Гдов. Собор Димитрия Солунского в Кремле.

Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского стоит там, где прежде была основанная псковичами сильная крепость. Налево от входа в ограду виднеется маленькая квадратная церковь во имя Успения, за нею колокольня времен Иоанна Грозного. В крепости, рядом с собором, в большом двухэтажном доме помещаются: казначейство, управа, полицейское управление и тюрьма.
В 1540 г. был выстроен на земский сбор каменный собор, о чем свидетельствует надпись на иконе Св. Троицы: «В 1424 г. начата строиться крепость во Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 г. валами; над висячими Псковскими вратами поставлена сия икона Св. Троицы, которая перенесена в 1540 г. в Димитриевский собор. В 1846 г. усердием Луневского главы Иоанна Ипатова она обновлена, вложена в киоту и сохраняется теперь 422 года». Кроме того, на полиелейном колоколе написано, что сие колокола пожертвованы милостью создателей храма св.. вмч. Димитрия при державе царя, вел. князя Ивана Васильевича.
В тоже время, по приданию, начата постройка отдельной колокольни, под которой была устроена церковь Михаила архангела, ныне обращенную в кладовую. Сперва собор имел два престола: главный — во имя св. Димитрия и придельный — во имя Спаса Нерукотворенного.
В 1854 г. старанием церковного старосты, купца Якова Григорьевича Гаврилова на церковную и сборную сумму устроен придел во имя св. Митрофана Воронежского. При этом был изменен вид храма: к собору сделана была одна общая пристройка и в ней направо — был поставлен придел Спаса, а налево — Митрофана. Собор из маленького квадратного обратился в большой, продолговатый храм, в котором легко помещается 1000 человек. На постройку приделов употреблено по смете 8196 руб. 30 коп. серебром.
К собору, кроме церкви Успения, указом духовной консистории от 8 авг. 1872 г. за № 3117 приписана деревянная церковь св. Николая чудотв., стоявшая более 200 лет. По преданию, тут был прежде мужской монастырь, но уже в 1781 г. она считалась просто церковью св. Николая. В собор перенесена ее церковная утварь.
Дмитриевский собор двуглавый, продолговатый. Главный купол его находится над главным храмом – св. Димитрия, второй купол занимает середину приделов. Собор построен из камня и окрашен белой краской. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, крест большого купола железный, а малого — деревянный, обитый жестью. В соборе 2 входа: с запада и с юга; 13 больших окон и 10 узких продольных, в окнах железные решетки. Длина собора 18 саж., высота 11 саж.
Колокольня каменная, 8-ми угольная, выстроена отдельно от церкви, оштукатурена и выбелена. На ней деревянный шпиль, обитый жестью и такой же крест, утвержденный на обитом жестью яблоке. Из 10 колоколов самый большой — весом в 104 пуд. 7 ф. Высота колокольни 24 саж. Соборная ограда на 120 саж., на каменном фундаменте, с деревянною решеткою между каменными столбами и с железными воротами. В воротах — образ и кружка для сбора денег.
Часовня выстроена в 1860 г. церковным старостою, гдовским купцом Леонтием Гавриловичем Лебедевым. В ней находятся иконы: Нерукотворенного Спаса, Димитрия, Николая и Митрофана…
Описание составлял диакон Гдовского Дмитриевского собора Алексий Павлович Бобровский, 1884 г. июля 17.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Строительство каменного кремля в Гдове датируется самым концом XV века. Его стены сложены из огромных гранитных валунов, ряды которых чередуются с рядами известкой плиты – обычного строительного материала этого края. В плане крепость приближалась к прямоугольнику, она имела трое ворот и 4 башни. Главным въездом в город служили Псковские ворота, расположенные в западном углу крепостных стен. Вслед за возведением мощных укреплений в Гдове был сооружен и новый каменный собор. Как установил доктор искусствоведения В.В. Седов, Димитриевский собор построили в 1520-е годы в традициях псковских “кончанских” храмов рубежа XV-XVI веков. “И план, и объемная композиция, и структура его интерьера практически совпадают с храмами Богоявления с Запсковья и Успения с Пароменья. Единственной деталью, свидетельствующей об эволюции внутри школы, является керамическая храмозданная надпись на барабане собора”. Подобная же надпись была помещена на барабане одноименного псковского собора, поставленного в 1524 году “в Домантове стене”, на фундаментах храма XII века. Таким образом, в центре Пскова и в Гдове практически одновременно поднялись два собора-близнеца, посвященных св. Димитрию Солунскому.
