Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле.

Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует.

Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами — бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери «Державная».

Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.
Сайт: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/ Добавил Владимир Будько. 06.2010.

По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия Архиепископа Псковского и Великолукского протоиерей Михаил Женочин Свято-Державный Димитриевский собор в крепости города Гдова. Историческое описание и современное духовное возрождение.
«Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда, но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5, 7). Пророческие страдания и слава Иова в полной мере исполнились на Спасителе Иисусе Христе. Мученический венец и прославление у Господа Славы несут в себе и наши небесные покровители великомученик Димитрий Солунский и священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, вслед за которым взошла на Голгофу в 1920-1940-е годы и вся его Гдовская кафедра.
Один из древнейших малых городов Руси — Гдов расположен на берегах легендарного Чудского озера в 130 км от Пскова и в 230 км от Санкт-Петербурга и входит ныне в состав Псковской епархии. Трудно встретить в истории город, соизмеримый с ним по масштабу трагедии, происшедшей на этой земле. Крестовые походы, немецкую оккупацию, шествие «красного колеса» испытали на себе подобные уездному Гдову Порхов, Изборск, Остров, Опочка и многие другие небольшие соседние города. На них также обрушились безбожные сатанинские силы: бомбила авиация, стреляли орудия, проводился геноцид, но все-таки там сохранилось хоть несколько храмов. Гдов же был уничтожен полностью. От всех его шести великолепных церквей не осталось даже руин. Три церкви были уничтожены до Второй Мировой войны, три — при загадочных обстоятельствах взорваны во время войны. Сохранившиеся стены древней крепости на живописном холме у ручья Старицы и реки Гдовы, к сожалению, не пробуждали духовных чувств у местного населения. Святыни русской славы были осквернены устройством на их месте эстрадных и танцевальных площадок, установкой монументов вождям революции. Поругание святых и священных мест несло за собой безнравственность и духовное опустошение. На полвека здесь было попущено дьявольское пророчество А. Розенберга: «Достаточно уничтожить памятники народа, чтобы во втором поколении нация уже перестала существовать». К счастью, врата ада не победили Церковь, и сегодня каждому, посетившему город, мы твердо можем сказать: «Смотрите, как отступает тьма!»
Величайшим событием для Гдовского края в XX веке является постройка великолепнейшего собора в крепости на месте полностью уничтоженного храма XVI века. В тот период, когда наша страна и весь православный народ торжественно отмечали юбилей 1000-летия Крещения Руси, когда за внешней помпезностью по всей России, как раны на теле Христа стояли еще полуразрушенные поруганные храмы и монастыри, мы из небытия возрождали приход на нашей древней земле. Еще даже не возникали инициативы организованных движений по восстановлению храма Христа Спасителя, Казанского собора на Красной площади, еще антирелигиозными музеями в Санкт-Петербурге были Казанский и Исаакиевский соборы, еще деревенские батюшки мучались от притеснений уполномоченных КГБ по делам религий, а у нас в Гдове поистине великое совершилось в малом. Восстанавливать нам было нечего, от всех церквей не осталось даже руин.
Совершая пастырское служение в маленькой церкви села Кярово, я наткнулся на письмо, написанное карандашом председателю Совета Министров Косыгину. В нем около 500 человек слезно умоляли разрешить строительство церкви в Гдове. Никого из этих людей давно уже нет в живых, но я, пробираясь на приход по пояс в снегу, совершая богослужение при температуре минус семнадцать градусов, мечтал о построении храма в Гдове. Эту мою мысль поддержал и местный весьма богатый священник, обещая материальную поддержку. Не за деньгами, а духовным советом я поехал к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита (Талабск). Вместе со мной было два священника с прихода Кобыльего Городища — о. Владимир С. и о. Сергий К. Батюшка приветливо встретил нас, усадил за самоварчик, и когда я еще не Произнес ни одного слова, он неожиданно для всех нас спросил: «А храм-то во Гдове строится?» От такого вопроса мы чуть не потеряли сознание. Настроение было необычайно возвышенное, ибо явно присутствовали при чуде дара прозорливости старца. Он ушел в свою маленькую комнату и, вернувшись, дал мне пожелтевший пакет, в котором лежала одна тысяча рублей (по курсу того времени — более одной тысячи долларов). Я принял его с верою, как залог того, что храм будет, и деньги не оскудеют, как масло в кадке Наинской вдовы времен Илии Пророка. Возвращаясь к самовару, старец неожиданно насыпал мне в кружку до самого верха сахара. «Что, батюшка, горького много будет мне в жизни, — спрашиваю я, — что так усладить хотите?» Внешняя уверенность старца укрепляла мои силы.
