ГЭС-2 – культурное пространство в центре Москвы
Здание выведенной из эксплуатации электростанции в самом центре Москвы на Болотной набережной в Якиманке давно мозолило глаза жителям мегаполиса. Сам по себе объект культурного наследия России немного пугал пустующими площадями, пока новую жизнь в него не вдохнул российский предприниматель Леонид Михельсон – он выкупил ГЭС-2, провел масштабную реконструкцию и открыл амбициозный проект, который поставил перед собой цель рассказать о современном российском искусстве. Кстати сотрудники не любят название музей, по их словам, перед нами центр просвещения в крупнейшем городе Европы.
Долгий путь от Городской электростанции до дома культуры
История ГЭС-2 берет начало с февраля 1907, именно тогда на острове Балчуг была построена электростанция, которая предназначалась для контактного питания сети городских трамваев в Москве. Строительством проекта руководил архитектор Василий Башкиров, здание выполнили в неорусском стиле с большим числом мелких элементов и крупными окнами. Массивный дом растянулся на 100 метров с видом на набережную, его напичкали современным на тот момент оборудованием, в том числе швейцарскими турбинами и немецкими паровыми котлами.
Свое название ГЭС-2 проект получил уже в 1925 году, аббревиатура переводится как Городская электростанция, до этого носила название Трамвайной. После революции и прихода к власти большевиков она вышла из частного пользования, тогда же началась реконструкция. В ходе Второй Мировой войны оборудование во время эвакуации перевезли на Урал, рабочие ушли на фронт, само здание пострадало от попаданий бомб и снарядов, оно рассматривалось немцами как стратегический объект.
Интересный факт. Во время бомбардировок центра Москвы высокие трубы котельной, представляющие памятник дореволюционной архитектуры, разобрали, поскольку авиация противника использовала их в качестве ориентира.
Веяние времени и развитие технологий косвенно затронуло электростанцию: провели газ и установили очистные сооружения. После строительства подстанции «Берсеневская» надобность в громоздком объекте на Болотной набережной отпала – в 2006 он прекратил работу, по официальной причине из-за износа и нерентабельности.
В 2014 на здание обратил внимание фонд современного искусства V-A-C под управлением итальянского арт-менеджера Терезы Мавики и патронажем российского предпринимателя Михельсона, одного из богатейших людей страны на тот момент. Фонд сотрудничал с мировыми организациями, первоначально открыли филиал в Венеции, однако уже тогда встал вопрос о создании центра в России. В итоге выбрали пустующее здание ГЭС-2 на набережной, его предложил глава Департамента культуры Капков по наводке мэра Москвы Сергея Собянина.
Стройка началась уже через год, к ней привлекли известного архитектора Ренцо Пиано, в чьем послужном списке значился Национальный центр искусства имени Помпиду в Париже. Реконструкция предполагала восстановление исторического облика здания с добавлением современных архитектурных решений, таких как естественное освещение, солнечных батарей и свободных пространств. Особенно тщательно отнеслись к лепнине и цвету фасада, старинные инструменты вывезли в другие музеи.
Мавика и Пиано настояли на облагораживании территории вокруг арт-пространства, отреставрировали ограду у канала, рядом высадили березовую рощу в количестве 620 деревьев, от палящего солнца и непогоды спасает специальный навес. Старинные турбины швейцарского производства разместили среди молодых саженцев, восстановили знаменитую башню с часами, в строительстве которой по легенде участвовал Владимир Шухов, воссоздали утерянные элементы дореволюционной архитектуры.
Точкой отсчета новой жизни для ГЭС-2 стало 17 августа 2021 года, фонд объявил о запуске амбициозного проекта, для первых лиц государства провели специальную программу. Для публики двери дома искусства открылись 4 декабря, при этом у места огромные перспективы развития, неиссякаемый поток посетителей уже никого не удивляет.
Наполнение ГЭС-2
Здание бывшей станции не выглядит со стороны высокотехнологичным объектом двадцать первого века, однако поражает мощью, бросаются в глаза трубы, выкрашенные в ярко-синий цвет. В ясную погоду они сочетаются с небом, не выделяются на фоне исторического облика Москвы. Ренцо специально организовал плавный переход в городское пространство, окна сделали на одном уровне с землей, поэтому дом выглядит органично.
Главный вход расположен со стороны набережной, имеет форму площади, здесь расположены билетные кассы, магазин и ресторан. Само здание состоит из каскада террас и балконов, каждая секция выполнена в определенной цветовой гамме. Бросаются в глаза пустые пространства, их еще сильнее усиливает стеклянный свод, играющий на бликах солнечного света.
Интересный факт. Монументальность ГЭС-2 привела к тому, что гости чувствуют себя одинокими внутри, в прессе рассуждали о пустующих залах, хотя на практике среднее число гостей увеличивается.
Актовый зал здания – местная гордость, он оснащен лифтом, выездным роялем и подъемными конструкциями, способными увеличить сценическое пространство. Зрительские ряды опускаются под пол, отдельно отметим акустику, ею занималась компания, отвечающая за Парижскую филармонию. Одну стену актового зала убрали, поэтому уличное пространство используется в качестве красивого фона.
Бурная деятельность кипит и под землей, итальянский архитектор максимально использовал помещения бывшей станции. Здесь расположены мастерские и различные студии, комната для прослушивания звука. Еще одна интересная локация – так называемое «Ателье» на первом этаже здания, с двумя игровыми зонами для детей. Здесь посетители могут создать различные изделия, в том числе вазы, и забрать их домой бесплатно. В соседних «Настройках» показана связь между современным искусством и музыкой.
Кстати, привычных смотрителей нет, их функцию выполняют медиаторы. Люди сами выбирают маршрут, свободно перемещаются по творческой площадке, на территории дома разбросаны инсталляции современных художников мирового уровня. Открытие ГЭС-2 стоит признать событием планетарного масштаба, в любом случае в России нет подобного концепта ландшафта, где акцент делается не на созерцании предметов искусства, а на вовлечении в их создание.
Перспективы и чудеса гибкости от руководства
Политическая нестабильность отразилась на программе сезона, ряд самобытных проектов свернули свою деятельность, среди них отметим работы исландского художника Рагнара Кьяртанссона, которым выделили второй этаж. Закрыли и другой уникальный проект – перфоманс «Санта-Барбара», в честь сериала каждый день на протяжении нескольких месяцев шли съемки ремейка, посетители наблюдали за этим захватывающим процессом онлайн.
Еще раньше ушел идейный вдохновитель проекта, его куратор Тереза Мавика, по официальной версии она сконцентрировалась на доме культуры в Венеции, хотя и продолжает сотрудничать со структурой Михельсона. Теперь руководство пытается максимально дистанцироваться от политики, даже ввело цензуру на иностранные резиденции, что не мешает постоянно попадать в скандальные ситуации. Самый яркий пример — скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», которую некоторые москвичи сочли провокацией.
Адрес и как добраться
Описание: кассы функционируют с 10:00 до 22:00, в ГЭС-2 идут разнообразные мероприятия, лекции и выставки, осуществляют показ документального кино. Посмотреть актуальную информацию и узнать стоимость билетов можно пройдя по ссылке на сайт, либо уточнить по телефону. Для групповых туров требуется предварительная регистрация.
Адрес: Россия, город Москва, Болотная набережная, д. 15.
Подописание: здание расположено в центре российской столицы, в шаговой доступности от остановок общественного транспорта. Ближайшие станции метро – «Кропоткинская», «Боровицкая», «Полянка» и «Третьяковская», дорога займет пару минут неторопливым шагом вдоль набережной.