Гдовский Димитриевский собор поставлен почти в центре кремля и доминирует в его пространстве, что придает храму еще большую представительность. В других крепостях северо-запада соборы или смещены к самой стене, “запирая” въезд через главные ворота (Изборск, Остров, Порхов), или укрыты в наиболее безопасной части крепости (южной – в Ладоге, восточной – в Орехове), или кажутся крохотными на фоне крепостных стен и башен (Ивангород). Таким образом, статус кафедрального, который Димитриевский собор получил через 370 лет после постройки, вполне соответствует его высоким композиционным и градостроительным особенностям.
Примерно через полвека после строительства гдовского собора рядом с ним была возведена колокольня, своим декором подчеркнуто подражавшая верхнему столпу Ивана Великого в Московском Кремле. “Здесь к восьмигранной столпообразной церкви “под колоколы” (во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения) с двух сторон примыкали два симметричных придела Успения и Михаила Архангела. Эта удивительная композиция не имеет прямых аналогов ни в псковской архитектуре, ни в русской архитектуре XVI века вообще”. В.В. Седов предполагает, что заказчиком такого уникального сооружения “был сам царь Иван Грозный: вряд ли в этом небольшом городке воевода или прихожане создали бы этот монументальный комплекс явно мемориального значения”. Теперь по числу и разнообразию престолов соборный комплекс Гдова превзошел прочие псковские “пригороды”. Выразительный язык архитектуры свидетельствовал, что за этой порубежной крепостью стоит “вся великая Москва”.
Величественному внешнему виду гдовского собора прекрасно соответствовал его иконостас, поднимавшийся до самых сводов. Он состоял из четырех ярусов – местного, праздничного, деисусного и пророческого. В эпоху барокко, в XVIII веке, большинство старинных многоярусных иконостасов было реконструировано с устройством пышных рам (“тела”), представлявших сложное архитектурное произведение. При этом утрачивалось единство горизонтальных рядов икон: декоративная сторона брала верх над смысловой. К счастью, в Гдове этого не случилось. Один только местный ряд здесь был выделен витыми колоннами и широким карнизом. Иконы трех верхних ярусов сохранили характер сплошной стены – их разделили всего лишь подчеркнуто легкими горизонтальными и вертикальными тягами. Древние иконописцы предусмотрели эффект обратной перспективы: в пророческом чине иконы были крупнее, чем в деисусном, и поясное изображение Богоматери Знамение с обращенными к Ней пророками, написанными в рост, представляло собой как бы гдовскую Оранту. Иконостас венчало громадное резное Распятие с предстоящими; меньшие по размерам фигуры ангелов “охраняли” царские врата на уровне праздничного чина. Средства на устройство новой рамы гдовского соборного иконостаса пожертвовала чета местных помещиков Коновницыных, Григорий и Евфимия. Это было в 1737 году. Среди соборных святынь выделялись икона великомученика Димитрия в местном ряду иконостаса, икона св. Иоанна Предтечи с деяниями, а также икона Святой Троицы с припадающими св. Димитрием Солунским и св. Всеволодом-Гавриилом Псковским. Последняя была снята с главных городских ворот, когда их пришлось разобрать по ветхости. Три колокола собора (всего их было 10) относились к царствованию Ивана Грозного, а большой колокол весом в 104 пуда отлили в 1839 году.
