Гатчина. Кафедральный собор Павла апостола.

Построена в 1852 г. архитектором Р. Кузьминым. Приделы: святых Константина и Елены, св. Александра Невского, Божьей Матери «Утоли моя печали». Действует.

За Госпитальной площадью перспектива проспекта Императора Павла I размыкается Соборной улицей. Первоначальное название улица получила после постройки в 1846-1852 годах по проекту Р. И. Кузьмина городского собора во имя апостола Павла. Монументальный пятиглавый собор дал еще один высотный акцент, разнообразив живописными очертаниями трехъярусных колоколен и куполов силуэт Гатчины. В декоре собора использованы переработанные мотивы древнерусского и отчасти византийского зодчества. Исключительным мастерством отмечены орнаменты, капители и барельефы, исполненные известным скульптором-модельщиком И. Дылевым. Три придела собора — апостола Павла, Марии Магдалины и Константина — были украшены иконами и росписями кисти академиков живописи П.М. Шамшина, Ф.А. Бруни, А.Ф. Перница, М.И. Скотти, А.А. Зеленского, В.А. Серебрякова, Ф.С. Завьялова.
Пятиглавый четырехстолпный собор святого апостола Павла — одно из лучших церковных сооружений всей С. Петербургской губернии. Место для соборного храма во имя апостола Павла, тезоименитого основателя Гатчины указано было лично самим государем. Величественная постройка освящена в 1852 году. К собору принадлежат две каменные часовни. Композиционным центром Гатчины стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. Собор, заложенный 17 октября 1846 г. был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. Гатчинский Павловский собор представляет собой ценный памятник эпохи заката классификации и возрождения композиционных приемов и архитектурных форм древнерусского зодчества. Поиски национальной выразительности церковной архитектуры привели к выработке в 1830-х гг. «русско-византийского» типа храма.
Полная версия статьи расположена здесь

Павловский собор г. Гатчины построен по приказу императора Николая I. Император сам выбрал место для собора – на естественном возвышении на Малогатчинской улице. Храм был заложен 17 октября 1852 года и строился в течении четырех лет. Освящение состоялось 29 июня 1852 года: главный придел посвящен апостолу Павлу, правый – свв. Константину и Елене, левый – равноапостольной Марии Магдалине. Пятиглавый каменный собор до настоящего времени практически не претерпел изменений. Двенадцатигранный центральный купол имеет шесть окон. Боковые купола, два из которых являются звонницами, восьмигранные, с двумя открытыми окнами. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефами Петра и Павла, Константина и Елены, Николая чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка выполнена Иваном Дылёвым. Купола не золотили по личному указанию Николая I. Золоченые кресты с цепями были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. Девять колоколов отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Двухъярусные иконостасы из греческого кипариса с украшениями из красной фольги изготовлены резчиком Скворцовым. Иконы для собора были написаны художником П.М. Шамшиным. Стенная живопись выполнена художником Завьяловым. На стенах собора ближе к выходу ранее размещались золоченые доски в кипарисовых рамах, на которых были указаны названия полков, служивших в Гатчине при Павле, из которых впоследствии был сформирован Гатчинский егерский полк. В 1920-х годах собор закрыли, имущество конфисковали, иконостас разобрали. Жительница Гатчины купила иконостас как дрова и хранила до лучших времен.
Путеводитель паломника по святым местам Руси. Минск Издательство Белорусского Экзархата Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб.: Лениздат, 2001

По замыслу императора Николая I и архитектора Романа Ивановича Кузьмина собор призван был стать главной высотной точкой в линии города. Именно поэтому он располагался на естественном возвышении в начале Малогатчинской, нынешней Соборной улицы. Храм был виден издалека с любого места в городе и сделался его символом наряду с Большим дворцом. Архитектор Кузьмин представил на высочайшее утверждение два плана постройки собора Св. Павла: согласно одному из них, храм должен быть выполнен из кирпича и затем оштукатурен, согласно второму — облицован парицкой плитой. Николай I одобрил первый вариант, который и был воплощён в жизнь.
