Покровский собор в Гатчине. Построен в 1914 г., архитекторы Харламов и Барышников. Самый большой храм Ленинградской области. Действует. Идёт реставрация.
Вертикали, заданные Павловским городским собором и каланчой бывшего съезжего дома, поддерживаются куполами и колокольней с шатровым верхом Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Гражданский инженер Л. М. Харламов и архитектор А. А. Барышников использовали в его композиции и декоре приемы древнерусского зодчества, которыми в годы строительства монастырского ансамбля (1904-1914) увлекались, особенно при сооружении культовых зданий. Это отражало стремление воскресить забытые художественные истоки национального искусства, создать новый «русский стиль».
На таком фоне началась история строительства Покровского собора и Покровского подворья Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря, основанного в г. Гатчине в конце 19 в., на территории которого он строился.
К.К. Карпов купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. Он предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала (из общей стоимости постройки в 96 тыс.руб. К.К. Карпов внес 90 тыс.руб.) Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм, переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого Собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым — инженером путей сообщения, архитектором.
В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего в груду безжизненых развалин.
В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое богослужение в приделе святого благоверного князя Александра Невского и с этого времени богослужения в соборе не прекращались, несмотря на масштабные восстановительные работы.
Полная версия статьи расположена здесь.
Покровский собор Гатчины не имеет древней истории, уходящей корнями в седые века, однако он является своеобразным продолжением cудеб храмов Вохоновского Мариинского монастыря, стоявшего в 25 километрах от императорской резиденции, и его самостоятельной ветви — Пятогорской Богородицкой обители. Изначально Покровский собор являлся её подворьем. Ещё в середине 90-х годов ХIХ века руководство Санкт-Петербургской епархии задумало придать Пятогорской Богородицкой женской обители отдельный статус. Это произошло в 1899 году, после чего новоиспечённый монастырь существовал ещё тридцать лет. Развитие обители включало создание подворья, и здесь неоценимую помощь оказал благодетель будущего Покровского собора, купец 3-й гильдии Козьма Карпович Карпов, переселившийся в Гатчину вместе с семьёй в 1872 году. Одна из достопримечательностей нынешнего Покровского собора — мемориальная доска, посвящённая чете Карповых с памятной надписью: «Здесь покоится прах рабов Божиих Козьмы и Ирины — основателей сей обители и сего храма». Эти слова перенесены с остатков первоначальной мраморной доски, найденных в 2001 году в ходе работ по очистке старых склепов, некогда устроенных в притворе Покровской церкви.
Карпов происходил из крестьян Ложголовской волости Псковской губернии. Приехав в Гатчину вместе с женой Ириной Афанасьевной, купец очень скоро стал в городе своим человеком. У него имелись неплохие сбережения и предпринимательская смекалка, он держал бакалейный магазин напротив рыночной площади, и в скором времени Козьма Карпович смог приобрести в самом центре города участок размером в два гектара. На них стояла недвижимость: деревянный дом с мезонином и парой флигелей, а в придачу хозяйственные постройки. Это ещё больше упрочило положение купца в деловом мире Гатчины. У Карпова хранилась православная икона, которую он чтил превыше других и привёз с собой в Гатчину. Это был светлый образ, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то он чудесным образом уцелел во время сильного пожара, случившемся на родине купца, и тот почитал икону как чудотворную. Будучи человеком сметливым и разносторонним, Козьма Карпович видел, что на пороге ХХ столетия Россия стремительно менялась, утрачивая былую религиозность, поддаваясь, особенно на примере городской молодёжи, революционной агитации, идеям атеизма и духовному нигилизму. В Гатчине, близкой к столице и тамошним новым политическим веяниям, также сильны были подобные настроения, и купец не имевший наследников, решил даровать имущество святой обители. Всё хорошенько обдумав, супруги Карповы передали в 1896 году свою усадьбу с земельным участком Пятогорскому Богородицкому монастырю — обустраивать здесь подворье. Не откладывая дела в долгий ящик, Карпов повстречался с игуменией Апполонией, активно ведущей в округе монастырское строительство. Её стараниями был организован приют для девочек, предоставлявший им воспитание, начальное образование и навыки полезных женских ремёсел; работали богадельня для престарелых сестёр и лечебница, после этого разговора и бюрократических проволочек, на этом участки земли начались строительные работы.
