Первый известный генеральный план усадьбы датирован 1802 годом, когда ею владела А.А. Долгорукова. На плане 1809 года на месте современного дома № 57 (строение 1) указан двухэтажный особняк смешанной постройки Т-образной формы. Дом сгорел при пожаре 1812 года, и его воссоздание осуществил в 1817 году новый хозяин – секунд-майор Алексей Кондратьевич Коптев. К тому времени территория дома выделилась из состава усадьбы в отдельное владение, выходившее на Поварскую, Большую Никитскую улицы и Кудринскую площадь.
Дом представлял собой двухэтажный центральный объем, фланкированный по торцам одноэтажными крыльями. Согласно архивному чертежу 1834 года, фасады были решены в стиле ампир.
В дальнейшем здание неоднократно реконструировалось с изменением как объемно-пространственного решения, так и внешнего облика. При владельце П.Б. Голицыне в 1842–1843 гг. фасад особняка полностью переделали в стилистике, близкой к неоклассицизму К. Шинкеля. Этот этап в истории здания во многом сохранился на дворовом фасаде, в дизайне части столярных заполнений, паркета и т.д.
Генерал-майор Александр Борисович Казаков, хозяин усадьбы, в 1862 году осуществляет реконструкцию здания, вновь увеличившую его объем по длине за счет каменных пристроек к торцам. Во всем остальном дом сохраняет формы 1840-х годов. На генеральном плане 1862 года можно увидеть предполагавшийся эркер по центру дворового фасада. Анализ стилистического решения интерьеров позволяет отнести к этому же периоду плафон Большой гостиной, фрагменты интерьеров остальных парадных залов.
Последняя дореволюционная реконструкция здания осуществлена в 1899–1900 годах дочерью Казакова – Надеждой Александровной Мейендорф, по проекту архитектора А.В. Флодина. По этому проекту прежде всего была изменена отделка главного фасада, который в результате приобрел тот облик, что мы видим сейчас.
В результате изменения облика здания в соответствии с актуальными на тот или иной период декоративными приемами – ампир, неоклассика, эклектика, модерн – получился типичный московский особняк, в котором присутствует конгломерат стилей и разновременных решений.
В 2011 году начались работы по реставрации главного дома.
Благодаря работам выполненным в 2011-2015 годах внешний вид дома и его внутреннее пространство стали максимально приближены к периоду 1900-х годов. Была заново выполнена чистовая отделка (покраска и альфрейная часть) фасадов и интерьеров, включая характерную для рубежа XIX–XX веков бронзовую «выбликовку» лепнины. Отремонтированы дверные заполнения и витражи. Полностью заменены паркетные полы, восстановлены изразцовые печи, ранее лишь сымитированные в гипсе. Расчищена от загрязнений и поновлена живопись плафонов и трафаретная отделка стен Большой гостиной. В кессонированных плафонах элементы из ДСП заменены на деревянные. Заново выполнена отделка парадной лестницы. Воссозданы утраченные чугунные лестницы – винтовая в центральной части объема, и одномаршевая – в западном крыле. Пол вестибюля, изначально выложенный мозаикой из натуральных цветных сортов мрамора, восстановлен в полном соответствии с натурными данными и проектом. Также воссозданы обои в ряде парадных комнат.
Главный дом городской усадьбы в 2015 году стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в номинациях»: «За лучший проект реставрации.» и «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Материал с портала «Узнай Москву»