 году в стиле украинского барокко по заказу глуховского сотника Василия Яловецкого, расположена на обширной площади в центре города, поэтому хорошо обозревается со всех сторон. Храм Святителя Николая Мирликийского был главным общественным зданием как казацкой столицы, так и всей гетманской Украины. На площади перед храмом собирались казацкие рады. В самом храме происходили церемонии освящения на гетманство. Здесь молились все выдающиеся религиозные и государственные деятели того времени, приезжавшие в Глухов: святитель Димитрий — будущий митрополит Ростовский, архиепископ Феофан (Прокопович), император Пётр I. Упоминал глуховскую церковь и Тарас Шевченко в поэме «Иржавец».
Почти столетие Николаевский храм считался соборной церковью гетманской столицы, пока в городе не был возведён новый собор, освящённый в честь Пресвятой Троицы. В 1871 году храм святителя Николая Мирликийского был частью перестроен. Появился притвор, завершающийся 45-метровой колокольней. Двухъярусная колокольня стала представлять удачный образец стилизации. Стройным, лёгким силуэтом вновь после поновлений церковь устремилась ввысь. Изящные фасады здания оформлены оригинальными пилястрами, окна — совершенной формы, имеют наличники с небольшими разорванными фронтонами. Исключительно интересен и интерьер храма. Его формы плавно и мягко переходят одна в другую, создавая единое и цельное раскрытое в высоту пространство. Девять икон в позолоченных рамах, расположенных в верхней части иконостаса, были выполнены в 1864 году глуховским художником, итальянцем по происхождению П. Нерушем. После 1930 года храм более 40 лет не действовал, открыт он был только после реставрации, приуроченной к 300-летию освящения — в 1991 году.
Из книги: Глухов — забытая столица гетманской Украины. — Киiв. Вiдавництво «Украiна», 1992
Нынешний храм свят. Николая самою готическою архитектурою своею показывает, что постройка его принадлежит концу 17 столетия. Стены храма расписаны масляными красками, с изображением святых; в куполе слова апостола: «звезда бо от звезды разнствует в славе; такожде и воскресение мертвых». Местные иконы под серебр. ризами; пред иконами 11 серебр. лампад. Евангелие в серебр. окладе подарено в 1684 г. гетманом Иваном Самуйловичем. Крест серебр. почти в аршин вышины, – дар Разумовского.
В Николаевском храме совершались молитвы при избрании двух гетманов, Даниила Апостола 1727 г. и графа Кирилла Григорьевича Разумовского в 1750 г. При избрании Апостола были киевский митрополит Варлаам, черниговский епископ Иродион Журавский и несколько архимандритов; при избрании Разумовского – были м. Тимофей с епископами черниговским и переяславским и с несколькими архимандритами. В том же храме, до освящения соборного, совершались и другие торжества.
Уездный город Глухов. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год.
Каменная, тридольная, двухэтажная церковь с колокольней стоит в историческом месте — посреди центральной площади Соборной, занимая островное положение в его структуре. Играет композиционную роль главной градостроительной доминанты Глухова. В современной градостроительной структуре храм отмечает место прежней Советской площади. Здесь происходили казацкие советы, на которых избирали гетманов Украины: в 1708 г. – Ивана Скоропадского, в 1727 г. – Даниила Апостола, в 1750 г. – Кирилла Розумовского. В этой же церкви в 1708 г. под давлением российского царя Петра І была провозглашена церковная анафема гетману Ивану Мазепе.