К началу XIX века причт гдовского собора состоял из протоиерея, священника, диакона, 2 дьячков и 2 пономарей. Среди соборного духовенства можно было видеть выпускников не только С.-Петербургской, но и Псковской и даже Новгородской семинарий (географически Гдов равноудален от С.- Петербурга и Новгорода), а один из настоятелей собора первой четверти XIX века, протоиерей Петр Николаевич Стейшин, имел высшее духовное образование – он окончил Александро-Невскую академию. В 1826-1831 годах соборный клир возглавлял протоиерей Иоанн Петрович Кедров (+ 31 августа 1860), выпускник С.-Петербургской духовной семинарии первого выпуска (1811 год). Он был сыном священника с. Керстово Ямбургского уезда. (Деревянная Скорбященская церковь этого села, построенная духовником императрицы Елизаветы Петровны протоиереем Феодором Дубянским, послужила образцом для первой Троицкой церкви лейб-гвардии Измайловского полка. Каменный Троице-Измайловский собор был сооружен в 1828-1835 годах “по подражанию деревянной”). После перевода о. Иоанна Кедрова к Преображенскому собору г. Нарвы настоятельское место при гдовском соборе занял его младший брат, о. Константин Несвитский, возведенный в сан протоиерея (иногда случалось, что при определении в духовные школы родные братья получали разные фамилии). О. Константин окончил столичную духовную семинарию на 10 лет позже своего брата Иоанна и в 1821-1831 годах священствовал в Покровской церкви с. Кярова под Гдовом. Эта церковь в родовой вотчине Коновницыных первоначально, в XVIII веке, числилась приписной к гдовскому собору. В августе 1822 года скончался один из героев войны 1812 года граф П.П. Коновницын, и о. Константин участвовал в погребении его тела в кяровском храме. Здесь же, в Кярове, в 1829 году у о. К. Несвитского родилась дочь Елизавета. Ее детство и отрочество прошли в Гдове, затем она жила в Кронштадте, куда переместили о. Константина. В 1855 году протоиерей К. Несвитский вышел на покой, а 26-летнюю Елизавету выдали замуж за будущего всероссийски чтимого пастыря и праведника о. Иоанна Кронштадтского – тогда всего лишь молодого кандидата богословия И.И. Сергиева. Елизавета Константиновна на полгода пережила мужа. 4 мая 1909 года она справила свое 80-летие, а 22 мая тихо скончалась. Настоятелем гдовского собора о. К. Несвитский прослужил 17 лет (с 1831 по 1848). О его пастырской ревности здесь долго напоминал и стопудовый колокол, перелитый из старого, меньшего веса, и серебряная риза, украсившая житийную икону св. Иоанна Предтечи – древнейшую в Гдове. Младшим соборным священником при о. Константине 10 лет состоял о. Феодор Андреевич Быстреевский, выпускник столичной семинарии 1823 года. Ранее, в 1825-1838 годах, он был настоятелем церкви Быстреевского погоста Гдовского уезда, где, вероятно, и родился. С 1848 года о. Ф. Быстреевский, в сане протоиерея, занимал настоятельское место при Димитриевском соборе, пока в 1863 (или 1864) году не вышел за штат.
В эти годы Гдов и его уезд пережили настоящий “храмостроительный бум”. В самом городе почти одновременно строятся 2 каменные церкви – Афанасьевская (1851-1855 гг.) и кладбищенская св. Марии Магдалины; несколько ранее, в 1847-1850 годах, деревянную Пятницкую церковь расширяют устройством трапезной с 2 приделами. В январе 1860 года в Моцком погосте была освящена новая каменная Георгиевская церковь, в 1854 году к древней церкви Кобыльего Городища пристраивается трапезная и колокольня. Обновляются и храмы двух бывших монастырей, упраздненных в 1764 году:
В 1850-1853 годах сооружают деревянную церковь на месте Сяберского монастыря и, наконец, в 1871 году каменный Покровский храм воздвигают в селе Озера, над мощами преподобного Илариона Гдовского. Строительством и благоукрашением всех этих храмов занимался Алексей Мартынович Турчанинов – впоследствии игумен Череменецкого монастыря Авраамий (1801 – 8 декабря 1882). “После бурной жизни, проведенной в служении винному откупу”, он посвятил себя богоугодному делу восстановления церквей в Гдовском уезде. В этом всемерно способствовал А.М. Турчанинову петербургский купец Мартиниан Якимов (он же – Мартемьян Екимов), уроженец с. Озера и староста местного храма. Тогда же был расширен и городской собор Гдова. Своей реконструкцией он обязан купцу Якову Григорьевичу Гаврилову, соборному старосте. К середине XIX века Димитриевский собор имел один боковой придел – подобно соборам Изборска и Острова, – посвященный Спасу Нерукотворному. Вместо него к западному фасаду собора сделали обширную пристройку с двумя алтарями – правым Спасским и левым во имя св. Митрофана Воронежского. “Проект на распространение собора” датирован 24 апреля 1854 года и подписан архитектором В. Морганом.
