Гений Риги, не уступающий Гауди.
•••
Думаю, на Земле больше нет места с такой высокой концентрацией удивительно красивых зданий.
Их автор, Михаил Осипович Эйзенштейн, был гражданином Российской империи, а затем Германии.
Благодаря его постройкам в стиле модерн Рига и была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В конце XIX века Европа наблюдала за рождением нового, яркого архитектурного стиля.
Во Франции он стал известен как Art Nouveau, в Германии как Jugendstil — это был дерзкий отказ от строгой симметрии и прямых углов.
Считается, что знаменитый испанец Антонио Гауди отклонился от классической концепции архитектуры в большей степени, чем другие архитекторы.
Но у Гауди были достойные конкуренты, и Рига стала обладательницей целого модернистского квартала.
Ирония в том, что Михаил Эйзенштейн вошел в историю благодаря своему хобби.
Архитектура была лишь увлечением высокопоставленного чиновника и статского советника.
Подумать только, всего 130 лет назад роскошных домов на улице Альберта еще не было, и самой улицы еще не было, только сады да пустоши.
Именно тогда окраину Риги было решено превратить в урбанизированную территорию с многоэтажными домами.
Один из главных застройщиков нового района по-дружески предложил Михаилу Эйзенштейну спроектировать несколько домов.
В своем стремлении к новизне Эйзенштейн предпочел австрийскую и баварскую вариации югендштиля, превзойдя своих учителей.
Если в Южной Европе отличительной чертой модерна был декор с использованием цветочных элементов, насекомых и рептилий, то центром эстетики югендштиля была роковая женщина, соблазнительная и опасная, предлагающая удовольствие, ценой которого является жизнь.
Последовал стремительный карьерный рост и рождение единственного сына, однако все это на фоне сложных отношений с женой.
Он был вынужден жениться на женщине, которую не любил и которая не любила его, скандалы в их доме не прекращались и были предметом пересудов в обществе.
В период этих бурных отношений Эйзенштейн создал свои лучшие дома на улицах Альберта и Элизабетес.
Фасады его домов полны женских масок, загадочных и грустных, нежных и соблазнительных.
Пример — необычный скульптурный декор дома номер два на улице Альберта: валькирии, танцующие на маскаронах — это мужские маски. Их лица перекошены от боли.
Можно сказать, что каждый дом Михаила Эйзенштейна плачет.
Я никогда не видел такого буйства архитектурного воображения где-нибудь в Европе. Ну, разве что дома Hundervasserta в Вене или дом Драконов в Турине?
Каждый дом в квартале Art Nouveau Риги украшен какой-нибудь оригинальной композицией: часами, шпилем или львом. Парадные двери обрамлены скульптурами химер, сатиров или сфинксов.
На доме №4 по Albert Street не пропустите табличку со скромной надписью «Здесь жил Михаил Эйзенштейн».
За период с 1897 по 1911 год архитектор-любитель спроектировал 19 зданий, после чего оставил архитектуру и никогда больше к ней не возвращался.
В наши дни все они признаны шедеврами архитектуры!
Обратите внимание на даты. Михаил Эйзенштейн построил свой первый дом в возрасте 29 лет в качестве начального архитектурного опыта и внезапно, всего за пять лет — с 1901 по 1906 год, в невероятном творческом порыве создал красивейшие дома в Риге.
Но в те времена критика его домов была невероятной. Газеты писали, что они уродуют Ригу, они пахабны и бесстыжи.
Надо сказать, что несмотря на критику со стороны архитектурного сообщества, богатые рижане и международные дипломаты немедленно заняли все дома Эйзенштейна.
Даже через несколько лет после его смерти, в начале 30-х годов ХХ века, страсти продолжали бушевать.
Архитектор Г. Пиранг писал о Югендштиле: «Этот стиль просуществовал недолго и не оставил следа в Риге. Его жертвой стала только бедная улица Альберт.»
Если бы только Пиранг знал, что много лет спустя Рига прославится не местным черным бальзамом, а сокровищем модерна, и «бедная улица Альберт» станет гордостью латвийской столицы.