Здание Адмиралтейства – один из главных символов Санкт-Петербурга, памятник архитектуры русского классицизма, построенный в XVIII—XIX веках. Комплекс зданий расположен на берегу реки Нева на Адмиралтейском острове, изначально он представлял собой верфи города, император Петр занимался постройкой кораблей. С 2012 года здесь расквартировано Главное командование Военно-морским флотом Российской Федерации. Место буквально пропитано историей и стало визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Изображение Адмиралтейства тиражируется в произведениях живописи и графики, используется на сувенирах, денежных знаках и медалях. Отдельного упоминания заслуживает модель кораблика на шпиле строения, это исторический символ северной столицы, наряду с Медным всадником и Эрмитажем самые популярные места у туристов. Долгое время он присутствовал на гербе футбольного клуба «Зенит», олицетворяющем культурную идентичность населения города.
Основание Петром Великим
Выход российского государства к берегам Балтийского моря считалось главной задачей во время правления Петра Первого, первого императора России. Одержимый этой идеей, в 1703 году он основал новую столицу страны город Санкт-Петербург, развязал войну со Швецией, но добился поставленной целью. Шведское королевство считалось крупнейшей морской державой в Европе, чтобы одержать победу над могучим противником, государь создал Балтийский флот, изначально строительство кораблей происходило на верфях в устье реки Свирь.
Неудобное географическое положение заставило правителя переместить верфи в саму столицу, по подобию европейских государств они получили название Адмиралтейства, места, где располагался будущий штаб флота. Выбор пал на маленькое село Гавгуево возле Петропавловской крепости. Нева здесь была относительно широкой, что позволяло спускать корабли в воду, а близость к дороге позволяла привозить материалы из центральной России. Важным фактором стала близость к Санкт-Петербургу, в случае нападения шведских войск можно было рассчитывать на поддержку сильного воинского гарнизона.
Интересный факт. Петр в сопровождении Меншикова неделю плавал в лодке по Неве, пока не нашел достойное место для закладки верфи. Начало строительства отметили грандиозным пиршеством.
Первый проект верфи заложил лично Петр I, это произошло 16 ноября 1704 года. Строительство происходило в рекордно быстрые сроки, первый готовый корабль спустили на воду уже через год. Одноэтажное мазанковое здание в виде буквы «П» представляло собой крупную крепость, военный гарнизон и многочисленные склады с рабочими. Залитый водой ров превратился в канал Адмиралтейства, его интегрировали в водную артерию Санкт-Петербурга, отсюда подвозили древесину для строительства кораблей. Образованный искусственный остров стали называть Новой Голландией, он сыграл в будущем огромную роль в жизни северной столицы. Большое количество лесопилок за охраняемым рвом с пушками работали без перерыва, для их обороны использовали орудия, снятые с кораблей Балтийского флота.
Увлечение Петра I кораблями и флотом привело к созданию в здании Адмиралтейства так называемой «модель-камере». В ней хранились многочисленные чертежи и модели, согласно уставу ВМФ здесь хранились уменьшенные копии всех кораблей Балтийского флота. Со временем модель-камера превратилась в прообраз Морского музея, в советское время переехавшего в другое здание и зажившего другой жизнью.
Петр Романов понимал недолговечность и уязвимость деревянных строений, по его приказу Меншиков начал в 1711 году строительство каменной башни. Склонность к гигантомании со стороны царя вынудила архитекторов несколько раз перестраивать шпиль башни, он рос в высоту, а на его верхушке установили кораблик. Им занимался голландский специалист Болос, прототипом послужил любимый корабль правителя «Ингерманланд». Ему помогали несколько российских мастеров, всю работу оценили в 350 рублей, крупную сумму для того времени.
Макет явился точной копией линейного корабля, он соответствовал не только по силуэту, но и орудийному устройству. Флаги изготовили из золота, император любовался этой копией, показывал ее иностранным послам. Здесь же он разместил свой первый компас, позже его потеряли. Высокое здание Адмиралтейства производило впечатление на многих жителей молодой столицы, стало символом города и зарождающейся империи Петра. В российской архитектуре шпили не использовались, они появились только после путешествия молодого царя в Европу.
Интересный факт. В 1815 году во время реконструкции оригинальный макет потерялся, его заменили. Новый кораблик находился на шпиле до времени правления Александра Николаевича, потом его поместили в экспозицию Морского музея в качестве важного исторического экспоната.
Реконструкция Адмиралтейства так и не была закончена при Петре, его смерть на время прекратила возведение каменных зданий. Тем не менее верфи имели значение для жизни страны и не прекращали работу, на них трудились почти 10 тысяч человек. Спуск на воду корабля превращался в событие в жизни городе, он сопровождался народными гуляниями и торжественной стрельбой из всех орудий.