Плодовитый петербургский зодчий 1830-х – 1850-х годов Василий Егорович Морган оставил след и в церковном строительстве. Его работы несут печать провинциального классицизма. В 1839-1840 годах им была расширена двумя приделами (один из которых посвящен св. Митрофану Воронежскому) Введенская церковь на Петербургской стороне и возведена ее каменная колокольня. В 1842-1844 годах В.Е. Морган очень удачно распространил трехнефную Тихвинскую церковь – теплую при Ямской Крестовоздвиженской, – превратив ее в пятинефную. Ранее, в 1840 году, им был исполнен новый проект и самой Крестовоздвиженской церкви в стиле “существующей колокольни”, не принятый к исполнению. В 1849-1851 годах он же построил каменную Успенскую церковь в с. Лезье Шлиссельбургского уезда.
В результате реконструкции собор превратился в большой продолговатый храм, вмещающий до 1000 чел. Зодчий XIX века отнесся к памятнику старины с возможной бережностью. Древний храм не был заслонен с боковых сторон. Пристройка имеет сугубо функциональный характер. Она подчеркнуто невысока и лишена “архитектурных излишеств”. И внутри гдовская святыня сохранила исторический облик. Староста Я. Г. Гаврилов в 1859 году осуществил реставрацию соборного иконостаса (в то время в России еще не существовало законов об охране художественных древностей, и при ремонтах храмов сплошь и рядом уникальные иконостасы XVII-XVIII веков заменяли на современные, трафаретно-ремесленные). Даже иконостас старого Спасского придела был сохранен – его перенесли в обновленную крепостную Успенскую церковь, примыкавшую к соборной колокольне. Эта церковь вместимостью не более 60 человек была освящена 10 сентября 1860 года. Служба в ней совершалась только раз в году – на престольный праздник.
В новых теплых приделах собора установили трехъярусные иконостасы, иконы для которых написал художник Михаил Иванович Чернышев; он же исполнил иконостас гдовской Афанасьевской церкви. М.И Чернышев был учеником академика живописи Н.А. Майкова (1794-1873), отца знаменитого поэта. Как иконописец Н.А. Майков пользовался большой славой – его привлекали к работам в Троице-Измайловском соборе, соборе Зимнего дворца, Исаакиевском…
В 1860 году на главной улице города, в начале аллеи, ведущей к мосту через Гдовку к крепости, воздвигли каменную часовню, которая была приписана к собору. Ее проект составил в 1858 году К.И. Брандт, бывший в 1853-1860 годах с.-петербургским епархиальным архитектором. Этот же зодчий участвовал в реконструкции Никольской церкви в селе Ильеши Ямбургского уезда (1854-1864 годы), где хранилась широко почитаемая явленная резная икона св. Параскевы Пятницы. В Ильешах с 1852 года четверть века прослужил священник Феодор Орлов (+ 11 мая 1877), в 1849-1852 годах состоявший вторым священником гдовского собора.