Двухпрестольная церковь была заложена 24 июля того же года при участии священника Василия Левитского, настоятеля Покровской церкви в Мариенбурге (историческом районе Гатчины). На переоборудование здания затратили около двух недель, и уже 6-7 августа Назарий Кириллов, тогдашний епископ Гдовский, освятил приделы новоиспечённого храма. Один был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй — во имя святого благоверного князя Александра Невского, в память о недано почившем в бозе российском императоре Александре III. Это подворье на углу тогдашних улиц Госпитальной и Елизаветинской и стало предтечей нынешнего Покровского собора Гатчины. Его первой святыней стала икона Покрова Пресвятой Богородицы, дарованная храму Козьмой Карповым. Новое подворье следовало обустраивать и обживать. С этой целью сюда из Пятогорской святой обители прибыли на постоянное место жительства 30 сестёр-монахинь. Для них в храме организовали ремесленные мастерские — башмачную, швейную и золотошвейную. Шитьё золотом исстари считалось занятием, в котором монахини были традиционно искусны. Тогда же на подворье появилась и мастерская иконописи. Вместе с монахинями на подворье поселилась и чета Карповых. Козьма и Ирина жили в отдельной комнате, ничем не напоминавшей о роскоши их бывалой усадьбы. Пожертвовав своё состояние и считая себя отныне простыми мирянами, они питались вместе с монахинями в монастырской трапезной. На закате своих дней они не нуждались ни в чём мирском. Постепенно монастырское подворье становилось центром духовного и культурного притяжения многих жителей округи. В отличие от досужих представлений о святых обителях как уголках тихого и застойного бытия, изолированного от людского глаза, здесь кипела жизнь, в храм стремились люди, и епархиальное руководство приняло решение перестроить здание в камне под большой и вместительный городской собор. Господь отметил сие благое дело Своим знаком: участвуя в городской благотворительной лотерее, супруги Карповы выиграли довольно значительную сумму — 90 тысяч рублей, и они по доброму совету решили употребить их на благое дело, а именно — постройку в Гатчине большого каменного храма. Поскольку Гатчина на тот момент была местным центром благочиния и, безусловно, нуждалась в храме соответствующего статуса, все обычные в таких случаях согласования от вышестоящих церковных инстанций были получены быстро, и уже 23 июня 1905 года было выправлено разрешение на постройку в подворье каменной трёхпрестольной церкви.
Архитекторный проект будущего собора разрабытывали петербургские зодчие Леонид Михайлович Харламов и Александр Александрович Барышников, служивший путейским инженером. Проектная документация была подготовлена в самые краткие сроки несмотря на то, что архитекторы рассматривали различные места под будущий храма и при этом неоднократно видоизменяли предполагавшийся облик всего собора. Для урегулирования всех необходимых вопросов и проблем было решено создать строительную комиссию, и первыми в неё вошли, конечно же, главный благотворитель и казначей всего предприятия всё тот же Карпов вместе с супругой, архитектор Харламов и ряд местных уважаемых купцов и горожан. Председательствовала игумения монастыря Аполлония. Архивные документы тех лет свидетельствуют, что работы в гатчинском Покровском храме, первый камень которого освятил Иоанн Кронштадтский в день закладки 3 июня 1907 года, велись всем миром: многие горожане желали участвовать в постройке лично, другие же помогали деньгами. Наиболее состоятельные гатчинцы обеспечивали рабочих строительными материалами, везли на площадку доски, щебёнку, песок. В канун Первой мировой войны (1914) основной объём строительных работ завершился. Его смета составила порядка 200 тысяч рублей при первоначальной оценке затрат в 96 000 рублей.
