Гельцер Екатерина Васильевна

ГЕЛЬЦЕР ЕКАТЕРИНА
( 1876 – 1962)
Екатерина Васильевна Гельцер – русская артистка балета. Родилась в Москве в артистической семье. В 1894 году окончила Московское театральное училище и поступила в труппу Большого театра. В 1896-1898 годах танцевала а в Мариинском театре, исполняя роли фей в «Спящей красавице» и другие. Была замечена критикой: «В танцах г-жи Гельцер есть сила, отчётливость техники, изящество и та обаятельная прелесть, которою отличается каждое движение этой талантливой артистки». Екатерина Гельцер кроме того обладала прекрасным вкусом, большим личным обаянием и пламенным темпераментом, придававшим живость и выразительность всем исполняемым ею партиям. Затем в 1898 по 1935 годы – снова в Большом театре. Екатерина Гельцер, воспитанная в традициях московской школы, освоила также и петербургскую манеру танца, была знакома с репертуаром Петипа. Виртуозная техника и незаурядное актёрское дарование позволили ей по возвращении в Москву быстро занять ведущее положение в труппе. Она с блеском исполняла главные роли во всех традиционных спектаклях и в большинстве новых, которых стало особенно много после того, как на рубеже столетий в Москву прибыл А.А.Горский, вскоре возглавивший труппу. Исполнив партию Белой кошечки в балете «Спящая красавица», создав на сцене лукавый, задорный, женственный образ, Гельцер обратила на себя внимание как виртуозная балерина, и уже через несколько спектаклей она танцевала партию Авроры. На московской сцене Гельцер танцевала в балетах Горского «Дон-Кихот», «Конёк-Горбунок», «Волшебное зеркало», «Баядерка», «Дочь фараона», «Саламбо». Её исполнение отличалось блистательностью и разнообразием. В её творчестве драматический элемент был очень силён, а совершенное владение хореографической техникой позволяло сосредоточиться на характеристическом рисунке роли.
Со временем слава её переросла в европейскую, и все гастроли с участием Гельцер имели большой успех. Она принимала участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в 1910 году. Выступала в Лондоне, США.
В 1912 году Гельцер попробовала себя на новом поприще – педагогическом, но затем отказалась от педагогической деятельности.
Балерина осталась в Большом театре и после революции 1917 года. В 20-х годах 20 века в её репертуаре появились новые балеты, поставленные для неё мужем, В.Д. Тихомировым: «Эсмеральда» (музыка Ц.Пуни и Р.М.Глиэра, 1926) и «Красный мак» ( музыка Глиэра, 1927).
Екатерина Гельцер не делала новых попыток заняться регулярной педагогической деятельностью, однако молодые танцовщицы всегда могли получить её совет по поводу исполнения какой-либо партии». Её долгая жизнь в искусстве и бесконечная преданность танцу были поистине беспримерными.
Е.В. Гельцер с огромным успехом гастролировала в Америке, Великобритании, Германии. После гастролей в Париже ей было присвоено звание Офицера Академии изящных искусств.
Ей посвятила свои стихи София Парнок:
***
«И вот она! Театр безмолвнее
Невольника перед царём.
И палочка взвилась, как молния,
И вновь оркестра грянул гром.
Лучи ль над ней свой блеск умножили,
Иль от неё исходит день?
И отрок рядом с ней – не то же ли,
Что солнцем брошенная тень?

Его непостоянством мучая,
Носок вонзает в пол, и вдруг,
Как циркулем, ногой летучею
Вокруг себя обводит круг.

И, следом за мгновенным роздыхом,
Пока вскипает страсть в смычках,
Она как бы вспенённым воздухом
Взлетает на его руках…

Так встарь другая легконогая –
Прабабка «русских Терпсихор» —
Сердца взыскательные трогая,
Поэта зажигала взор.

У щеголей не те же чувства ли,
Но разочарованья нет:
На сцену наведён без устали
Онегина «двойной лорнет».

Умерла Екатерина Васильевна Гельцер 12 декабря 1962 года.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?