Придуманный архитектором Константином Тоном русско-византийский стиль, который был взят за основу при работе над проектом Павловского собора, иногда упрекают в излишней холодности и сухости, в недостатке красоты и величия. Действительно, при всей конструктивной ценности спроектированных Тоном зданий, сам стиль не прижился надолго в русской архитектуре и постепенно сошёл на нет после смерти Николая I, который покровительствовал своему любимому архитектору. Благодаря своей счастливой судьбе, пятиглавое каменное здание собора дошло до наших дней практически без изменений. Крестообразное в плане, оно стоит на высоком подклете и снаружи сохраняет кубическую форму. Фасад собора разделён пилястрами на три неравные части — срединная почти вдвое шире боковых. Центральный купол собора — двенадцатигранный с шестью окнами, а боковые купола, два из которых представляют собой звонницы, — восьмигранные с четырьмя открытыми окнами и носят декоративный характер. Кресты для куполов с цепями и позолотой были изготовлены в Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе, а девять колоколов отлиты купцом Стуколкиным на Валдае. Как и многие другие многоярусные колокольни, колокольня Павловского храма имеет арочные оконные проёмы только на некоторых гранях верхнего яруса. На остальных же они заменены на килевидные арки с полуколоннами, выделяющими ребро колокольни. На фасаде храма находятся шесть композиций, состоящих из четырёхуровневых закомар: внешняя — килевидной формы, затем обычный кокошник, аркатурно-колончатый пояс и, наконец, кокошник-поребрик, подчёркивающий горельеф святого, расположенный в центре. Высокие узкие окна обрамляют наличники в виде арок. Помимо окон, выполяющих свои прямые функции, на фасаде находятся и декоративные, которые за отсутствием надобности были закрыты иконами с изображением святых. Красивый перспективный портал главного входа, широко раскрываясь навстречу прихожанам, будто бы приглашает их войти внутрь храма. А большие коринфские колонны добавляют ему красоты и изящества. Над перспективным порталом главного входа в собор привлекает внимание окно-розетка, пришедшее в русскую архитектуру с запада и являющееся характерной деталью псевдоготического стиля. Такие же розетты располагаются на северном и южном фасадах собора.
В Павловском соборе четыре придела. Главный освящён во имя святого апостола Павла, правый — во имя святых равноапостольных Константина и Елены, великих распространителей христианства. Левый придел освящён во имя равноапостольной Марии Магдалины. Ещё один придел — в честь местно чтимой иконы «Утоли моя печали» — находится в нижнем храме. Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. Через этот образ Богородица явила чудо спасения молящихся в храме. Во время богослужения в нижнем храме Павловского собора кто-то бросил в окно ручную гранату. Граната разорвалась, но, несмотря на большое скопление молящихся и тесноту в храме, никто не пострадал. Лишь один осколок ранил ланиту Богоматери на Её иконе. Иконостас главного придела был изготовлен из благородного греческого кипариса, который красиво оттенял иконы, написанные на золотом фоне: это был достаточно новый подход, при котором золото икон не сливалось с золотом иконостаса, как бывало обычно в других церквях. Двухъярусные иконостасы с резьбой изготовил резчик Скворцов по рисунку археолога Фёдора Солнцева. Главный иконостас украшался витыми колоннами, а царские врата окаймлял резной карниз. В главном алтаре располагались живописные на золоте иконы святых, соименных лицам Российского императорского дома. Император Николай I, задумавший собор как памятник своему отцу Павлу I, уже после завершения строительства неожиданно решил увековечить также память отцовских сподвижников. С этой целью на северных и южных стенах внутри собора были установлены бронзовые доски в благородных кипарисовых рамах, на которых выгравированы имена офицеров гатчинских войск. Сейчас в соборе находятся копия ковчега в виде Десницы Иоанна Крестителя с мощами Иоанна Крестителя и частью Древа Животворящего Креста Господня и копия Филермской иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой. Помимо копий знаменитых святынь, в Павловском соборе находятся мощи св. Марии Гатчинской, а также икона Святого Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №280, 2018 г.

В начале ХVIII века в ходе Северной войны село Гатчина, или Хотчино, отошло к России после многовековых территориальных споров со Швецией. К началу правления Екатерины II село разрослось до большого имения, которое императрица подарила своему фавориту Григорию Орлову. Граф Орлов благоустроил имение на свой вкус: построил Большой Гатчинский дворец и разбил пейзажный парк. После его смерти Гатчину принял во владение и от всей души полюбил наследник престола Павел Петрович, будущий Павел I. Екатерина сознательно передала поместье нелюбимому сыну, чтобы реже видеть его. Придя к власти, император перестроил Большой дворец и возвёл похожий на средневековый монастырь Приоратский замок. Во времена правления Павла Гатчина приобретает статус города и становится центром Гатчинского уезда. Население города стремительно увеличивалось, и небольшая церковь, построенная в 1823 году, перестала вмещать всех желающих. Сам город тоже разрастался, и в 1845 году был утверждён новый план его развития, согласно которому территория Гатчины значительно расширялась, а главной её точкой призван был стать кафедральный собор. Место для строительства выбрал самолично Николай I — на возвышении в начале Малогатчинской улицы. По желанию императора собор должен был увековечить память его родителей — Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, а также почивших к тому моменту брата и сестры — едва не ставшего императором великого князя Константина Павловича, который отказался от престола в пользу брата, и великой княжны Елены Павловны, умершей в 19 лет. Поэтому главный алтарь собора посвящён святому апостолу Павлу, а боковые алтари — Марии Магдалине и святым Константину и Елене.
