Гимрека (Гиморецкий погост). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Ансамбль Гиморецкого погоста. Построен в XVII в. Храм не действует.

Из ансамбля Гиморецкого погоста до наших дней дошла Рождественская церковь, колокольня, ворота и часть ограды. Рождественская церковь, датируемая 1659-1695 гг., в д. Гимрека, Подпорожского района находится на дальнем ее конце, рассекаемом дорогой Вознесенье — Подпорожье. Рядом с церковью расположены отдельно стоящая колокольня и рубленые ворота с сохранившимися фрагментами ограды на юго-востоке и востоке. Рождественская церковь относится к типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов. Прямоугольная в плане клеть четверика поднимает на значительную высоту два поставленных друг на друга восьмерика, служащих основанием шатра. Стройный шатер покрыт тесом и увенчан цилиндрической шеей с главкой-луковицей. По стародавней традиции и шея, и главка покрыты лемехом.
Удачно найденные пропорции всех частей храма создают впечатление соразмерности и красоты. К главному срубу с востока примыкает квадратная клеть апсиды с покрытием в виде бочки и с небольшой главкой на остром верхнем щипце. Вытянутый прируб трапезной под двускатной кровлей расположен на оси здания с запада. Когда-то вдоль западного фасада трапезной находилось высокое крыльцо с двумя самостоятельными всходами. Его разобрали в XIX в., заменив холодными сенями с широкой одномаршевой лестницей.
Все здание церкви поднято на высокий подклет и поставлено на ленточный фундамент. Из формулярных ведомостей известно, что в 1858 г. церковь была выкрашена, следовательно в то время ее сруб был обшит тесом.
Реставрационные работы, осуществленные в 1972-1983 гг. по проекту архитекторов М.И. Коляды, В.П. Веркулина и В.С. Рахманова, вернули старинному памятнику его первозданный облик.
Колокольня во многом дополняет и обогащает силуэт ансамбля. Четверик-поставец, служащий основанием восьмигранного столба здания, довольно низок. Арочные ворота в четверике украшены накладными фронтончиками и декорированы парными колонками по сторонам прохода. Скрытая в срубе лестница ведет на площадку звона, огражденную по периметру резными столбами, поддерживающими шатер. Тесовый шатер с маленькой главкой завершает колокольню.
В 1974-1976 гг. в ходе реставрации колокольня была полностью разобрана. Утратившие несущую способность нижние венцы основания и подшатровое крепление заменены точно такими же. Колокольню заново по­крыли тесом, восстановили резное убранство: подзоры, полицы, столбы звона и вход. При восстановлении памятника колонки и фронтончики входа, исказившие произведение народного зодчества, не возобновлялись. Ворота и ограда Гиморецкого ансамбля ломаной линией замыкают территорию кладбища. К началу реставрационных работ в 1974 г. сохранились прямоугольные в плане ворота под двускатной кровлей с арочным проходом и остатки рубленой ограды, звенья которой соединялись поперечными врубками бревен. Ворота были восстановлены, их кровля заменена тесовой, а стены освобождены от обшивки. Ограда была срублена по старому плану с сохранением прежнего конструктивного приема крепления ее звеньев.
При подготовке статьи использовалась книга Ю.М. и Т. М. Гоголициных «Памятники архитектуры Ленинградской области»

В 5 км севернее Щелеек находится село Гимрека, что в переводе с вепсского означает «Родная река» (по-вепсски «хийм» — родня), растянувшееся почти на километр вдоль дороги Вознесенье-Петрозаводск. Слева за деревней на холме стоит шатровая церковь бывшего Гиморецкого погоста, к которой надо перейти через речку Гимреку. Участок погоста имеет форму неправильного многоугольника, по периметру которого местами (на юго-востоке и востоке) сохранилась старинная рубленая невысокая ограда, имеющая для устойчивости контрфорсы.
В центре участка возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы — памятник деревянного зодчества XVII в. На южной границе уцелели крытые ворота и колокольня, которые были связаны с оградой. Колокольня — «восьмерик на четверике» с шатровым покрытием. Арочные ворота в четверике украшены накладными фронтончиками и декорированы парными колонками по сторонам прохода. План церкви представляет собой композицию из трёх прямоугольных клетей — алтаря, собственно церкви и трапезной. На повале стоит восьмерик с расширением в средней части, по которому идёт накладной фронтонный пояс. Завершает эту вертикаль-столб очень высокий шатёр с широкой полицей у основания и цилиндрической шеей с главкой-луковицей на вершине. По стародавней традиции и шея, и главка покрыты лемехом. Клеть трапезной имеет двускатную кровлю.
Несмотря на известность Гиморецкого погоста, дата его постройки точно не установлена. Она варьируется от 1650 до 1695 гг. В 1852 г. Рождественская церковь была обшита тёсом с изменениями объёмов, которые были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1972-1983 гг.
www.heraldicum.ru
Богородицкая церковь, 1695 г. (?)
Церковь, расположенная на юго-западном берегу Онежского озера, принадлежит к прионежскому типу шатровых церквей. Постройку церкви различные источники относят к 1659, 1682 и 1695 гг. Сохранилась, реставрирована в 1970-80-е гг. Некоторые иконы из иконостаса церкви находятся в Русском музее.
http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/

