«Газета футуристов»

105 лет назад, 15 марта 1918 года, в Москве вышел первый номер «Газеты футуристов», редакторами которой были Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. Редакция издания располагалась прямо в Кафе поэтов на углу Тверской и Настасьинского переулка.
Увлечение российской молодежи футуризмом началось еще в 1910 годах. Будучи старше многих в творческом кружке, обладая фантастической энергией и организационным даром, Давид Бурлюк становится центром притяжения для многих творческих личностей. Он обладал редкой интуицией на таланты. Так, буквально по нескольким строчкам определив дар 17-летнего Маяковского и громогласно объявив о его гениальности, Бурлюк ежедневно выдавал Володе 50 копеек, чтобы тот писал стихи, не голодая.
Эстетическая программа Бурлюка была проста: протест против символизма, реализма, любых форм академизма — рутины. Он провозгласил себя «отцом русского футуризма». «Пусть цилиндр Маяковского и наши пестрые одежды будут противны обывателям. Больше издевательства над мещанской сволочью! Мы должны разрисовать свои лица, а в петлицы вместо роз вдеть крестьянские деревянные ложки!», — говорил Бурлюк. На известной фотографии 1911 года молодой художник предстает с разрисованной щекой, в цилиндре, с лорнетом. Перед нами человек-коллаж из трех ипостасей: буржуа, дикарь с островов Полинезии с татуировкой и раскрашенной кожей и критик действительности с лорнетом.
Поймав волну негативной общественной реакции, три футуриста — Бурлюк, Маяковский и Каменский — во фраках, в цилиндрах и галстуках-бабочках принялись провоцировать провинциальную Россию, посетив более 40 городов.
Свое увлечение футуризмом они пронесли через обе революции. Опубликованный в «Газете футуристов» Декрет о демократизации искусства гласил: «Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:
1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.
3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов. Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду. Пусть улицы будут праздником искусства для всех. … взамен теперешних улиц — железных книг (вывески), где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба; любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость — оскверняя душу и оскорбляя глаз. „Все искусство — всему народу!“ Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет Москве день выхода нашей газеты».
Советская власть, конечно, не стала ждать, когда художники и писатели футуристы начнут иллюминировать страну и скоренько закрыла газету. Ее первый выпуск оказался и последним. Футуристам пришлось ослабить хватку. Спустя два года Бурлюк покинет Советскую Россию, а Маяковский станет главным горланом революции.
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?