Формируя общественное мнение, я часто говорил, что на строительство храма уйдет не менее одного миллиона рублей. Промыслом Божиим добрая местная учительница Вера Владимировна Белякова написала письмо профессору А.Н. Кирпичникову, который многократно производил археологические раскопки в нашей крепости. В письме учительница написала, что отец Михаил хочет построить в крепости церковь, и у него есть один миллион рублей. А.Н. Кирпичников пригласил меня к себе в институт, очень благожелательно встретил и обещал оказать авторитетную поддержку, ибо местный райисполком не хотел слышать просьб наших прихожан. Анатолий Николаевич вспоминал, как, работая на раскопках Гдовской крепости, сожалел, что все безвозвратно утеряно. Со своим «миллионом» в кармане я вселял в него уверенность, что церковь обязательно будет, хотя к тому периоду у меня была лишь тысяча рублей талабского старца о. Николая, в пророчество которого я твердо уверовал. Анатолий Николаевич пишет обоснованное письмо в Гдовский райисполком, в Москве получает разрешение на раскопки (ибо крепость — памятник федерального значения), дает мне в помощь археолога Льва Николаевича Большакова (ныне он — священнослужитель Русской Православной Церкви) и просто говорит: «Лев Николаевич, есть дело Божие. Этому священнику надо помочь». С помощью местных прихожан и наемных рабочих мы начали искать фундамент нашего погибшего собора. Срывая пласты земли, чувствовали, что пришло время «собирать камни». Так мы обнаружили древний фундамент XVI века, и почти в центре — другой, еще более древний, который подтверждал нашу гипотезу, что здесь уже во времена Александра Невского была церковь. Множество человеческих костей мы собрали с археологического раскопа. Древние захоронения лежали правильно: лицом к востоку. Возможно, это были воины или священнослужители, но прямо под дерном мы собирали останки 1930-х годов, которые были наспех прикопаны землей, ибо в эти годы в крепости производились пытки и расстрелы людей, так как здесь располагалась тюрьма НКВД. Всего около 500 фрагментов человеческих тел захоронили мы в семи переполненных гробах. Так в Гдове возник уникальный мемориал, где в одной могиле оказались люди нескольких эпох…
Что касается внешних работ, то трудности возникали во всем. Это и отсутствие средств, квалифицированных мастеров, материалов и механизмов. Начиная с проектирования, мы задавались вопросом, каким должен быть наш храм. Всякое искусство, так или иначе, в советский период имело свое развитие и становление. Лишь искусство церковного зодчества было утрачено, казалось, навсегда. Никакие новшества для подобного уникального строительства не годились. Здесь, как в иконе, должен был быть соблюден канон. Поэтому мы и делали все, оглядываясь на традиционное прошлое Святой Руси. Советские государственные служащие никогда не оказывали нашему приходу материальной помощи, намеренно игнорируя все наши добрые духовные побуждения. Значительных личных пожертвований ни в Гдове, ни в окрестностях не было, в основном, по причине бедности местного населения. В 1989 году, по завершении археологических раскопок, экспертизы, проектных работ и устроения по всему периметру ленточного фундамента уже областные чиновники запретили нам продолжать работы. Я с прихожанами был вызван в Псковское Управление культуры. Главным поводом запрета было неверие большинства работников учреждения в то, что мы сумеем малыми силами воссоздать в крепости памятник архитектуры в стиле XVI века, ибо таких попыток в России еще не было. После долгих нервных дискуссий с недоброжелателями выступила наша защита со стороны писателя Валентина Яковлевича Курбатова, протоиерея Владимира Попова, старожила города Александра Ивановича Тяхта и других. Мне, возглавившему строительство по благословению правящего архиерея, дано было последнее слово. В облачении священнослужителя я встал у светской кафедры и уверенно сказал: «Мне все равно, какое решение вы сейчас примете — поддержать верующих или запретить. Только знайте, что храм в гдовской крепости непременно будет. Даже если Вы примените к строителям слезоточивый газ и брандс-бойты. Вы будете разгонять, а мы будем строить».
