Ге Николай Николаевич «Дубы и платаны. Фраскати» (конец 1850-х)

Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Ге Николай Николаевич. «Дубы и платаны. Фраскати» (конец 1850-х). В Италии Николай Николаевич Ге впервые обратился к жанру пейзажа и создал произведения, захватывающие взволнованностью, внутренней озаренностью, раскованностью живописной манеры. Первоначально Ге, пенсионер Императорской Академии художеств, поселился в Риме, но затем в 1860 году переехал во Флоренцию, где прожил десять лет. Весенние и летние месяцы художник проводил в живописных местах, исследуя с этюдником морское побережье, совершая вылазки в горы. Вико, Фраскати, Сан-Теренцо, Леричи, Ливорно, Каррара, Порто Венере, Сорренто – такова география пейзажного творчества Ге итальянского периода.

Среди перечисленных мест следует выделить побережье залива Ла Специя – так называемого Залива поэтов, где в 1822 году жили Байрон и Шелли. В 1853 году король Италии Виктор Эммануил II с супругой Марией Аделаидой и детьми отдыхал здесь в отеле «Мальтийский крест», что прославило местный курорт на всю Европу. Летом 1867 года в деревушке Сан-Теренцо обосновалась целая колония русских художников и литераторов, среди которых были Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов. Выбор именно этого места не случаен. Оно было знаменито не только своими песчаными пляжами, но и культурным контекстом, став частью истории европейского литературного романтизма.

Можно также предположить, что русские художники узнали о Заливе поэтов от художника Телемако Синьорини, члена сообщества «Маккьяйоли», который там жил в этот период. «Маккьяйоли» (от macchia – пятно) – группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции в 1860 году и названная так благодаря свободной живописной манере ее мастеров. В пейзажах Н.Н. Ге итальянского периода различимо влияние художников этой группы. Оно ощущается и в колорите, и в открытой живописной фактуре, и в частом выборе вытянутых, горизонтальных форматов холстов, и в перекличке мотивов.

Созданные в Италии пейзажи Ге и сегодня выглядят современно, увлекая живой пульсацией чувств, восхищением красотой мира. Когда молодые художники спросили Ге о значении пейзажного жанра в искусстве, он ответил: «Пейзаж – святая, великая вещь… Пейзаж – не то, что вы думаете, в нем Бог, самый грандиозный и беспредельный».

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?