Каменная Николаевская церковь построена на месте одноименной деревянной, известной по документам с 1683 г. Вероятно, деревянная церковь сгорела во время пожара глуховской крепости в 1685 г. Контракт на строительство каменного храма заключили 8 февраля в 1693 г. мастер Матвей Ефимов и заказчик Василий Федорович Ялоцкий, который в течение 1678-1696 гг. занимал должность глуховского сотника. В контракте было указано, что образцом для Николаевской церкви должна быть Михайловская церковь в Глухове, построенная тем самым мастером М. Ефимовым в 1692 г. (Михайловская церковь не сохранилась, была разрушена после пожара в 1784 г.). Заказчик обусловил в контракте все – от общей композиции здания до мельчайших архитектурных подробностей. В частности, В. Ялоцкий потребовал, чтобы алтарь «квадрувався к копули». М. Ефимов был одновременно и архитектором-автором проекта, и подрядчиком-исполнителем работ. Он строил церковь со своего кирпича, известки и железа, со своей дворней (помощниками). Строительные материалы он доставлял своими средствами. За все это город ему платил 600 карбованцев «копейками» и 500 карбованцев «чехами», а также обеспечивал артель мастеров пищей на весь период работы – пять пудов сала, пять пудов соли и тому подобное.
Николаевскую церковь завершили строить и освятили в 1695 г. Первобытно она была тридольной, трехэтажной, с двухзаломным центральным верхом. Верх над алтарем и бабинец были глухими, декоративными. В течение всего XVIII ст. Николаевская церковь была, фактически, главным храмом города, поскольку Троицкий собор, который содержался рядом, в начале века был ветхим, деревянным, а с 1720 г. начали строить новый каменный собор, завершенный аж в 1806 г.
Вблизи Николаевской церкви, на церковном кладбище, хоронили выдающихся глуховцев. В 1760 г. здесь был похоронен генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко (1691-1760), автор знаменитых «Диариуша» и «Дневника». Его могила была разрушена в 1930-х г.г. и восстановлена в 1993 г.
В течение первой половины XVIII ст. Николаевскую церковь обстроили многочисленными притворами, ризницами, тамбурами, о чем свидетельствует ее изображение на плане Глухова в 1746 г. С тех времен сохранилась ризница, пристроенная к алтарю с южной стороны. До нашего времени сохранились и южный и северный притворы, пристроенные во время капитального ремонта церкви в 1811 г., когда ее крыши и бани были покрыты «белым железом». В 1871 г. по проекту местного архитектора А. Гросса к бабинцу с запада пристроили притвор, увенчанный высокой колокольней с ярусным верхом. При этом разобрали верх над бабинцом.
Иконостас Николаевской церкви вместо первобытного, что сгорел в пожаре в 1748 г., был создан в середине XVIII ст. Он был компактным, пятиярусным, нешироким, занимая ширину центрального компартимента церкви. Выполненный в переходных ренесансно-барокковых формах с пышной позолоченной резьбой полуколонок, карнизов, иконных рам и плоскостей между иконами. Мотивы резьбы – виноградная лоза с листьями, гроздьями и разнообразными цветами. В очертаниях царских врат, арки над ними повторяется традиционная для украинского иконостаса этих времен трехлопастная кривая. В целом композиция иконостаса является очень тектонической, с явным подчинением резьбы общей архитектурной композиции с ее четким членением гранеными полуколоннами, пилястрами и антаблементами. Иконы были выполнены во второй половине XVIII ст. в характерной для того времени стилистике. В 1864 г. несколько новых икон для этого иконостаса написал итальянский художник П. Нерушелли (Неруш), который в те времена (в течение 1864-1879 гг.) жил и работал в Глухове.
В 1930 г. Николаевская церковь была закрыта, преобразована на зернохранилище, а иконостас уничтожен. Рисунки в интерьере не сохранились. В 1976 г. институт Укрпроектреставрация разработал проект реставрации церкви. Реставрационные работы в основном завершены в 1992 г. Храм вернули религиозному обществу в 1991 г.
В размещении храма применен любимый в Украине принцип локализации важнейших общественных зданий таким образом, чтобы их можно было бы свободно осматривать со всех сторон. Этим предопределены основные особенности объемно пространственной композиции здания: равноценность всех фасадов, высотный принцип построения композиции, ярусность, скульптурная выразительность объемов. Учитывая это, здание воспринимается как храм-памятник.
