Продолжаем цикл публикаций об утраченных дворянских и купеческих усадьбах центральной России. Сегодня рассказ пойдет об имении нижегородского миллионера, купца-первогильдийца Сергея Михайловича Рукавишникова на высоком окском правобережье в селе Подвязье Нижегородской области. В первой части мы расскажем о главном доме усадьбы.
Чтобы в полной мере оценить все архитектурные метаморфозы, которые происходили с домом с момента его закладки, нужно знать его долгую и насыщенную историю. Трехэтажный барский дом с двумя симметричными ризалитами был выстроен в 80-х годах XVIII века основателями усадьбы в Подвязье — столбовыми дворянами Приклонскими. В 1879 году усадьбу выкупил нижегородский купец, владелец сталелитейных заводов, выходец из крепостных С. М. Рукавишников. Причем перешло имение в руки молодого и энергичного купца только спустя два года после смерти последней владелицы из дворянского рода Прасковьи Приклонской, не пожелавшей при жизни продать дворянское гнездо бывшему крепостному. В связи с этим, как только усадьба перешла в руки Рукавашникова, 39-летний купец начал основательно перестраивать имение. Перестройке подвергся и главный дом, в архитектуре которого Рукавашников пытался максимально уничтожить любое наследие дворян Приклонских.
При Рукавашникове трехэтажный кирпичный дом был лишен практически всей наружной лепнины, украшавшей фасады здания при Приклонских, и оштукатурен серым цементным раствором — чрезвычайно модным способом декорирования тех лет. До сих пор под остатками тяговых цементных карнизов под кровлей видны фрагменты первоначальных резных каменных карнизов. Так же новый хозяин имения перенес главный вход в дом на фасад, обращенный к реке, водрузив перед ним массивную двухпролетную лестницу. Существует легенда о том, что дом, в плане напоминающий букву «П» (первую букву фамилии первых хозяев усадьбы), Рукавашников попытался замкнуть в прямоугольник, выстроив между ризалитами восточного фасада кирпичную ограду, дабы уничтожить любое упоминание о Приклонских. Сам проект ограды является копией кирпичной ограды замка Луары во французском Малом Вальмонте.
Восточный фасад эклектичного дома членится вытянутыми полуциркульными оконными проемами второго этажа, разделенными филенчатыми пилястрами упрощенного ордера. Западный фасад, обращенный к Оке, увенчан в центре массивным ризолитом со скругленными углами, так же декорированный пилястрами. Интересной деталью дома являются металлические кованные дымники, завершавшие 8 кирпичных труб над крышей дома.
Еще одно значительное изменение в проект дома, внесенное Рукавашниковым — это ныне утраченный ротондальный бельведер в неоготическом стиле, выстроенный над третьим этажом дома, со смотровой площадки которого открывался прекрасный вид на Оку.
С северного торца здания прилегает большая терраса, полностью залитая цементным раствором, так же огражденная кирпичной фигурной оградой.
Автор проекта перестройки дома документально неизвестен. Однако многие исследователи и краеведы сходятся во мнении об авторстве проекта, принадлежащего Петру Семеновичу Бойцову, построившему для Рукавишникова на набережной Оки в центре Нижнего Новгорода каменный особняк.
#Дворянские_усадьбы@utrachennoe #Подвязье@utrachennoe
#Нижегородская_область@utrachennoe