Церемония торжественного освящения главного придела новой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы провёл епископ Нарвский Геннадий 8 октября 1914 года. На следующий день благочинный монастырей, архимандрит Макарий Воскресенский освятил южный придел храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а северный придел был освящён им во имя святителя Николая Чудотворца двумя месяцами позднее. Впереди ожидал ещё непочатый край работ по достройке здания, внутри находиться было ещё опасно, однако его будущие интерьеры уже начали расписывать трудолюбивые и неустрашимые монахини. Документы тех лет свидетельствуют, что осенью 1918 года в Покровской церкви был освящён небольшой придел — четвёртый. Он располагался в подвале здания — самом безопасном по тем тревожным временам месте для любого православного храма! — и был наречён во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии. К тому времени население подворья составляли лишь 5 монахинь и 16 послушниц. В 1915 году было разобрано на дрова старое, первоначальное здание церкви. Годом ранее это строго предписало Гатчинское дворцовое управление, невзирая на хлопоты игумении Аполлонии и всей строительной комиссии во главе с Карповым. Они даже обратились в столичную духовную консисторию с просьбой сохранить старый храм или хотя бы иконостас. Карпов хотел отвезти его в Нарву, а позже отдать в дар Илецко-Николаевскому женскому подворью одноимённого монастыря Оренбургской епархии. Однако, отдельным указом было предписано хранить иконостас в церкви Гатчинского подворья, по мере необходимости пуская на топливо для печения просфир и отопления здания в зинее время. Ныне на месте старой церкви обустроена приходская церковная лавка Покровского собора. Покровский храм города Гатчины так и не был завершён из-за войны и последовавших революций. Неоштукатуренный, за исключением колокольни, снаружи и не украшенный должным образом внутри, он так и простоял до наших дней, словно горькое подтверждение двух старых истин: нет ничего более постоянного, чем временное, и — спасибо ещё, что живой!
После Октябрьской революции над Покровским собором, как и другими церквями Гатчины, нависла смертельная угроза: быть разрушенными «до основанья» как атрибутам «мира насилья». Такая вот странная логика: созидать на словах, разрушая на деле! В 1918 году скончались супруги Карповы, главные благодетели Покровского храма. Последние свои годы они жили при монастыре, подворьем которого оставался Покровский собор, в маленькой комнатке. Козьма был похоронен в притворе храма, а его супруга — во дворе храмового комплекса. В эти годы здесь служил священник Иоанн Смолин, являвшийся создателем известного в кругу гатчинских верующих «иоанновского» кружка, духовным лидером которого стала знаменитая в городе монахиня Мария Гатчинская, впоследствии возведённая РПЦ в ранг святых. История сохранила имена первых настоятелей храма. В их числе были священники Алексий Александрович Благовещенский (1897-1910) и протоиерей Севастьян Николаевич Воскресенский (1911-1938). Власти постепенно прибирали к рукам как монастырь, так и Покровскую церковь. В 1929 году Покровское подворье было закрыто, при этом 18 монахинь по-прежнему жили тут «по прежним правилам», лишь перестав носить монашеские облачения. Они продолжали обслуживать храм бывшего подворья под руководством матушки Тавифы — игумения Феофания к тому времени уже была выслана из Гатчины. В 1930-е годы гонения на монастырь продолжились. Почти все его гатчинские сёстры были арестованы 18 февраля 1932 года, поскольку «пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки». Монахини были высланы на поселение в Казахстан и другие, по меткому определению писателя Михаила Шолохова в романе тех лет «Поднятая целина», «холодные края».
По поводу дальнейшей судьбы здания Покровского храма новые гатчинские чиновники долго ломали голову, тасуя варианты и рассматривая самые разные проекты. Одним из привычных в таких случаях вариантов было устройство в храме кинотеатра, и был даже составлен проектный эскиз. Однако прагматика и шаблонность бюрократического мышления возобладали и на сей раз: 11 мая 1939 года богослужения в церкви были запрещены, а у здания появился новый хозяин — «Гатчинторг», который нуждался в складских помещениях и уже давно облюбовал себе Покровский собор. После войны в Покровском соборе по-прежнему размещался склад, при этом власти подумывали организовать в его здании постоянно действующий культурно-выставочный центр, однако их планы не сбылись. 1990 год стал датой долгожданного возвращения храма его верным прихожанам. Работы предстояло непочатый край: помещения были переоборудованы, захламлены и совершенно не готовы для проведения богослужений. Прихожане ещё помнят, как было опасно ходить внутри, а прямо во время служб порой отваливались большие куски внутренней обшивки помещений. Пыль вставала сплошной пеленой, и богомольцы ничего не видели буквально на расстоянии протянутой руки! Но усилия многих людей не прошли даром: храм хорошел на глазах.