Основные компартименты сгруппированы вдоль вехи восток-запад: алтарь пятистенный, размерами 6х 6,6 м; центральный объем (нава) – восьмигранный, размерами 10,4х8,75 м; бабинец 6×6 м и два участка западного притвора прямоугольные в плане. Композиционная структура здания воспроизводит традиционный для народной деревянной архитектуры тип тризрубного храма, центральный сруб которого решен в виде башнеподобного объема, открытого на всю высоту, к зениту верха. В образе здания преобладают вертикальные параметры: высота центрального верха от пола к зениту – 30 м. Николаевской церкви свойственны изысканные пропорции, совершенство форм, стройный силуэт, симметричная уравновешенность которого кое-где нарушена в результате пристройки колокольни. Вертикализм архитектурных форм подчеркивают широкие краеугольные лопатки, перехваченные полосами поребрика, и тонкие полуколонки на ребрах центрального светового восьмерика. Декор достаточно строг: окна, расположенные в два яруса, окаймленного упрощенными наличниками с фигурными разорванными сандриками; стены завершает багатообломный, едва раскрепованный карниз с полосой поребрика. Верх церкви очень изысканный и в то же время монументальный. По вертикали переход от нижнего объема к более узкому верхнему осуществлен с помощью пластично выгнутых крыш на каждом заломе. Верх увенчан глухими фонарями с барокковыми грушевидными маковками.
Западный притвор с колокольней решен в архитектурных формах, которые имитируют формы первобытных частей храма. Это – достаточно удачный образец стилизации, целиком органический в контексте архитектурной идеологии историзма. Первый ярус колокольни – четверня с двумя ярусами окон, оформленных наличниками с фигурными сандриками. Краеугольные лопатки повторяют оригинальные лопатки основного объема церкви. Второй ярус – четверня со срезанными углами и высокими арочными отверстиями звонов за сторонами мира. Ребра граней акцентируют тоненькие стилизованные полуколонки, что повторяют аналогичные элементы центрального подбанника. Венчание колокольни имитирует традиционный украинский тризаломный церковный верх. Северный и южный притворы низкие, прямоугольны в плане, с шестиколонными пристенными портиками тосканского ордера (колонны трехчетвертные), увенчанными треугольными фронтонами. Ризница с южной стороны алтаря имеет стремительную односкатную крышу. Эти пристройки целиком органические и композиционно согласованные с основным объемом, подчеркивая его большой масштаб.
Церковь каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленная. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью.
Николаевская церковь является самым древним зданием Глухова. Это уникальный образец тридольного храма, одно из самых ярких архитектурных произведений стиля украинского возрождения конца XVII ст. К тому же это – единственный из многочисленных храмов, построенных выдающимся зодчим Матвеем Ефимовым, который сохранился до наших дней. С 1963 г. Николаевская церковь является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) с охранительным № 629.
http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php
Сохранившаяся в Глухове церковь Николая (конец XVII в.) сейчас двухкупольная с колокольней на западном притворе, которая пристроена в XIX в. Это легко установить по кладке и характеру архитектурных деталей. Исследованием установлено, что в западной части здания находится подвал, план которого повторяет очертания восточной абсиды. Совершенно очевидно, что здание первоначально было трехкупольным: в центре возвышался главный объем, а с востока и запада к нему примыкали более низкие граненые объемы.
Этот памятник отличается грациозностью, изысканными пропорциями и стройным силуэтом. Углы здания оформлены такими же пилястрами, как в Стародубском Рождественском соборе. Исключительный интерес представляет интерьер. Переход к куполу выполнен здесь без обычных парусов. Формы постепенно переходят одна в другую, чем создается цельность внутреннего пространства – прием, заимствованный от деревянного зодчества.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.
Глухов впервые упоминается в летописи в 1152 г., когда, борясь против киевских князей, Юрий Долгорукий привез с собой «всю Половецкую землю» в Мценске, а оттуда «на Глухов, ту и сташа». В XIII и XIV в.в. Глухов был отдельным княжеством – вассалом Новгорода-Северского, разделяя его судьбу. В 1648 г. он становится главным городом Глуховской казацкой сотни, Нежинского полка. В 1709 г., после измены Мазепы, в Глухов, ближе к границам России, была перенесена гетманская столица. С целью усиления централизаторской политики и контроля за деятельностью гетманского правительства в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, ограничивавшая и без того куцую автономию.