В 1863-1879 годах настоятелем Димитриевского собора был маститый священник Феодор Феодорович Крамаренко[в], уроженец Харьковской епархии и выпускник Харьковского коллегиума. После многих лет служения на родине он получил назначение в Финляндию, в г. Або (Турку), а оттуда – во Гдов. Здесь о. Феодор в 1878 году отметил 50-летие священства, в связи с чем удостоился награждения орденом св. Владимира 4 степени. Вскоре после юбилея он вышел за штат. Начиная с о. Ф. Крамаренко, в течение 40 лет настоятели Димитриевского собора имели сан священника, тогда как раньше эта должность по штату была протоиерейской. А когда в 1872 году второго соборного священника Михаила Виноградова перевели в с. Кярово, в соборе остался один священник – настоятель. В том же году к Димитриевскому собору была приписана небольшая деревянная церковь в западной части Гдова -Никольская. В ней стали служить всего 2 раза в год, а чтимую храмовую икону перенесли в собор.
На рубеже ХIХ-ХХ веков в гдовском соборе почти два десятилетия прослужил священник Димитрий Андреевич Федоров (17 октября 1856 – 26/13 июня 1921), в феврале 1903 года награжденный саном протоиерея. Он окончил С.-Петербургскую духовную семинарию в 1882 году и до назначения в Гдов 29 мая 1885 года три года священствовал в Кобыльем Городище. В 1886 году о. Д. Федорову довелось встречать в Димитриевском соборе великого князя Владимира Александровича, посетившего с супругой Гдов 28-29 июня. Высоким гостям особенно понравился иконостас собора “со старыми иконами греческой живописи и фигурной вызолоченной резьбой”. В том же году при соборе открыло свои действия приходское попечительство. Отцу Димитрию как председателю Гдовского отделения епархиального училищного совета принадлежит видная роль в развитии народного образования в крае. Благодаря его усилиям Гдовский уезд по числу церковно-приходских школ вышел на первое место в епархии. При Гдовсом соборе такая школа была учреждена в 1886 году, а через 9 лет в приходе появилась вторая школа – в деревне Портиловы Луги. Гдовско-Димитриевская школа помещалась в доме диакона, который был в ней и законоучителем, и учителем. Соборным диаконом с 1881 года около 20 лет состоял Алексий Павлович Бобровский – автор единственного печатного очерка о соборе древнего Гдова. Этот обстоятельный труд о. Алексия опубликован в 10-м томе “Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии”. В ноябре 1900 года диакон А. Бобровский был перемещен в Новоладожский уезд. Скончался он в сане священника 23 декабря 1905 года.
С особой гордостью гдовичи справляли престольный праздник своего собора в 1892 году – двумя днями ранее, 24 октября, состоялось открытие Гдовского викариатства взамен прежде существовавшего Ладожского. При этом город Гдов из всех уездных городов губернии занимал последнее место по населению (по переписи 1897 года в немжило всего 2250 чел. – почти вдвое меньше, чем в Ямбурге или Новой Ладоге и в 10 раз меньше, чем в Царском Селе). А из трех приходов Гдова собор имел наименьшее число прихожан (1400 человек, включая жителей окрестных деревень, против 2426 человек в Афанасиевском приходе и 1657 – в Пятницком). Получение собором статуса кафедрального не давало ему никаких привилегий, и его настоятель еще 10 лет оставался в сане священника.
Богослужения в гдовском соборе продолжались до середины 1930-х годов. Большевики старались всюду осквернить памятники старины. В Гдовском Кремле они устроили местную Лубянку и оттуда наводили ужас на жителей. Храм св. Димитрия был закрыт.