После того как Покровский собор возвратился в лоно Церкви, его настоятелем в 1994 году был назначен протоиерей Михаил Юримский. Под его руководством прихожанами и другими верующими Гатчины полуразрушенное здание церкви было быстро восстановлено, и сегодня этот храм по праву является негасимым очагом православия в городе, одним из ведущих духовных центров Санкт-Петербургской епархии, её радостью и гордостью.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №343, ООО «Де Агостини», 2019
В градостроительстве дореволюционной Гатчины долгое время имелись две наивысших точки: завершения Павловского городского собора и каланча полицейского и пожарного Съезжего дома. Эти вертикали были уверенно поддержаны собором Покрова Пресвятой Богородицы, а именно его куполами и колокольней. В пору строительства храма (1904-1914) в храмовой архитектуре России были популярны приёмы древнерусского зодчества, мотивы которого архитекторы Харламов и Барышников использовали в композиции и декоре здания Покровской церкви. Они стремились возрождать художественные истоки отечественной архитектуры, формируя при этом «новую русскую» стилистику. Путь к этому они видели, в частности, в сочетании простоты и изящества архитектурных форм, в духе церквей древней Руси, при этом используя каноны московского храмового зодчества ХVII века с его традиционными пятиглавиями и шатровыми колокольнями.
Новый гатчинский храм получил крестообразную в плане форму. Основные детали его четырёхстолпного здания — это центральная световая ротонда, покоящаяся на четверике основного объёма, малые главы, установленные над боковыми рукавами «креста» — приделами, алтарём и трапезной, и колокольня стройных очертаний, которая возвышается над главным входом в храм. Эта представительная постройка мало уступает высотой Павловскому собору, размеры же её эффектно подчёркнуты нынешней малоэтажной застройкой этого квартала. Центральный купол храма, большой и массивный, находится в окружении четырёх малых глав, которые имеют традиционную луковичную форму куполов и покоятся на глухих барабанах. По свидетельствам историков, прежде купола Покровского собора были золочёными. Ныне они — голубые со звёздами, что считается отличительным признаком православных храмов, посвящённых Богородице. Звёзды на куполах символизируют Вифлеемскую звезду, которая сияет на чистых и непорочных небесах. Форма же покровских куполов — луковичная, она тоже связана с сиянием. Считается, что это свет свечи Господа, который Он дарит миру. Как известно, кресты, что венчали соборные купола этого храма, в пору его строительства золотили монастырские сёстры. Сами кресты были изготовлены на известном заводе Лаврова в Мириенбурге. Когда большевики закрывали православные храмы, первым делом они стремились сорвать с них кресты. Между тем обычай увенчивать крестами православные храмы берёт своё начало с IV века. Это символ христианской веры, всегда устремлённый к небесам. Подобно ориентированию здания храма по сторонам света существуют и особые правила установки надкупольных крестов. Поскольку алтарь, как правило, находится в восточной части здания, то и крест храма устанавливается так, чтобы, если встать к нему лицом, за крестом оказался тоже восток, слева — север, справа — юг и позади — запад.
Новые колокола обновлённому Покровскому собору в наши дни были преподнесены в дар руководителем Федерального агенства по недропользованию Анатолием Ледовских. Перед установкой они были по традиции окроплены святой водой, после чего был произведён первый, символичный удар — чтоб звенели! Есть особая символика в том, что нынешние 9 каменско-уральских «звонов» отлиты по форме тех знаменитых колоколов, что когда-то изготавливали на гатчинском заводе «Товарищества А. С. Лаврова», впоследствии — завода Рошаля в Мариенбурге. Также стоит обратить внимание на арки — важный элемент и композиции, и оформления здания Покровского собора, формирующие основной архитектурный мотив храма. Это и большие окна на фасадах, и полукруглые завершения стен, стилизованные под закомары, и оконные проёмы звонницы, и ряды полуциркульных кокошников.