Во время Великой Отечественной войны Гиморецкий погост оказался на территории, оккупированной финскими войсками. В сентябре 1941 года финская армия вышла к Свири, окончательно перекрыв трехмиллионному Ленинграду пути сообщения с остальной территорией СССР – и лишь в августе 1944 года район был освобожден советскими войсками. Здесь случилась удивительная история, в мирное время невозможная, а в военное – и вовсе немыслимая.
В зону оккупации попало множество памятников деревянного северного зодчества – в те годы их количество в разы превышало современное. Финны, генетическая память которых естественным образом хранит культурные традиции проживавших в этих краях предков, не могли не заинтересоваться архитектурным наследием, оказавшимся для них в зоне доступа. Одним из этих солдат оказался будущий профессор Ларс Петтерссон — финский исследователь средневековой архитектуры Финляндии, Скандинавии, Карелии и Византии. В 1942 году ему было 24 года. Он вместе со своим другом, 32-летним художником и скульптором Ойва Хелениусом, добились от армейского командования разрешения зафиксировать все памятники архитектуры в зоне военных действий, чтобы принять меры к их сохранению. В условиях военного времени им удалось обмерить и сфотографировать все существовавшие на территории Межозерья храмы. Исследователями было выполнено 1640 фотографий, сотни чертежей и рисунков, составлены подробные описания памятников, иногда и с выписками из сохранившихся на своих местах церковных архивов. Было обмерено и сфотографировано 242 церкви и часовни, из которых сохранились теперь всего 32.
Эти материалы стали основой будущей монографии Л. Петтерссона «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой была впервые разработана типология культовых построек Карелии и представлена их эволюция. Благодаря работе, проведенной финскими учеными, был сохранен облик, зафиксированный на фотографиях и чертежах, многих ныне утраченных памятников архитектуры.
Потрясающая история. Ведь война ассоциируется лишь с потерями и горем. Но если бы не война – о скольких из этих 242 церквях и часовнях из списка Петтерссона мы не узнали бы вовсе?
Копии многих изображений из своей драгоценной военной коллекции Ларс Петтерссон в 1989–1990 годах успел передать в дар Кижскому Музею-заповеднику. Две акварели Ойва Хелениуса запечатлели церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Гимреке. На обеих надписано имя автора, а также населенный пункт и дата: Himjoki 27.4.1943 и 28.4.1943. Самый разгар войны. Древний вепсский храм. Вне войны. Вне времени. Вне политики.

Церковь Рождества Богородицы в Гимреке сохранилась. Есть несколько вариантов датировки памятника: между 1682 и 1689 гг., 1693 г., во многих документах повторяется дата 1695 г., которая и принята как наиболее вероятная. Сейчас церковь предстает в том виде, который получила после реставрации 1970-х – первой половины 1980-х гг. по проекту архитектора В.С. Рахманова, при соавторстве М.И. Коляды и В.П. Веркулича. Всему ансамблю гиморецкого погоста был возвращен приближенный к первозданному облик.
Рождественская церковь состоит из основного объема с примыкающими прямоугольными в плане срубами алтаря и трапезной. На одной оси со зданием расположено крыльцо, обращенное всходами на север и юг. Главное отличие гиморецкой церкви от рассмотренных двухчастных храмов в конструктивном решении ее стопы. Несущий шатер столп, также как в линдозерском памятнике, состоит из двух восьмериков на четверике и расширяется кверху, но верхний восьмерик уже не является продолжением повала нижележащего, а вставлен в его «раструб». Повалы четверика и нижнего восьмерика заканчиваются конструктивно-декоративными фронтонными поясами. В.П. Орфинский называет такой тип храмового столпа «слитно-расчлененно-ярусным «пульсирующим» за счет повалов» и пишет, что этот вариант прионежских храмов «можно рассматривать как гибрид людиковских построек (Никольская в Линдозере) с ярусными, сужающимися кверху храмами, подобными Никольской церкви в Согиницах». Церковь имеет приземистые срубы основания и очень высокий шатер. Алтарный прируб перекрыт несколько «приплюснутой» бочкой, увенчанной небольшой главкой.
На сегодняшний день гиморецкий памятник вместе с колокольней и оградой является уникальным примером ансамблевого строительства конца XVII в. в Обонежье.
Носкова А.Г. Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII-XVIII веков // Деревянное зодчество. Вып. II. Новые материалы и открытия. М.-СПб., 2011. С. 124-158.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?