Глубокский Собор Рождества Пресвятой Богородицы — крупнейший в Беларуси православный храм (вмещает до 3 тысяч верующих). Основан в 1639 году. За свою историю имел различные имена: костел Успения Богородицы, церковь Рождества Богородицы, Кафедральный Свято-Рождества-Богородицкий собор. В начале 17 в. Иосиф Львович Корсак, владевший Глубоким и Березвечьем (местечко в 3 км от Глубокого, сейчас — в черте города), староста Мстиславский и Дисненский, под влиянием сложившейся тогда в стране политической ситуации принял унию с римско-католической церковью. Он пригласил в Глубокое из Вильни (современный Вильнюс) монахов нищенствующего католического ордена кармелитов босых, которые под его личным руководством в 1639 г. начали строительство каменного здания костела и монастыря. В 1643 г. Иосиф Корсак скончался и по его завещанию все глубокские земли перешли во владение кармелитов. В 1654 г. строительство костела было уже закончено, а завершить возведение монастыря помешала война с Московским царством 1654-1667 гг. В монастыре постоянно проживало более 30 монахов и около 50 клириков.
В 1720-1735 гг. было возведено три каменных двухэтажных монастырских корпуса, которые составляли вместе с костелом замкнутый квадрат, и полностью перестроен главный фасад костела. О том, кто руководил этой перестройкой, среди ученых нет единого мнения. С одной стороны, некоторые стилистические особенности (две башни фасада, волнистые карнизы с «гребешками»)указывают на авторство «родоначальника виленского барокко», архитектора из Силезии Яна-Криштофа Глаубица, который перестраивал знаменитый Софийский собор в Полоцке. С другой стороны, работы в монастыре были закончены еще до приезда Я. Глаубица в Вильню: 3 июля 1735 г. костел был заново освящен виленским епископом — суфраганом Ежи Анцутом, о чем свидетельствовала мраморная памятная доска, позднее перенесенная в каплицу (часовню) на Коптевке.
Польский историк Б. Ванат считает, что работами руководил тогда итальянский архитектор Фр. Плачиди, а белорусские исследователи называют имя Иосифа Фонтана III, гродненского зодчего с итальянскими корнями, который в 1742 г. унаследовал от отца титул «королевского архитектора». Но, называя разных архитекторов, ученые сходятся в одном — глубокский монастырский комплекс кармелитов является самым ранним памятником «виленского барокко» в Беларуси. В 1864 г. за участие в восстании Калиновского против царского правительства распоряжением Виленского генерал-губернатора монастырь был закрыт. Оставшиеся монахи выехали в Каменец-Подольский кармелитский монастырь на Украине. Здания храма и монастыря были переданы православному благочинию. В 1867 г. началась реконструкция. Внешний вид здания остался почти неизменным, за исключением перекраски стен и куполов. Внутри же вместо римского алтаря был установлен православный иконостас. 3 сентября 1878 г. кармелитский костел был переосвящен епископом Ковенским Владимиром в церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1892 г. было начато возведение деревянного купола в принятом в те времена в православном зодчестве «византийском стиле» над центральной частью крыши, уровень которой был значительно понижен. С 1921 по 1939 гг., когда Глубокое находилось в составе Польши, в здании бывшего монастыря размещалось Глубокское староство, а во время Великой Отечественной войны располагался штаб «Русской освободительной армии» полковника Гиль-Родионова, до её перехода на сторону партизан. В 1944 г. при отступлении немецких войск во время пожара сгорел деревянный купол над церковью, пострадало много икон и церковный архив. В послевоенные годы здание монастыря занимал Глубокский маслосырзавод. Однако церковь продолжала действовать, хотя неоднократно была под угрозой закрытия. В соборе находится икона «Достойно есть» — точная копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Размеры иконы — 1,6 м на 1,15 м. Писана масляными красками на кипарисовом дереве. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан.
Интересен собор и своими подземельями, которые старше самого храма. Старинная кирпичная кладка поражает основательностью: кирпичи, вручную вылепленные на Ореховской «цагельне»; вмурованные в стены огромные валуны (для экономии и для поддержания температурного режима). В подземельях действительно постоянная температура — около +10 градусов. Но главное — уникальная система подземных ходов. Глубочане уверены, что их сеть пронизывает чуть ли не весь город и тянется до Березвечья. Проверить эти сведения сложно, потому что большая часть подземных ходов завалена или замурована в послевоенные годы. Несколько столетий подвалы костела служили подземной усыпальницей — здесь покоились останки фундатора монастыря Иосифа Корсака и др. знатных людей, пожертвовавших монастырю значительные средства; здесь хоронили всех умерших за два столетия монахов.