Из-за начала Первой мировой войны фасады собора остались неоштукатуренными, согласно проекту. На фоне окружающей городской застройки Покровский храм всегда выделялся цветом красных кирпичных стен, лишённых отделки, притом что барабаны куполов и звонница, сделанные из железобетона, имели светло-серый и белый колер. Это производило впечатление резкого диссонанса, выбиваясь из общей картины архитектурной сетки города. Так продолжалось вплоть до 2011 года, после чего строители исправили застарелую недоделку. Мировая война и революции 1917 года надолго прервали все работы по отделке храма как внешней, так и внутренней. Наружный ремонт соборных фасадов после долгого перерыва провели лишь в 1970-е годы. Ныне храм отреставрирован, оштукатурен и приобрёл новый колер. Он красив в любую погоду, но особенно живописен осенней и зимней порой, на фоне золота последней листвы и серебра морозного инея. Богомольцы и туристы отмечая красоту интерьеров храма, упоминают чаще всего о просторе внутренних помещений, где «много воздуха», «покой и умиротворение». Это не удивительно: Покровский собор считается крупнейшим в области из числа местных храмов, посвящённых Богородице. И ещё поражает обилие света внутри собора.
Нынешние интерьеры и росписи храма — это плод кропотливой и творческой работы тех, кто восстанавливал его в 1990 году. Поначалу внутри храм выглядел удручающе: внутренняя роспись была полностью уничтожена, окна заложены кирпичами, опорные столбы кое-как поддерживали временные полы второго этажа с бесчисленными дырами. Одна отрада: через дыры, зиявшие в купольных сводах, были видны небеса, вселявшие надежду. Когда обновлённый храм открыл двери для верующих, решено было возобновить давний церковный придел для возможности крестить детей. Нижний храм был организован в цокольном этаже и торжественно освящён во имя святого Иоанна Кронштадтского. Преобладающие цвета убранства собора — голубой, белый и золотой. Разноцветья добавляют росписи, иконы и красочные витражи — гордость храма. Оригинальные витражные стёкла окон формируруют цветовую гамму интерьеров — например, кресты из жёлтого стекла в красно-зелёном обрамлении, и неповторимую световую ауру храма. В солнечную погоду лучи, проникающие внутрь через витражные окна, оставляют на полу здания чудесные цветные блики. Если бы не Первая мировая война, сегодня на северной стороне собора был бы большой цветной витраж с изображением шагающего Христа Спасителя — стеклянную картину просто не успели изготовить.
Простор этой церкви во многом формирует и её внутренняя компоновка: основной объём не имеет ярко выраженного разделения на приделы с сопутствующими опорами-колоннами, как правило, массивными, и поэтому вошедший сюда может сразу обозреть почти весь храм со всеми его иконостасами. Вообще внутреннему убранству в Покровском соборе придавали значение с самого начала: это, пожалуй, единственный храм в округе, интерьеры которого начали формировать в 1914 году, задолго до завершения наружных работ. Внутренние интерьеры создавали свои, гатчинские мастера, и прежде всего монастырские сёстры Покровской Богородицкой обители. Искусные мастерицы, они собственноручно произвели золочение дубового иконостаса храма, покрытого тонкой резьбой, и других церковных принадлежностей. Кроме того, в обители, подворьем которой являлся Покровский собор, существовала иконописная мастерская, работы которой имели всероссийскую известность и пребывали во многих храмах, в том числе и зарубежных. Большинство икон для строившегося собора было написано именно здесь. Над сегодняшним оформлением внутреннего убранства храма работал талантливый петербургский художник-иконописец Дмитрий Хомяков. В 2010 году он оформлял его интерьеры, создавая росписи в византийском стиле и написав немало икон для собора и его иконостаса, в числе которых образы Спасителя, Богородицы, Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Нынешние иконы собора достойно наследуют своим предшественницам работы искусных монахинь. И конечно, наиглавнейшая из них и наиболее почитаемая — всё та же легендарная Покровская, дар купца Козьмы Карпова, Божиим промыслом сохранённая для верующих.
В мае 2013 года в жизни Покровского собора и всего города Гатчины состоялся знаменательный крестный ход. Из кафедрального собора Святого Апостола Павла был торжественно перенесён долгие годы хранимый там местночтимый образ Покрова Пресвятой Богородицы — великая святыня, дарованная храму его главным благотворителем, купцом Козьмой Карповым.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №343, ООО «Де Агостини», 2019