http://borovaya52.narod.ru/dmitrievskiy_sobor2.htm

Дмитриевский собор двуглавый, главный купол его находится над главным храмом – св. Димитрия, второй купол занимает середину приделов. Все алтари имеют полукружие на восточной стене. Собор выстроен из камня и окрашен белой краской; кровля покрыта железом и окрашена медянкой, крест большого купола железный, а малого – деревянный, обитый жестью. В соборе 2 входа: с запада и с юга. 13 больших окон и 10 узких продольных. В окнах железные решетки… Колокольня каменная, 8-ми угольная, выстроена отдельно от церкви, оштукатурена и выбелена…
Внутри собор делится на две половины. Первая половина или собственно собор холодная, в ней служат от Троицы до 1 ноября. Вторая половина, т. е. приделы, теплая, с двумя круглыми железными печами. Между обоими половинами – деревянные двери, верхняя часть которых стеклянная. Своды и купол собора утверждаются на 4 столбах. К передним двум столбам прикреплен иконостас; эти два столба отделяют престол от жертвенника и ризницы. Между задними столбами помещаются хоры; солея возвышается на 2 ступени. Пол в соборе каменный, люстра медно посеребренная из 14 рожков, имеет вензель Александра I.
Придельные алтари соединены между собою аркою, ведущею в собор. Перед входом в приделы – притвор, в котором находятся: ризница, выручка от продажи свечей, сторожка и ход на хоры. Пол в приделах деревянный; солея возвышена на 2 ступени. В приделах три люстры, из коих одна хрустальная, а две из бронзы.
Главный иконостас столярной работы, резной. В 1859 г. иконостас возобновлен церковным старостою Яковом Гавриловым, он в 5 ярусов, вызолоченный, многие образа в сребропозлащенных ризах. В алтаре за престолом – икона Знамения Божией Матери, старинная, прекрасной живописи, в серебряной кованной ризе. Антиминс освящен 30 марта 1846 г. Иконостасы приделов в 3 яруса, писанные художником М. И. Чернышевым, учеником проф. Майкова.
В соборе достопримечательны три колокола времен Иоанна Грозного; на полиелейном колоколе… начертаны имена мастеров: Антония, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирилла, Николая и Федора; между гирляндами цветов изображены двуглавые орлы и лик св. Димитрия. Второй колокол… «слит бысть при державе царства благоверного царя и Вел. Князя Ивана Васильевича всея России». На 3 колоколе: «в честь Рождества Пресвятой Богородицы слит бысть колокол сей… А лил Прокофий Григорьев с сыном». Праздничный колокол весом в 104 пуд. 7 ф. «был перелит на заводе в Валдае в 1839 г. марта 5 дня мастером Михаилом Терсковым из пожертвованного коллеж. асессором Григорием Ивановым в 1759 г. колокола весом 79 пудов». На колоколе изображены Спаситель и св. Димитрий Солунский.
В архиве хранятся: пять межевых книг и при них 5 планов 1781 г. на церковную землю, прежде принадлежащую Никольской церкви, а ныне переданную городским причтам; проект на распространение собора, составленный архитектором В. Морганом 24 апреля 1854 г.; фасад церкви Успения, рисунок Чернышева; фасады часовни собора, составленные в 1858 г. епархиальным архитектором Брандтом и архитектором Ломовым; фасад каменных ворот соборной ограды – межевщика Тихомирова; план и фасад предполагаемой отстройки колокольни и поправки церкви св. Николая; проект ограды вокруг церкви св. Николая; смета на постройку каменных приделов при соборе; смета на ремонт Успенской церкви – архитектора Ломова в 1860 г. и опись церковному имуществу.
Церковного капитала 1 700 руб. серебром… С 1861 г. положено жалование: священнику 444 руб. 78 коп., диакону 222 руб. 80 коп., псаломщику 148 руб. 24 коп., просвирне 50 руб. Причт получает 38% с капитала в 887 руб. и пользуется землею в размере 8 десятин 482 кв. саж. Священник и диакон живут в церковных домах, пожертвованных в 1883 г. церковным старостою Крыловым. Псаломщик живет на квартире.
Приход собора в 1883 г. состоял из 203 дворов, в которых муж. пола считалось 574 души, жен. пола 497. Часовен две: одна в Портиловых Лугах во имя Флора и Лавра, другая при деревне Острове – во имя Николая. В приходе существует городское двухклассное училище для мальчиков и девочек, в нем Закон Божий преподает священник из села Кярова.
Описание составлял диакон Гдовского Дмитриевского собора Алексей Павлов Бобровский. 1884 г. июня 17.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 10, 1885 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?