В 1831 г. кармелиты поддержали вспыхнувшее в крае восстание против царского правительства: хранили в подземельях повстанческий арсенал оружия, лечили раненых, укрывали повстанцев. После подавления восстания в Глубокое прибыл Виленский генерал-губернатор Муравьев, прозванный «вешателем». Пустующие склепы превратили в камеры для узников, а главный коридор разделили массивной решеткой. Владения монастыря были отобраны в казну, а многие монахи арестованы или сосланы в Сибирь. Но история повторилась в 1863 г., когда кармелиты приняли участие в восстании Калиновского. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников воевавшей на стороне фашистов «русской освободительной армии Родионова». После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода. По преданию, Наполеон, проживший в монастыре 10 дней во время своего похода на Москву, сказал: «Сожалею, что я не могу взять его с собою в Париж; храму Notre Dame не стыдно было бы иметь его в соседстве».
В статье использованы материалы брошюры «Собор Рождества Пресвятой Богородицы» под редакцией А.В. Вертинской, С.А. Громыко, М.П. Черепковского
Крупнейший в Беларуси православный храм, расположенный в с. Глубокое, Собор Рождества Пресвятой Богородицы вмещает 3 тыс. верующих. Он был основан в 1639 году. В это время владелец села, сегодня находящегося в черте города, Иосиф Корсак пригласил из Вильнюса нищенствующих монахов католического ордена кармелитов, которые начали строительство костела и основали монастырь.Монастырские корпуса возвели позже и вместе с костелом они составляли замкнутый квадрат. Фасад костела при этом к средине 18 века был полностью перестроен, а кем – до сих пор среди ученых идут споры. На сегодняшний день монастырский комплекс в Глубоком считается наиболее ранним памятником виленского барокко. В 1864 году монастырь закрыли, здания передали православной епархии. Внутри собора, который освятили в честь Рождества Богородицы, установили православный иконостас, но внешне ничего не меняли. Во время Великой Отечественной войны во время пожара пострадало множество икон и церковный архив, но здание собора сохранилось. В нем расположили маслосырзавод, однако церковь действовала.Собор владеет редкой иконой «Достойно есть», которая является точной копией образа, хранящегося в одном из храмов на горе Афон. Под собором расположены подземелья и уникальная система подземных ходов, но большая часть из них завалена.
http://www.guidebook.by/architecture/
Собор Рождества Пресвятой Богородицы есть, без сомнения, памятник высокого искусства. В одном из номеров «Литовских епархиальных ведомостей» было сказано: «Ни что не может идти в сравнение с архитектурою Глубоковского костёла, в котором, прежде всего, лёгкость и грандиозность здания увлекательны до восхищения и поразительны до удивления. И в целом, и в частях, и внутри, и снаружи, всё здание представляет собой идеал совершенства. Если взять в рассмотрение только объём корпуса, то уже самый размер костёла будет подавлять собою всякое представление. Если обратить взгляд на симметрию всех частей, то гармония в нём будет восхищать самый взыскательный эстетический вкус. Если принять во внимание отделку многочисленных лёгких и тонких, с решётками вокруг, карнизов, то в них нужно видеть чудо утончённейшего художества».