Здание Коробова
Анна Иоанновна своим указом от 1732 года назначила главным архитектором при строительстве Адмиралтейства известного российского специалиста Коробова. При нем реконструкция значительно ускорилась, за шесть лет мастер полностью перестроил здание, сохранив прежний облик комплекса зданий. Получилось монументальное сооружение, он настоял на упорядочивании пространства, убрали верфи.
Высоту шпиля увеличили до 72 метров при сохранении изначальных пропорций. Коробов хотел снизить высоту здания, но встретил сопротивление со стороны администрации. Ему пришлось для сохранения равновесия переместить часть самого шпиля во внутрь здания. К работам снова привлекли голландца Боласа, под его управлением работала целая бригада рабочих с российского севера. Гордостью Адмиралтейства стал восьмигранный купол с часами. Его строительство заняло несколько лет, поверхность украсили позолотой, на нее ушло почти 18 килограмм благородного металла. Частично на строительство пошли знаменитые золотые дукаты, подаренные Петру молодой Голландской республикой, на тот момент Соединенными провинциями.
Интересный факт. Шпиль Боласа сохранили при последующих реконструкциях, он символ Санкт-Петербурга. Его популяризации произошла после многочисленных упоминаний в произведения российского поэта Александра Пушкина, с его легкой руки в народе укрепилось прозвище «Адмиралтейская игла».
При Коробове здание Адмиралтейства получило статус градообразующего, оно прочно вошло в план перестройки столицы. Шпиль стал ориентиром при строительстве Невского проспекта, так был заложен знаменитый «Адмиралтейский трезубец», комплекс трехлучевой системы улиц в центре города. Важность здания и его расположение повлияли на близлежащие пространства – знаменитый луг, который использовали в качестве места выпаса скота, заложили брусчаткой, прилегающий канал почистили и привели в порядок.
В окончательный проект Коробова вошел знаменитый колокол на башне Адмиралтейства. Он играл огромную роль в жизни города, оповещал горожан об угрозе наводнений. Кроме того, колокол своим боем оповещал о начале рабочей смены среди строителей. Тогда же часть здания занял храм, его отличительной особенностью стали позолота и резной иконостас.
Здание Захарова
В XIX веке Санкт-Петербург превратился в одну из самых крупных столиц в Европе, он стал центром общественной и культурной жизни не только молодой империи, но и всего Балтийского региона. Разросшийся город и амбиции правителей России заставили пересмотреть концепцию Адмиралтейства. Из окраины столицы здание стало ее центром, Александр Павлович решил перестроить высотную доминанту столичного центра.
На новый проект повлияли два фактора – пожар 1783 года и тяга предыдущего императора Павла к милитаризму. Пожар чуть не перекинулся на здание Зимнего дворца, из него пришлось эвакуировать часть имущества, пострадал фасад здания. С большим трудом пламя потушили, Екатерина Великая задумалась о реставрации.
Ее сын Павел после восшествия на престол решил обновить фортификационные сооружения Адмиралтейства. С этой целью он привлек английского архитектора Камерона. Вокруг здания выросли крепостные стены, снова прочистили каналы, в здании расположилось Училище военной архитектуры. На стенах Адмиралтейства реяли флаги Мальтийского Ордена, что не могло не вызывать раздражение у элиты российского общества. Сам факт появления в центре просвещенного и культурного города милитаристских зданий вызывал вопросы. Однако, Павел не обращал внимание на критиков и гнул свою линию.
После убийства российского самодержца на трон взошел Александр I, сын во всем считался антиподом своего отца и первым своим указом повелел перестроить исторический центр Санкт-Петербурга. Адмиралтейство имело вид старого промышленного сооружения, в это время весь район застраивался особняками знати. Несмотря на огромные затраты на войны с Наполеоном, российский государь в 1806 году назначил архитектором Андреяна Захарова и дал ему широкие полномочия.
Интересный факт. Захаров, как и большинство представителей знати Санкт-Петербурга, получил образование во Франции, испытывал отвращение к проявлениям военщины в архитектуре. При этом, он подпал под влияние Леду, известного специалиста, склонного к гигантомании и огромным свободным пространствам.
Изначально Захаров планировал только отремонтировать старинные фасады, но потом решил заняться полноценным строительством. За несколько лет Адмиралтейство приобрело совсем другой внешний вид, грандиозное сооружение приобрело современный облик. На месте верфей разбили широкий бульвар, позже на этом месте образовался знаменитый Александровский сад.
Главный фасад удлинился и составлял почти 407 метров, ширина комплекса составила 140 метров. Фронтальная линия здания делилась на пять частей, стены подчеркивали связь с выступающим фасадом, визуально это добавляло целостность. Захаров использовал новаторские веяния в архитектуре, не боялся экспериментировать, построив своеобразный древнегреческий храм в центре столицы. Наличие колоннад и портиков только подчеркивало это сравнение. Высота Адмиралтейской башни осталась без изменений, на шпиль пришлось 23 метра. Отличительная особенность многочисленных павильонов — арки и флагштоки с изваяниями дельфинов.