Сохранилось описание Глухова, сделанное московским паломником Лукьяновым, посетившим этот город в 1701 году. Он писал: «Город Глухов земляной, обруб дубовий, вельми крепок, а в нем жителей вельми богатых много панов; и строение в нем преузорочне, светлицы хорошия; палаты в нем полковника Стародубского Миклашевского – зело хороши; рядов (крамниць) много. Девичий монастырь предивен зело. Соборная церковь хороша… Другова вряд ли такова города сыскать лутше Киева строением».
От домов Малороссийской коллегии, построенных в 1768–1778 г.г. по проекту Андрея Квасова и монументального собора Троицы, что напоминал композицией гамалиевский, но имел большие размеры, ничего не сохранилось. Первый уничтожил пожар, а второй был разобран.
Лучшим произведением архитектуры в Глухове является Николаевская церковь, построенная в конце XVII века. Подобно деревянным тридильным церквям, у нее три восьмигранных помещения соединены по оси восток – запад и увенчаны тремя куполами, с двумя заломами в каждой. Даже горизонтальный поясок поребрика напоминает карнизик в тех деревянных церквях, в которых снято опасение (галерея). Храм отмечается величественным силуэтом масс, хотя его абсолютные размеры не так уж велики. Это достигнуто исключительно архитектурно-художественными средствами, потому что каждая баня имеет вид нескольких составных частей-восьмериков и восьмигранных срезанных пирамид, поставленных друг на друга, и чем выше, тем каждая составная часть уже и меньше. Переход от широкого восьмерика к меньшему с помощью своды в форме замкнутого срезанного пирамидального шатра снаружи оформляется кровлей мягких очертаний, что зрительно подготавливает логический переход к барочным грушевидным венчаниям бани. В живописном силуэте трех стройных ярусных башен-бань преобладают вертикальные членения, усиленные трехчетвертными колонками, которые придают грациозности выразительным и пропорциональным элементам бань, смело вздымающихся вверх. Гармония трех бань нарушилась тем, что в 1871 г. была снята баня над бабинцем и пристроены новые помещения с высокой колокольней.
В интерьере еще больше чувствуется талант мастера, который сумел придать ему просторный вид. Он залит светом и отмечается высотой. Главная сила влияния заключается в мастерстве организации пространства, в скупости и ясности художественных средств, которыми оперировал строитель. Стоя в центральной бане, зритель видит, как вокруг него стены образуют помещения в форме восьмигранной призмы, что через определенный отрезок становится уже и выше. Без заломов пространство такого высокого помещения было бы гнетущим, неприятным, ибо имел бы вид глубокого колодца. Заломы и являются тем художественным приемом, который позволяет зрительно увеличить размеры и особенно высоту помещения, сделать его живописным, избавиться от сухости и мрачности.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского
Самое древнее в Глухове строение, возведенное в конце XVII в., — храм св. Николая. В плане три его помещения (центральный неф, восьмигранная апсида и прямоугольный притвор-бабинец) соединены как срубы в деревянных церквах: по продольной оси восток — запад. Каждое из них когда-то представляло собой башнеобразный объем с пространством, открытым снизу доверху. Бани-верхи снабжены заломами, их здесь по два. К сожалению, равновесие и гармония трехкупольного силуэта храма были нарушены в 1871 г., когда над притвором-бабинцем был снят купол и рядом пристроена, не гармонирующая с древним храмом новая, высокая колокольня.
При незначительных размерах Николаевский храм очень высок и строен. Башни (бани) как бы состоят из нескольких частей, и чем выше, тем объем каждого слагаемого уже и меньше. По вертикали переход от одного объема к другому осуществляет кровля мягких изогнутых очертаний на каждом заломе. Венчают купола барочные грушевидные главки. В заломах преобладают вертикали; тоненькие трехчетвертные колонки придают грациозность выразительным и строгим баням, стремительно взлетающим ввысь.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».