Карл Росси в центре Санкт-Петербурга сотворил «чудо» – создал гармоничный ансамбль Дворцовой площади из пышного Зимнего дворца в стиле барокко и классически строгого Главного штаба. Здания идеально дополнили друг друга – Главный штаб работы Росси простотой и стройностью очертаний подчеркнул праздничность, изысканность и богатый декор произведения Растрелли. При этом основное внимание по-прежнему притягивал царственный Зимний, резиденция императоров. Сейчас здание штаба – часть Эрмитажа.
Большой луг в центре Санкт-Петербурга
Сложно представить, но в XVIII веке на месте главной площади столицы Российской империи располагался большой луг. А цари в окна дворца лицезрели задворки домов своих подданных, обращенных фасадами на Невский проспект. По праздникам на Дворцовой площади для народа выставляли угощение – фонтаны из вина и жареные туши быков.
Переделать это пространство в главную городскую площадь собирался еще Растрелли, однако его проект не был реализован. В конце XVIII конкурс на оформление Дворцовой площади выиграл Ю.М.Фельтен – он построил три дома для государственных чиновников с общим фасадом, но они закрыли лишь незначительную часть пространства.
После того, как российская армия, победившая Наполеона, триумфально прошествовала по всей Европе, Александр I вновь вернулся к оформлению Дворцовой площади: положение страны-победительницы обязывало. Перед Зимним дворцом решили возвести здание Главного (Генерального) штаба — символ военной мощи России. Для реализации масштабного замысла выбрали Карла Росси. Только он умел создавать из зданий разных стилей и эпох целые архитектурные пространства наподобие Сенатской или Александринской площадей.
Уловки и секреты Карла Росси
Чтобы создать единый архитектурный ансамбль в центре Санкт-Петербурга, зодчий воспользовался несколькими уловками. На первый взгляд, Дворцовая площадь абсолютно симметрична, а арка Главного штаба, расположенная прямо напротив центральных ворот Зимнего дворца, делит здание ровно пополам. Чтобы добиться таких идеальных пропорций, архитектор перестроил Большую Морскую улицу – именно она стала главным «воротами» Дворцовой площади. А чтобы замаскировать образовавшуюся дугу, архитектор возвел над улицей не одну, а три арки. С помощью «веера» из арок он создал иллюзию правильных линий и прямых углов.
Колонны разделили огромный фасад здания на несколько частей и визуально придали ему симметрию – западная часть Главного штаба немного длиннее восточной, поэтому ее украшают 14 колонн, а восточную – 12.
Здание Главного штаба причисляют и к классицизму, и к стилю ампир. Здесь нет противоречия – один стиль является продолжением или крайней формой другого. Фасад Главного штаба, протянувшийся почти на 600 метров (длиннее строений не было в Европе), создан в лучших классических традициях, а триумфальная арка, объединяющая восточный и западный корпуса, решена в более торжественном и парадном стиле ампир, подчеркивающем величие Российской империи.
Любопытно! Чтобы расчистить место для стройки, необходимо было вначале выкупить дома, которые здесь уже стояли. Конечно, у их хозяев не было выхода, но им заплатили по тем временам очень немалые деньги – по распоряжению императора из казны выделили больше 1 млн. рублей.
Постройка монументального сооружения заняла 10 лет – с 1819 по 1829 годы. Причем Росси использовал уже имеющиеся строения для осуществления своего замысла. Он бережно подошел к работам Фельтена – объединил его дома в единый западный корпус, а симметрично ему возвел восточный корпус Главного штаба, предназначенный для министерства финансов и иностранных дел.
При этом он включил в свое сооружение работы предшественников – сохранил залы с росписью постройки Кваренги. В Главном штабе до сих пор хранится лестница из дома Ланского, признанная произведением искусства.
Связующим элементом комплекса зданий Дворцовой площади стала Триумфальная арка, объединившая два корпуса Главного штаба в единое целое. Арку выстроили последней, ведь одна из ее опорных точек – стены Главного штаба. Поэтому необходимо было дождаться, когда здание осядет. По размерам и богатству декора Триумфальная арка превзошла все античные образцы. Ее ширина -17 метров, а высота – почти 30.
Арку Главного штаба украшают скульптуры и барельефы с мечами, копьями, доспехами, шлемами из бронзы. По бокам ее охраняют вооруженные античные воины в доспехах. И, наконец, на самом верху, на колеснице, запряженной шестью конями, несется крылатая богиня Победы. Она высоко поднимает штандарт с гербом России – двуглавым орлом.