В 1845 году Николай повелел начать работы по созданию проекта церкви и внести необходимую для строительства сумму в смету на следующий год. Строительство собора было одним из деяний, посвящённых памяти императора Павла, приуроченных к 50-летию его мученической кончины. В 1851 году перед Гатчинским дворцом был установлен бронзовый памятник императору Павлу работы скульптора И.П. Витали. Следующим шагом по увековечиванию памяти императора, который за своё короткое царствование много сделал для России и Православной Церкви, стала постройка храма в честь его небесного покровителя. По замыслу императора, собор Св. Павла должен был соотноситься с недавно возведёнными соборами в Царском Селе и Петергофе: быть выше Петергофского храма Святых Апостолов Петра и Павла, но ниже Царскосельского храма Святой Великомученицы Екатерины. Обе названных церкви возводились по проекту архитектора Константина Тона — любимого зодчего Николая I. Известно, что разрабатывал проект Павловского собора и наблюдал за ходом строительства архитектор Роман Иванович Кузьмин. В композиционном построении и оформлении фасадов собора Св. Павла ясно прослеживаются приёмы, обыкновенно использовавшиеся Константином Тоном в проектах православных храмов.
Торжественная закладка Павловского собора состоялась 17 октября 1846 года в присутствии императора Николая I. Строительство заняло больше времени, чем предполагали царские расчёты: храм был освящён лишь 29 июня 1852 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, в присутствии великого князя Константина Николаевича. Во второй половине ХIХ века при Павловском соборе велась активная приходская жизнь. Было построено внушительное каменное здание церковно-приходской школы, в которой учились не только мальчики, но и девочки; создано Братство Пресвятой Богородицы, действовал собственный хор певчих, проводились благотворительные акции. Учитывая многонациональный состав местного населения (издавна эти земли, носившие название Ижора или Ингерманландия, переходили то к Швеции, то к России, то к Эстонии), церковное начальство позаботилось обо всех верующих: при соборе служили эстонский священник и псаломщик, проводившие службы на эстонском языке, а в 1908 году был организован отдельный эстонский приход и построен храм — к сожалению, сгоревший во время войны.
Главные страницы истории Павловского собора связаны с тремя великими святынями христианского мира: это Десница св. Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и часть Древа Животворящего Креста Господня. Все они были привезены в Гатчину в 1799 году рыцарями Мальтийского ордена, которые прибыли в Россию по приглашению Павла I. Святыни находились в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца, где они и оставались на протяжении полувека. И лишь в 1852 году, после постройки Павловского собора, Николай I распорядился ежегодно накануне праздника 12 октября переносить святыни в Гатчину. Они прибывали в Гатчинский дворец, а утром следующего дня торжественным крестным ходом по улицам города их переносили в Павловский собор, где совершалась литургия. Затем святыни выставлялись для поклонения верующих. Так продолжалось вплоть до Октябрьской революции. Когда завершился последний в истории Павловского собора крестный ход с подлинными реликвиями Мальтийского ордена (13 октября 1919 года) и верующие разошлись по домам, настоятель Павловского собора протоирей Иоанн Богоявленский в сопровождении двух человек уложил святыни в специальные неприметные футляры и покинул Гатчину. Он направлялся в Ревель, спасая реликвии от неминуемого уничтожения. Из Ревеля с огромными предосторожностями, используя дипломатические каналы связи, их удалось переправить в Копенгаген, где в это время проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна — супруга Александра III и мать Николая II, который несколько месяцев назад был вместе со всей семьёй расстрелян в Екатеринбурге. Мария Фёдоровна спаслась, вовремя уехав из Гатчины в Крым, а оттуда морским путём через Англию — в Данию, на свою родину (она была дочерью датского короля Христиана ХI). К сожалению, Мария Фёдоровна скончалась в 1928 году, а её дочери Ксения и Ольга передали реликвии митрополиту Антонию (Храповицкому), который вывез их в Сербию. Святыни оставались во дворцовой церкви вплоть до захвата Югославии гитлеровскими войсками в апреле 1941 года. Спасаясь от наступления фашистов, король Пётр II взял христианские святыни вместе с королевскими сокровищами и спрятал их в самом далёком и безопасном месте — Острожском монастыре в Черногории. Клад был спрятан так тщательно, что его нашли только спустя несколько лет после окончания войны, в 1951 году, и не простые смертные, а югославские спецслужбы. Не имея представления о подлинной ценности христианских реликвий, они забрали их вместе с королевским золотом и увезли в столицу — Титоград (ныне Подгороица). Там их поместили в некое хранилище. Лишь в 1994 году мир узнал правду: по тайному соглашению между Черногорско-Приморской епархией и светскими властями частица Древа Животворящего Креста Господня и Десница св. Иоанна Крестителя были переданы Цетинскому монастырю, где сохраняются с почитанием до сих пор, а Филермская икона как произведение искусства осталась в Цетинском музее. В 2002 году с благословения Патриарха всея Руси Алексия II, старинная реликвия в паломническом странствии была провезена по десяти городам России, Белоруссии и Украины. В ходе паломнического тура Десница св. Иоанна Крестителя прибыла в Гатчину и была выставлена для поклонения в Павловском соборе. Как и сто лет назад, на крестный ход в день праздника святынь собирались жители всех окрестных деревень, так и теперь для поклонения приехали верующие не только из Ленинградской области, но и из других городов страны.