Теперь на многих псковских интернет-сайтах мы неоднократно можем видеть наш воссозданный из праха храм, по непонятным до сих пор причинам, письменно не обозначенный, что это и есть тот самый возрожденный Свято-Державный Димитриевский собор. Главным строительным материалом был кирпич, которого требовалось около одного миллиона штук. Возвращаясь мысленно в советский период, мы вспомним, как простому рядовому труженику невозможно было без подписи начальника райисполкома на личные гроши купить кирпич даже на ремонт печки. А тут требуется один миллион, т.е. сорок железнодорожных вагонов. Нигде в Советском Союзе частному лицу такого количества не продавали. Границы с Прибалтикой были еще открыты, и в Кохтла-Ярве на Азерском заводе мы арендовали цех, который во вторую рабочую смену выпускал для нас кирпич отличного качества. КАМАЗ за КАМАЗом въезжали в крепость, где верующие в любую погоду выгружали и складировали кирпичи вручную. Собирали деньги и по приходу, отдавали всю выручку от служб. Пять тысяч пожертвовал Псково-Печерский монастырь, шесть тысяч — город Остров. Три тысячи поступило из церкви Архангела Михаила, что в селе Кобылье Городище. Две с половиной тысячи пожертвовал архиепискод Владимир, нынешний митрополит Санкт-Петербургский. Самую большую материальную помощь оказал архимандрит Лев (Дмитроченко). Четыре тысячи долларов — граф Андрей Иванович Стенбок-Фермор из Парижа. Около 10 тысяч рублей было получено от настоятеля Никольского храма в Любятово прот. Владимира Попова. Были и другие пожертвования. Государственные же деньги в то время почти не попадали на строительство храма, как это порой делается теперь, собор практически полностью был восстановлен только на пожертвования верующих. Лишь в конце строительства областная Администрация выделила деньги на внешнюю штукатурку храма, а местная администрация на приобретение колокола, который помогли купить московские благодетели.
Хочется рассказать о таком случае. Восстановление собора шло полным ходом, необходимо было изыскивать средства для строительства. Однажды одна моя прихожанка (Зинаида Веревкина, и ныне здравствующая, хотя и тяжело сейчас болеющая) пригласила меня к себе. «Мама моя хранила, и мне отдала. Большой кусок золота — слиток. Я берегла его на черный день… Хочу его пожертвовать Вам, батюшка, на храм», — сообщила она мне, когда я пришел к ней в дом. При этом она достала из укромного места тяжелый сверток, который был бережно завернут в тряпицу. Когда она развернула сверток, то я увидел, что в нем был спрятан слиток… латуни, который эта простая женщина хранила многие годы, и вот теперь отдала на строительство храма, как самое дорогое, что было в ее доме. Я сердечно поблагодарил ее, и мне подумалось: «Быть может Господь, действительно, вменит ей это в золото». И этот кусок латуни, как лепта евангельской вдовы, возможно, является самым большим пожертвованием на строительство собора и может оказаться в очах Божиих больше всех других даров, принесенных нашему храму. Пока в Гдове работали археологи и строители, в Петербурге трудились над составлением проектной документации архитекторы Ирэна Александровна Хаустова и Артемий Петрович Конов, крестившийся первым в еще недостроенном храме. Параллельно со строительством мы два года проводили богослужения в тесной, душной избе. По благословению архиепископа Владимира, мы 22 октября 1988 года совершили в Гдове первую за 50 лет Божественную литургию. 15 ноября наше молитвенное здание уже горело. Неизвестные злоумышленники, тайно проникнув в дом, облили его керосином и подожгли. Три пожарные машины мгновенно потушили пламя. Удивительно, что огонь прекратился возле диванчика, накрытого ковриком о. Николая. Как-то в очередной мой приезд на остров, батюшка подарил мне коврик, сказав: «Может быть, где-нибудь пригодится». Теперь его, обгоревший, я храню как драгоценную реликвию.
За отсутствием необходимого количества средств, мы «осваивали» храм в несколько этапов. 28 августа 1991 г. был освящен и установлен на куполе собора крест. В день престольного праздника собора, 8 ноября 1991 г., начались постоянные богослужения в северном приделе вмч. Димитрия Солунского. Два года служили в тесном сыром приделе великомученика Димитрия. Когда был подготовлен второй придел, перед нами встал вопрос, в честь кого его освящать. Приехав на остров, я спросил мнение отца Николая, и он ответил: «Освящайте в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Ведь я был у него посошником, и когда Владыка приезжал на Гдовщину, я старался везде его сопровождать, держа посох». — «Батюшка, а как вам запомнился священномученик Вениамин?», — спрашиваю я. Вспоминая, отец Николай ответил: «Владыка нежно погладил меня по голове и сказал: «Счастливый ты, Коля, что в Бога веруешь!» Освящение придела сщмч. Вениамина было совершено архиепископом Псковским Евсевием 8 ноября 1993 г. Освящение центрального придела и полное освящение собора архиерейским чином было совершено им же 8 ноября 1994 года. Так, по благословению Владыки Евсевия, по совету старца, через теплоту рук священномученика Вениамина и мы, гдовичи, стали счастливыми, имея такого небесного покровителя.