Интересный факт. В годы блокады Ленинграда позолоченный шпиль был отличным ориентиром при бомбардировке города. Поэтому, чтобы лишить немецкие войска превосходства, советские альпинисты провели ночную операцию, закрыв Адмиралтейство ночью специальным чехлом. Это спасло здание от многочисленных разрушений.
Особое внимание уделялось внутреннему убранству комплекса. В строении располагалось Военное министерство, высшие чины проживали на втором этаже, здесь жил Морской министр. К его покоям вела шикарная парадная лестница, она стала прототипом для Михайловского дворца. Квартира Морского министра сохранилась до наших дней, как и ее богатые интерьеры. Старинное зеркало ручной работы, мебель из красного дерева, два камина и величественная библиотека вызывают полное погружение в атмосферу наполеоновских войн.
Интересный факт. Захаров так и не увидел окончательный проект своего творения, он умер в 1811 году. Его работу завершили три помощника: Бежанов, Калашников и Гомзин. При этом, первоначальный план остался практически без изменений.
Захаров привлек к работам таких известных скульпторов как Пименов, Теребенев и Анисимов. Каждый из них оставил весомый вклад в современный облик здания, общая концепция композиций сводилась к показу могущества российского военного флота. Широко использовались мотивы древнегреческих мифов, созданы образы не только богов, но и известных легендарных воинов античности. Так по углам центральной башни расположились четыре фигуры в лице Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахилла. Выше расположились символы четырех времен года, стихий и гипсовые модели частей света. Скульптурное убранство подчеркивало военное преимущество империи над противником, на фоне победы над Францией Адмиралтейство стало символом могущества российского флота во всем мире.
Перед башней установили скульптуры в виде морских нимф, они держали небесную сферу. Подчеркивалась женская хрупкость и неимоверная сила этой композиции, она переплеталась с мифологией про величественных атлантов, держащих на плечах небосвод. Главный горельеф «Заведение флота в России» доверили известному скульптору российского императорского двора Теребеневу. На нем бог морей Нептун передает символ могущества в виде трезубца молодому Петру, на берегу Невы тритоны заняты строительством кораблей. Саму Россию олицетворяет женщина в венце, перед ней склоняются боги войны, их дары олицетворяют силу и изобилие молодой державы. Отдельно под государственным флагом на волнах покачивается военный флот, его защищают многочисленные божества, подопечные Нептуна.
Всего горельефов 11, они размещены по периметру здания. Восточные и западные стены украшают изображения богини справедливости Фемиды, со стороны Зимнего дворца изображены так называемые Гении. Фронтоны боковых фасадов главной башни украшены композициями древнегреческой богини Афины. С одной стороны, она награждает военных деятелей за подвиги, параллельно благословляет художников на произведения искусства.
Интересный факт. Во время реставрации Исакиевского собора в здании Адмиралтейства разместили временный храм. Над разработкой проекта работал Монферран, интерьеры украсили белые колонны, полностью перенесены утварь и иконостас. Для служителей церкви многочисленные скульптуры античных героев являлись святотатством, они требовали убрать их из виду. Война вокруг внешнего вида комплекса продолжалась несколько десятилетий и завершилась только после переезда священнослужителей. В итоге часть скульптур убрали со своих мест, символы частей света заменили на чугунные якоря.
Изначально Захаров планировал облагородить Адмиралтейский канал, его набережную планировали облицевать гранитом, наметили стройку трех мостов. Однако, выросшая смета заставила главного архитектора изменить свой первоначальный план. Канал засыпали, соединив его с пространством Зимнего дворца. Так в центре города появилась Адмиралтейская площадь, со временем вошедшая в композицию сада. Все работы закончили в рекордно короткий срок, уже в 1819 году здание вернулось к полноценному рабочему ритму, остались лишь многочисленные внутренние отделки, легшие на плечи других архитекторов.
Дворовые фасады выполнили из качественного кирпича, без каких-либо изысков. Захаров настоял на малой этажности, чтобы не портить внешний облик. Первое время внутрь Адмиралтейства пускали посетителей, работал музей. Левое крыло здания использовалось в качестве казарм для рабочих и моряков. Тем не менее его украсили, окна переделали для большего освещения помещений.
Отдельное место в проекте заняло обустройство прилегающей территории. Во время закладки Адмиралтейства близлежащие деревья срубили, их использовали при строительстве. Кроме того, по нормативам фортификационного строительства на расстоянии 300 метров от рва не должно расти ни одно дерево. Образовавшееся пространство получило название Адмиралтейского луга, Захаров по указу Александра I разбил широкий бульвар. Со временем это место стало называться Александровским садом. В его центре находится крупный фонтан, в тенистых аллеях много памятников культурным и политическим деятелям дореволюционной России.