Скульптурная композиция над аркой огромна – ее высота 10 метров. Чтобы арка не рухнула под ее весом, фигуры сделали из тонких листов меди, но все равно весили они внушительно – 16 тонн. Нашлось немало скептиков, которые не верили, что арка выдержит этот вес. Но архитектор в себе и своих мастерах не сомневался, а, чтобы убедить других, сам встал над сводами арки, когда с нее снимали строительные леса.
Авторы скульптурной группы над Триумфальной аркой — С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, своеобразная «команда» Карла Росси. Вместе с ним они работали над Александринским театром, зданиями Сената и Синода, Михайловским замком и т.д.
Любопытно! Массу критики вызвал острый угол здания, выходящий на Мойку — его пренебрежительно назвали «утюгом». Вскоре такие «утюги» появились во многих местах Санкт-Петербурга: на канале Грибоедова, Фонтанке, Васильевском острове и у «Пяти углов».
Первоначально Главный штаб покрасили в серый цвет, на котором выгодно выделялись белые украшения и позолоченная колесница богини Победы. Однако во второй половине XIX века его поменяли на желтый, а скульптуры на арке — с бронзового на черный. Именно желтый, черный и белый утвердил Александр II как «государственные цвета России».
Один из уникальных памятников арки Главного штаба – электрические часы. Их установили здесь в 1905 году по инициативе Менделеева. К 300-летию Санкт-Петербурга швейцарская фирма «Мозер» их отреставрировала. В итоге от исторических часов остался лишь корпус с надписью «Главная палата. Точное время». По этим часам можно смело сверять время – они идеально точны.
Еще одну «уловку» использовал архитектор, чтобы осветить комнаты, примыкающие к арке – ведь в них не было окон. Он установил световые фонари. Через верхние этажи они проводили в помещения немного дневного света.
Николай I хотел поставить на Дворцовой площади монумент Петру I, но Росси настоял на том, что памятник тоже должен быть посвящен Отечественной войне 1812 года. Облик Дворцовой площади Санкт-Петербурга завершила Александровская колонна по проекту Монферрана, водруженная перед императорским дворцом в честь Александра I и всего русского народа, одержавшего победу над французами. Дворцовая площадь с Александровской колонной на фоне Зимнего дворца из арки Главного штаба выглядит сказочно красиво – сложно поверить в реальность существования столь прекрасного вида.
Окончательную точку в формировании площади перед царским дворцом поставило здание Штаба Гвардейского корпуса, который не умещался в апартаментах Главного штаба.
Лабиринты власти
Здание Главного штаба представляло собой целый город из кабинетов, библиотечных и архивных помещений и служебных квартир. Здесь была даже своя домовая церковь. А неприступные комнаты-сейфы, где хранились архивы, являлись лучшими образцами литейного дела. Сообщения внутри зданий продумали до мелочей. Каждый департамент имел отдельный вход с проездом для карет. В своих роскошных апартаментах министры проводили приемы и официальные мероприятия.
Любопытно! По слухам, министр финансов Российской империи Дмитрий Гурьев, известный своим взяточничеством, очень хотел получить казенную квартиру с видом на императорскую резиденцию, поэтому подготовил специальный доклад государю, где обосновал необходимость переноса правительственных учреждений к Зимнему дворцу.
Зять министра финансов, Карл Нессельроде, также прочно обосновался в здании Главного штаба – он больше 30 лет при трех императорах возглавлял министерство иностранных дел, поставив своего рода рекорд. В его великолепных апартаментах с окнами на Зимний дворец велись тайные дипломатические переговоры.
Писатель Лесков в повести «Левша» иронично переиначил его фамилию на «Кисельвроде» — министр был ярым противником либеральных преобразований и всякого свободомыслия, а также очень любил готовить. Сейчас его полностью воссозданная квартира на 2-м этаже Главного штаба — музей.
На пышные приемы в своих апартаментах Нессельроде с супругой, славившиеся хлебосольством, приглашали весь бомонд Санкт-Петербурга. А вот Пушкина жена министра недолюбливала, как и он ее – не упускал случая сочинить эпиграмму на ее счет. Мария Нессельроде поддерживала близкие отношения с будущим убийцей Пушкина Дантесом, и, возможно, даже имела отношение к роковому анонимному письму, погубившему поэта (в нем Пушкина назвали «рогоносцем»). А сам Нессельроде долгое время был непосредственным начальником Пушкина, служившего в Коллегии иностранных дел.