Строительство храма происходило при нескольких архиереях. Рукоположивший меня митрополит Иоанн (Разумов) словесно благословил. Официальное же благословение и Указ были получены от архиепископа Псковского Владимира, а ныне управляющий Псковской епархией Владыка Евсевий освятил собор в честь Державной иконы Божией Матери. Старец Николай подарил нам Ее икону, пребывающую ныне в храме. Строительством храма, началом богослужений не завершились труды по возрождению духовной жизни прихода. Рядом собором прежде находился дом Причта, уничтоженный также в послереволюционный период. Среди бывших настоятелей собора с 1832 по 1845 годы был протоирей Константин Петрович Несвицкий — будущий тесть святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Дочь протоиерея Константина — Елизавета — все эти годы прожила с отцом в Гдовской крепости до его перевода в Кронштадт. Там она впоследствии станет супругой отца Иоанна Сергиева — великого российского пастыря. Сейчас на бывшем месте их проживания, после археологических раскопок восстанавливается дом Причта, где будет действовать Воскресная школа. Проектировали восстановление дома московские благодетели — архитекторы Леонид Васильевич Абрамычев и Олег Александрович Штепа. Главное финансирование оказали дочери бывшего псковского миссионера отца Иоанна Легкого — Галина Лофберг и Ираида Пушкарева. Посильную помощь оказал священник собора Всех Скорбящих Радости в Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов и многие другие благодетели в нашей стране и за рубежом. Так промыслительно собирается в Гдове прежде рассеянная по миру Святая Русь под покровом наших небесных покровителей. Особенную благодать и милость Божию переживает всякий человек, прикоснувшийся к святыне Гдовского собора. Уже при вступлении в легендарную крепость, на нас веет красотой таинственной древности. Окруженный вековыми деревьями, величественный храм, стоящий на намоленном предками месте, погружает нас во времена святой равноапостольной Ольги, побуждает к воспоминаниям походов благоверного князя Александра Невского и царя Иоанна Грозного. Здесь, на рубеже государства Российского, это прикосновение к родным истокам придает нам необходимую духовную силу. Наш гдовский кремль, как малый аналог Московского Кремля. Там тоже первая церковь была в честь великомученика Димитрия Солунского, позднее перестроенная псковичами и посвященная Успению Божией Матери, и в ней множество знаменитых захоронений. У нас также прежняя Димитриевская церковь, окруженная множеством мощей, посвящается Божией Матери, иконе Ее Державной с приделами великомученика Димитрия Солунского и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (память 31 июля/13 августа). Гдовскому собору милостию Божией первому суждено было возродиться на Святой Руси.

В феврале 1944 года при отступлении немецких войск Гдов был почти полностью разрушен. При этом были взорваны все каменные храмы и другие строения, находившиеся в кремле. Чудом уцелели крепостные стены. Преследовалась цель лишить русский народ не только жилищ, но и памяти, уничтожить его прошлое. Но разрушители просчитались. В послевоенные годы в Гдове произошли два “чуда”. Был заново возрожден город, а в 1990—1991 гг. по инициативе священника Михаила Женочина в Гдовской крепости восстановили на прежней основе, в достоверно первоначальных формах собор Св. Дмитрия. В архиве Института истории материальной культуры Российской Академии Наук отыскались обмерные чертежи собора, выполненные в 1906 году архитектором П.П. Покрышкиным. По этим чертежам архитектор И.А. Хаустова смогла выполнить проект восстановления уничтоженного сооружения. В 1989 году археологическая экспедиция во главе с автором этих строк и научным сотрудником Л. Большаковым раскопала древний фундамент здания. После этого точно на старых камнях стали восстанавливать храм.
8 ноября 1994 года возрожденный собор, центральный придел которого освящен во имя Державной Божьей Матери, был освящен и полностью открыт для богослужения. Он имеет звонницу и два придела Святого Дмитрия Солунского и священномучсника Вениамина, митрополита Петроградского. Так в Гдове зажглась духовная свеча, а городу возвращен исторический символ и “архитектурное лицо”.
А.Н. Кирпичников, http://borovaya52.narod.ru/gdov.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?