История эксплуатации Адмиралтейства
Изначально комплекс служил не только в качестве верфей, он стал своеобразными крепостными воротами в столицу государства. Каждое входящее судно записывалось в специальный журнал, производился тщательный осмотр. Сторожевой пост утратил свой статус только через несколько десятилетий. Кроме того, Петр открыл здесь школу по обучению российских мастеров, в Адмиралтейство пригласили иностранных судостроителей.
Верфи Санкт-Петербурга не прекращали свою работу до 1844 года. Всего в районе Адмиралтейства спустили на воду 260 кораблей, среди них знаменитые суда военно-морского флота России. Петр лично занимался работой и даже получал жалование обычного мастера. Каждое утро он начинал с обхода верфей, вникал во все процессы, общался с рабочими на равных. Тем не менее число бежавших с работ с каждым годом увеличивалось, пришлось открывать собственную тюрьму в здании, угловое помещение бастиона превратилось в пыточную.
Интересный факт. В годы блокады Ленинграда в районе Адмиралтейства возобновился ремонт военных кораблей. Примечательно, но смены рабочих в точности повторяли рабочий день при Петре.
Только в 1718 году в здании заседало Адмиралтейств-коллегия, высший орган управления российским флотом. Петр лично участвовал в заседаниях, принимал адмиралов. Специально для него в помещении под шпилем воссоздали копию трона с баланхином, там отмечали победы российского оружия. С тех пор в Адмиралтействе квартировались высшие военные чины, традиция продолжилась в современной России.
После завершения строительства кораблей здание полностью отдали под нужды военных моряков, функционировал Морской музей. Пустовавшие земли отдали под застройку особняков, так появилась известная одноименная набережная, самая молодая в центре Санкт-Петербурга.
Интересный факт. Глава Морского музея Бестужев — яркий участник восстания декабристов. Возмущенный Николай приказал закрыть двери экспозиции, в годы его царствования музей не функционировал.
В 1821 году на территории Адмиралтейства работал храм святителя Спиридона Тримифунтского. Это главная церковь российского флота. Священники участвовали в благословлении спущенных на воду кораблей, в храме велись службы в честь погибших моряков и известных адмиралов. После поражения российского флота в Цусимском сражении каждый год в годовщину события проходили траурные панихиды. После революции церковь не функционировала, она возобновила работу в 2013 году.
В годы советской власти в здании находилось не только военное училище, но и все руководство флота. В 1930-е годы здесь работала Газодинамическая лаборатория, первое в стране бюро по разработке ракетных двигателей. Его покровителем считался Тухачевский, однако после репрессий в его сторону исследования прекратили.
Многочисленные реставрации
Первые многочисленные реставрационные работы над зданием Адмиралтейства провели еще в дореволюционной России при Николае Александровиче. В годы советской власти историческое наследие не считалось приоритетом для большевиков, началось запустение объекта. Все изменилось после Второй Мировой войны. Часть скульптур пострадала от бомбардировок, знаменитый чехол сняли со шпиля только в 1945 году.
В 1978 году произвели позолоту знаменитого шпиля, на нее потратили два килограмма сусального золота. Полностью отреставрировали скульптуры, их точные копии воссоздали по историческим документам. Снова заработали башенные куранты, возобновилась традиция колокольного звона.
Интересный факт. В шаре шпиля находится ларец, после каждого ремонта он пополняется реликвиями своей исторической эпохи. Там можно обнаружить не только старинные документы и газеты, но и текст новой советской Конституции. Согласно городской легенде там находится сундучок со старинными монетами, ключ от него утерян, а таинственный механизм по открыванию створок исключает механическое воздействие.
В годы постсоветской власти работы по воссозданию исторического облика Адмиралтейства происходили в 1999 и 2003 годах. Тогда же на фасаде появилась мемориальная доска в память о последнем министре Морского флота Российской империи Иване Григоровиче. По инициативе министра вооруженных сил РФ Шойгу комплекс зданий полностью отдан во владение военным, штаб-квартира была перенесена из Москвы, а интерьеры подверглись последней на данный момент реставрации.
Переезд военных в 2012 году привел не только к реставрации, но и к разговорам о возможной перестройке комплекса Адмиралтейства. Объект имеет статус культурного значения, но это не останавливает современных архитекторов от желания установить над внутренним двором стеклянный купол. Культурная общественность Санкт-Петербурга выступает против такого обновления здания, планы военных противоречат федеральным законам. Пока единственным новшеством выглядит реющей над башней Андреевский флаг, символ российского флота.