На посту министра финансов Гурьева сменил Егор Францевич Канкрин – его полная противоположность. Он не любил роскошные казенные квартиры, каждый день пешком ходил на работу от своего дома на набережной Невы, прославился экономией, приверженностью дисциплине и скромностью. Рядом с его служебным кабинетом находился небольшой закуток, где министр периодически расслаблялся – играл на скрипке. Это помещение с глубоким креслом для отдыха сейчас также является частью музея.
В здании Главного штаба вообще имеется много тайных помещений и загадочных дверей. И туда можно беспрепятственно проникнуть! Например, в маленькую комнату треугольной формы внутри острого угла здания, так называемого «утюга». А в музей сейчас попадают через большие деревянные двери – бывшие ворота для карет, ведущие в просторные внутренние дворы.
Одним из главных украшений — парадная лестница с памятниками Петру I, полководцам Суворову, Кутузову, Меншикову, Шереметеву, Румянцеву, Потемкину, отлитые из бронзовых пушек – военных трофеев.
Эрмитаж без суеты и очередей
Новые хозяева здания Главного штаба после революции мало заботились о сохранении архитектурного памятника. В результате многочисленных покрасок стен и потоков почти исчезли художественные росписи. Здание Главного штаба горело, во время блокады на него упало несколько бомб. В итоге исторические интерьеры сильно пострадали.
Западное крыло штаба и сейчас принадлежит военным – здесь расположилось командование Западного военного округа. А восточное крыло в начале 1990-х отдали Государственному Эрмитажу. В 2008-м началась генеральная реконструкция Главного штаба под музейное и выставочное пространство. Через 6 лет, к 250-летней годовщине Эрмитажа, здание открылось.
Все, что было возможно, реставраторы бережно воссоздали. В том числе 26 печей и квартиру графа Нессельроде, которую удалось восстановить полностью. При этом выстроили помещения в анфилады наподобие эрмитажных. Внутренние дворы Главного штаба перестроили согласно новейшим архитектурным тенденциям: сделали атриумы со стеклянными мостами и потолками. Они также превратились в просторную современную анфиладу.
Впервые в России в здании Главного штаба устроили так называемые «световые ловушки» — их свет не может повредить музейные экспонаты.
На 1-м этаже нового здания Эрмитажа находятся кассы и гардероб. Четыре экспозиции 2-го этажа посвящены Министерству финансов Российской империи, эпохе модерна, творчеству африканских народов и итальянской скульптуре XX века.
Шесть экспозиций заняли 3-й этаж Главного штаба: музей Российской гвардии, залы, посвященные Карлу Фаберже, стилю ампир в России, искусству Западной Европы XIX века, министерству иностранных дел, русской живописи XVIII-XX веков. Среди представленных здесь более чем 3000 полотен — работы Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Дмитрия Левицкого, Ильи Репина.
В залах штаба, посвященных основателю знаменитой ювелирной компании Карлу Фаберже, находится около 110 экспонатов. Наиболее ценные их них: миниатюрные копии символов царской власти, короны, скипетра и державы, большие серебряные часы (подарок на свадьбу Александру III) и часы-яйцо Ротшильда. А кроме того хрустальная посуда, сервизы, металлические портсигары и т.д.
По экспозиции музея Гвардии штаба можно изучить историю гвардейских полков, красы и гордости русской армии, от их создания до эпохи Николая II. В нем представлено обмундирование и вооружение, знамена и штандарты, медали, ордена, портреты военачальников, российских императоров, командиров, изображения сражений и т.д.
4-й этаж посвящен западному искусству XX века. Скульптуры Огюста Родена расположились в 2-х залах. Целая галерея рассказывает о знаменитых коллекционерах и меценатах Щукине и братьях Морозовых (Михаиле и Иване). А на выставке импрессионистов и постимпрессионистов можно увидеть картины классиков из коллекций Эрмитажа, среди которых Моне, Дега, Гоген, Матисс, Пикассо, Писсаро, Сезанн, Сислей, Ренуар, Ван Гог, Кандинский.
В одном здании сочетается современное выставочное пространство и музей истории России с интерьерами XIX века. Гармонично соединять старое с новым – традиция в духе Карла Росси, главного преобразователя Северной столицы. В обновленном здании Главного штаба Эрмитажа все продумано и организовано таким образом, что посетители могли часами бродить по нему, не уставая и не теряя интерес.