Глубокое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Большое старинное село, расположенное на берегу красивого озера. Первое упоминание о Могильном встречается в переписной книге Тобольского уезда Льва Поскочина и датируется 1680г. Проезжая по Зауралью в апреле 1770 года, ученый-путешественник П.С. Паллас отмечает в своих записках: «деревня Могильное, или по татарски Елмен-Куль, стоит на восточном берегу прекрасного обширного и карасями изобилующего озера, которое русские, по находящимся около него могилам, называют Могильным». Известными первопоселенцами и старожилами деревни Могильной были фамилии: Дымшаковы, Тюшняковы, Дедюхины. Расцвет села Могильного связан с широким развитием пимокатного промысла. С развитием пимокатного производства в конце 19 века село Могильное стало активно перестраиваться. Появились полукаменные дома, были построены обширные каменные кустарные мастерские.
В 1964 году село Могильное переименуют в Глубокое, также изменят название озера.
Подобно обломкам исчезнувшей цивилизации в селе сохранились останки прекрасных домов конца 19 века. Но это не памятники архитектуры, а именно руины, разграбленные и поруганные людьми. (с сайта http://www.hramrus.h18.ru)

Могильское село (1 благочиние) от епархиальнаго города в 200 в., от уезднаго в 15 в., расположено на берегу озера, известнаго под названием Могильскаго. Такое название озеро получило, по словам старожилов, от того, что прежде по берегам его находились какия-то древния могилы. Вода в этом озере, частью, вследствие засорения его навозом и всяким мусором, частью-же, вследствие состава почвы его дна и берегов, не отличается доброкачественностью, и нередко распространяющиеся от гниения ея миазмы бывают причиной разных эпидемических заболеваний. Почва прилегающих к селению окрестностей по местам черноземная, по местам глинистая и песчаная, но и первый вид ея, как и два последние, нуждаются в настоящее время в удобрении. – Время основания села Могильскаго не известно.
До открытия в нем самостоятельнаго прихода в 1876 г., оно называлось деревней Могильною и входило в состав прихода Шадринской Николаевской церкви. Впрочем, еще до выделения в самостоятельный приход оно отошло от Шадринскаго Николаевскаго прихода, будучи, по устройстве в нем церкви, приписано к приходу с. Ичкинскаго.
В настоящее время в состав прихода Могильскаго входят, кроме самого села, три деревни: Раева, расположенная на берегу того же озера Могильнаго, Медвежка и Ерзовка, расположенныя в 4-х в. от села на другом озере. Первая из этих деревень составляла прежде часть прихода Ичкинскаго, а последния две принадлежали, как и само село Могильское, к приходу Шадринской Николаевской церкви. Население прихода чисто русское. Численность его в настоящее время равняется 802 м. п. и 816 ж. п. – православных и 74 м. п. и 80 ж. п. — уклонившихся в раскол и раскольников безпоповщинскаго толка и нетовскаго согласия. Главное занятие населения – земледелие и сбыт сельскохозяйственных продуктов в город. В последнее время в селе стал развиваться кустарный промысел – выделка из шерсти валенной обуви, кошем и т. п.
Храм в с. Могильском, однопрестольный, каменный, во имя Владимирския иконы Божией Матери, заложен в 1862 г., освящен в 1876 г., выстроен на средства прихожан. Не смотря на усердие последних и доброхотныя даяния посторонних жертвователей, средств на окончательное приведение храма в надлежащий вид оказалось недостаточно, вследствие чего предназначенная по плану каменная колокольня не сделана, и ее заменяет временная звонница на деревянных столбах, устроенная в церковной ограде. Прихожане не теряют надежды на устройство каменной колокольни, на каковой предмет постепенно собирается сумма, достигающая в настоящее время 850 рублей. Иконостас в храме перенесен из Шадринской Николаевской церкви.
В 1881 г. церковь подвергалась опасности от пожара, причем престол был сдвинут со своего места, а потому, в том же году, по приведении храма в надлежащий порядок, было совершено полное его освящение.
В пределах прихода есть одна деревянная часовня во имя Св. Николая Чудотворца, построенная в д. Медведке в 1896 году.
При церкви имеется устроенный на церковной площади деревянный амбар с водруженным посреди него крестом, предназначенный для временнаго сохранения умерших, если в том встретиться надобность. В приходе есть церковно-приходская школа, в самом селе.
Источник: сайт историка Оксаны Корневой

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?