#искусство
Генрих Семирадский (1843-1902), «Женщина или ваза?» (Сложный выбор). Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
В 1875 г. Семирадский приступил к написанию полотна «Женщина или ваза?» («Трудный выбор», (1875, местонахождение неизвестно) , посвященного теме человеческих желаний, зависимости их от возраста. Старый сенатор затрудняется в выборе между красивой невольницей и старинной вазой, которые ему предлагают фригийские торговцы, рядом с ним стоит его сын, который, не отрываясь, смотрит на обнаженную невольницу, и с первого взгляда ясно, что он ни минуты не поколебался бы в выборе между вазой и молодой красавицей.
Развивая тему, Г.И. Семирадский вводит в картину скульптуру «Кентавра плененного амуром» (из собрания Капитолийских Музеев), изображающую мучения старого кентавра .
Картины «Женщина или ваза?» и «Продажа амулетов» были представлены художником на Академической выставке 1875 г. Цена за первую картину опять была очень высока. Объясняя причины этого, Семирадский писал Исееву: » Принимая во внимание время, затраченное на картину, стоимость исполнения всего с натуры, покупку костюмов, мраморов и разных безделушек, словом предметов, не имея которых, я считаю невозможным исполнение произведения серьезного, не попадая в манеру и не заграждая себе пути к дальнейшему совершенствованию — я считаю подобную цену положительно умеренной…
В одном я не допускаю экономии — в работе: только при расточительности возможно достигнуть в картине впечатления богатства, роскоши; остановиться в картине перед издержкой — это первый шаг к ремесленности, к упадку. Слово “сойдет и так” не должно быть никогда произнесено художником, который не потерял еще веры в свой талант». Картину «Женщина или ваза?» купил варшавский промышленник Кароль Лилпоп.
Последние сведения об этой картине говорят,что она находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.