Говоря сухим языком искусствоведческого очерка, глубокский храм представляет собой четырёхбашенную трёхнефную базилику с трансептом (поперечным нефом) и прямоугольной в плане апсидой. Наибольший интерес представляет собой главный фасад, перестроенный в ХVIII столетии. Фланкированный высокими башнями с ярко выдержанной ярусностью, он доминирует в ансамбле площади. Особое изящество ему придаёт уступчатый фронтон, роднящий его с фасадами, характерными для виленского барокко. Фронтон выполнен безусловно гениальным архитектором. Также украшением собора являются тяжёлые входные двери, оформленные искусной резьбой. Они остались ещё с того времени, когда православный собор был костёлом. Ярусные башни главного фасада, убранные колонками, пилястрами, нишами, широкими профилированными карнизами, увенчаны ныне небольшими псевдовизантийскими главками с восьмиконечными крестами. С тыла собор производит совсем иное впечатление. Что-то архаичное, замковое видится в нём. И могучая, «осязаемая глазом» толщина стен подавляет всякое воспоминание об ажурном, невесомом фасаде. Сразу видно, что здание строилось в эпоху, когда в этом европейском углу было ещё не до рокайльных сантиметров. Разительный контраст лицевым башням составляют тыльные, с их монотонным оформлением, лишь подчёркивающую суровую, «неразбавленную» четырёхгранность. Легко представить себе, какое впечатление мог произвести на простого обывателя интерьер Успенского костёла в его «кармелитские» времена. Дивные росписи, о которых очевидцы вспоминают как об «акварельных» (надо думать, что это было нечто в духе Тьеполо), сияние золочёных элементов, высокие, как бы парящие в небесах своды, — всё это непременно оказывало своё влияние на душу простолюдина.
«Если это здание, — пишет автор заметки в «Литовских епархиальных ведомостях, — рассматривать в соединении с бывшим богатством и самым изысканным украшением его внутри, то нисколько не удивительно, что обаяние его на религиозное чувство и мысль народа было громадно и по последствиям для православия этой местности крайне соблазнительно». На православную переориентацию костёла ушло 27 000 рублей серебром казённых денег. Увы, многое было выполнено без оглядки на художественную ценность убранства, однако и в теперешнем своём виде интерьер Богородице-Рождественского собора способен действовать «обаятельно». Величественный, стройный простор центрального нефа обнимается взглядом при обозрении внутренности собора с балкона, опоясывающего его по всему периметру на уровне верхних окон. Напротив, вблизи многие иконы, детали убранства трогают своей смиренной домашностью. Среди приобретений ХIХ-ХХ веков мы не отыщем выдающихся произведений искусства. Добротно-ремесленной работы иконостас, таящийся перекликнуться своим абрисом с изящным рокайльным фронтоном, простые киоты… Но как всякий храм, не закрывавшийся (или закрытый на краткий срок и не успевший сделаться гаражом, складом, кинотеатром и т. п.), собор Рождества Богородицы имеет в себе нечто неотразимо притягательное, уютное, домашнее.
Костёл Успения Девы Марии в Глубоком строился босыми кармелитами на средства фундатора Иосифа Корсака в 1639-1654 годах. В 1735 году костёл заново освятили после переустройства фасада. Очевидно, в это же время были выполнены росписи, не дошедшие до наших дней. В 1864 году монастырь кармелитов закрыли, в 1878 году переоборудованный костёл освятили как православную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1892-1895 годах над храмом возвели деревянный купол в русско-византийском стиле, сгоревший в 1944 году. В храме находится почитаемая глубокскими прихожанами икона Божией Матери — «Остробрамская». Её первообраз находится в Вильнюсе, над городскими воротами (Острой брамой), и почитается как православными, так и католиками.
В настоящее время глубокский храм Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Полоцкой и Глубокской епархии. Этот собор — крупнейший белорусский храм, может вместить в себя до трёх тысяч человек. И приход собора соответствует его вместительности, являясь самым многочисленным в епархии.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №76, 2014 г.
Храм построен как католический костёл на средства Иосифа Львовича Корсака около 1643 года в стиле сарматское барокко монахами ордена кармелитов босых. В 1735 году архитектор Фонтана перестроил фасад здания, предав ему черты виленского барокко. К этому же времени относится и возведение ограды храма с трёхарочными двухъярусными воротами. К западной стене храма примыкали корпуса монастыря кармелитов, образуя единый ансамбль. В 1865 году монастырь кармелитов босых был закрыт. В 1872-1878 годах состоялась перестройка храма, однако изменения в основном коснулись лишь внутреннего убранства костёла.
3 сентября 1878 года состоялось освящение православной Рождества Пресвятой Богородицы церкви, перестроенной из католического храма. Два корпуса монастыря вследствие обветшалости были разобраны в 1892 году, сохранилось только одно крыло.
Храм является одним из первых образцов виленского барокко на территории Беларуси. На сегодняшний день Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Глубоком – один из самых больших православных храмов нашей страны.
Объект историко-культурного наследия без категории, в составе ценности ІІ категории «Комплекс бывшего монастыря кармелитов» (212Г000365).
http://spadchyna.glubmusej.by