Гдов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле.

Разрушенные во время Великой Отечественной войны в Гдове церковь Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально — церковь Дмитрия) были опубликованы П.П. Покрышкиным в статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол, по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22). Он датировал церковь Успения 1431 г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П. Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор. На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки Успенской церкви и колокольни в Гдове.
Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093 (1584/1585) г. В писцовой книге И.В. Дровнина каменные здания в гдовской крепости описываются так: «В городе ж церковь каменна соборная великомученик Христов Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны, да колокольница каменна, а поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница после письма, а церковное строение и на колокольнице колокола писаны в церковном строении» (Сборник МАМЮ. Т.6. М., 1914). В тексте содержится и примерная дата комплекса: церкви Успения и Михаила Архангела, а также колокольня уже существовали в 1584/1585 гг. и построены «после письма», т.е. после предыдущей описи Гдова. Эта предыдущая опись Гдова и всей Псковской земли, так называемое «старое письмо», была проведена в 1557 г. (установлено Н.Н. Масленниковой — «Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству». Л., 1955). Об этой описи упоминает 3-я Псковская летопись под 1557 г.: «Почаша писцы писати город Псков и пригороды (а значит, и пригород Гдов) и земли мерити» (ПЛ 2. С. 235). Н.Н. Масленникова нашла и прямую ссылку на это «письмо» при описании одной из губ Гдовского уезда: «…и по Григорьеву письму Нагова с товарищи лета 7065 (1557)» — ЦГАДА, фонд Поместного приказа. Кн. 827. Л. 338.
Итак, комплекс церквей у колокольни и сама колокольня были построены между 1557 и 1584/1585 гг. Важно отметить, что эти постройки сооружены уже после 1555 г., когда крупная группа псковских каменщиков — 200 человек во главе с Ивашкой Ширяем и мастером Посником Яковлевым — была вызвана Иваном Грозным для строительства в Казани и Свияжске (ДАИ. Т. 1.СПб:, 1846. С. 136). Это значит, что здания возведены какой-то другой артелью, остававшейся в Псковской земле и строившей здесь. Можно предположить, что строительство в Гдове осуществлялось до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда Псковская земля была разорена и ослаблена, и даже до 1570 г., когда Псков и земля были разорены самим Иваном Грозным. Это предположение подтверждает и то, что у нас нет сведений о каком-либо каменном строительстве в Псковской земле в 1570-е годы. В относительное благополучное время, с 1555 по 1570 гг., возводится несколько каменных зданий: под 1557 г. Псковская летопись сообщает о «совершении» собора в Крыпецком монастыре, в 1565 г. в Псково-Печорском монастыре выстроена надвратная церковь Николая, около 1566 г. построен Успенский собор в Святогорском монастыре под Вороначем. Эти сообщения свидетельствуют о продолжающейся строительной деятельности псковских мастеров, к приведенному перечню прибавляется и группа зданий в Гдове. Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг.
Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной…» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» — во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения?
В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г. и была, как и церковь Успения, придельной к церкви Преображения в колокольне. В приведенных в том же издании записках крестьянина Ефима Андреева сказано, что к колокольне с «правой стороны» (т.е. с юга) «примыкает небольшая церковь, посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери. Она построена в готическом вкусе…Очень сыра и мрачна. Ее считают первоначальною. Но я сомневаюсь. До 1822 г. и с северной стороны примыкала точно такая же церковь, во имя Архистратига Михаила, но, по ветхости, или своеволию, сломана немцем Крейгером, и пережжена на известь для постройки тюрьмы и присутственного дома». Оставим в стороне домыслы Андреева о позднем посвящении церкви Успения и представление о ее непервоначальности. Для нас оказывается необычайно важным известие о местоположении придельной церкви Архангела Михаила: она располагалась с севера от колокольни симметрично Успенской церкви. Два придельных храма были одинаковы по размерам и композиции и располагались по сторонам столпообразной колокольни — храма Преображения «под колоколы». Эта удивительная композиция не имеет прямых аналогов ни в Псковской архитектуре, ни вообще в русской архитектуре XVI в.
В псковской архитектуре XVI в. несколько раз встречаются двухпридельные симметричные композиции (предположительно — церковь Николы со Усохи 1535 г.; приделы 1538 г. к церкви Богоявления с Запсковья XV в.; двухпредельная церковь Троицы в Доможирке; а также выстроенные псковичами приделы к церкви Преображения в Острове под Москвой). Во всех случаях используются маленькие бесстолпные храмики со сложными сводами, такие, как церковь Успения и, вероятно, церковь Михаила Архангела в Гдове. Однако центральным объемом почти всегда был крупный четырехстолпный храм, а не восьмигранный столп, как в Гдове. Единственным исключением является церковь Преображения в Острове, не имеющая точной даты. Здесь центральным объемом выступает крестообразное основание, несущее восьмерик под высоким шатром. Вполне возможно, что храм в Гдове своеобразно перерабатывает основные особенности композиции церкви в Острове: вертикаль центра и симметричные «собранные» приделы. Если храм в Острове строился с вероятным участием не только псковских мастеров, но и иностранного мастера, то композицию церкви Преображения «под колоколы» с двумя приделами в Гдове можно с уверенностью считать прекрасным образцом творчества собственно псковских мастеров XVI в.
Несколько слов следует сказать о стиле комплекса. Церковь Успения и, видимо, церковь Михаила Архангела, являлась достаточно типичным псковским храмом с характерной декорацией. Столп колокольни с церковью Преображения имеет редкую для Пскова композицию в виде восьмигранного «стакана» и декорацию с огибающими углы лопатками и килевидными профилированными завершениями ниш на гранях. Если сама композиция может восходить к столпу 1520-х гг. в Снетогорском монастыре, то декорация гдовского столпа находит аналогии в современном ему псковском зодчестве и в архитектуре Новгорода 1550-1560-х гг. Из псковских аналогов прежде всего можно указать на декор колокольни Елиазарова монастыря, имеющий сходное объемное построение, и килевидные ниши трапезной Крыпецкого монастыря. В колокольне Елиазарова монастыря и столпообразной церкви при трапезной Крыпецкого монастыря есть и зонтичные своды, отмеченные нами в гдовском столпе. Декор этой небольшой группы псковских построек середины XVI в. со сложными композиционными схемами, по всей видимости, восходит к декору ряда новгородских храмов 1550-1560-х гг.: Владимирского собора Сыркова монастыря (1552-1554 гг.), церкви Никиты (1555-1557 гг.), церкви Троицы Духова монастыря (1557 г.), Троицкого собора Клопского монастыря (до 1569 г.). Среди аналогичных по декору и типологии псковских построек гдовская церковь «под колоколы» выделяется совершенством и изяществом декорации, что, может быть, свидетельствует о том, что в Елизарове и Крыпецах подобная декорация появилась немного раньше. Во всяком случае, можно констатировать, что в середине XVI в. в Псковской земле продолжается и активно развивается процесс освоения местной школой общерусских идей и отдельных приемов. Были восприняты сложные многопридельные композиции и столпообразные объемы, а также новгородский декор.
Группа зданий с церковью Преображения «под колоколы» и двумя приделами в Гдове (1557-1561 гг.) была одним из самых ярких памятников псковской архитектуры середины XVI в.
Седов В. В. О дате церкви Успения и соборной колокольни в Гдове

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?