Однако вернёмся в Павловский собор, который серым октябрьским днём 1919 года тайно покинул протоирей Иоанн Богословский, спасая христианские святыни от большевиков. Новый настоятель Павловского собора протоирей Алексий Благовещенский вышил бисером копии знаменитых реликвий. Теперь они с почётом хранились в соборе взамен утраченных, и верующие продолжали поклоняться им все последующие годы. Таким образом, традиция народного почитания старинных христианских святынь не прервалась благодаря труду настоятеля, который был расстрелян в 1938 году. В том же году собор Святого Апостола Павла в Гатчине был закрыт: имущество конфисковано в пользу государства, а прекрасный иконостас разобран. К счастью, местная жительница Варвара Прозорова проявила смекалку и приобрела части иконостаса якобы на дрова, тщательно спрятав их в ожидании лучших времён.
Храм Св. Павла за семь десятилетий советской власти стоял закрытым всего три года, с 1938 по 1941-й. Перед самой войной, о приближении которой многие люди ещё не догадывались, местные власти решили сделать из храма трёхэтажный кинотеатр. Согласно плану, на первом этаже должны были располагаться кассы, кабинет администратора и просторное фойе, в котором помещалась концертная эстрада и буфет. На втором и на третьем этажах, после постройки перекрытий, собирались разместить зрительные залы по триста мест. Бывший главный вход в собор планировалось украсить барельефом на тему любимого в те времена фильма «Чапаев». К счастью, деньги на новое строительство сразу не поступили, и поэтому купола храма разобрать не успели — только разбили окна и убрали алтарь. Перестройка храма началась в мае 1941 года, и конечно, с началом войны все работы прекратились, так что собор остался в более-менее прежнем виде. Но во время наступления немецкой армии наши «спецы» оборудовали в соборе как самой высокой точке города огневые позиции, что отнюдь не способствовало его сохранности, — были пробиты амбразуры в алтарной части храма, а из паперти сделан бруствер в главных дверях. Когда начались артобстрелы, здание храма получило множество повреждений, а купол был пробит снарядом. Гатчина была захвачена немцами в начале сентября 1941 года. К удивлению верующих, немецкое командование решило открыть Павловский собор, учитывая то, что именно он являлся раньше главным храмом Гатчины. В январе 1944 года Гатчина была освобождена советскими войсками, а приход Павловского собора был зафиксирован в документах как «фактически действующий». Таковым он и остался в последующие советские годы. Вскоре после войны была проведена реставрация храма, в результате которой он был восстановлен почти без изменений. Верующие приносили в храм церковную утварь и иконы, которые им удалось спасти от уничтожения и конфискации, был восстановлен и иконостас, разобранный «на дрова». Изначально он был выполнен из греческого кипариса, теперь недостающие элементы были сделаны из липы и сосны.
12 июля 1952 года прихожане торжественно отмечали столетие собора Святого Павла, а в 1977 году, в самый «расцвет застоя», — его 125 летие. Воистине редкая судьба, сохранившая приход для верующих в атеистические советские годы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №280, 2018 г.

В самом центре Гатчины возвышается величественный пятиглавый собор Святого Апостола Павла. Он был построен по повелению императора Николая I и стал главным приходским храмом для жителей города. По замыслу императора храм должен быть стать храмом-памятником основателю Гатчины императору Павлу Первому, Его супруге императрице Марии Феодоровне, великому князю Константину Павловичу и великой княжне Елене Павловне – брату и сестре императора Николая I. Когда собор будет уже готов, император решит увековечить память и ближайших сподвижников Павла Петровича – офицеров гатчинских войск. Для этого на колоннах внутри собора будут установлены вызолоченные бронзовые доски в кипарисовых рамах, на которых были выгравированы их имена.
Начало проектирования и возведение храма напрямую были связаны с приближавшейся 50-летней годовщиной со дня мученической кончины императора Павла. Так император Николай хотел почтить память своих усопших Августейших родителей, а также сестры и брата.
В 1845 году главный управляющий Царским Селом уведомил Гатчинское дворцовое управление о том, что Государь император повелел сумму, потребную на постройку в Гатчине церкви, внести в общую смету 1846 года и при составлении проекта церкви предусмотреть, чтобы проектируемый собор был по размеру средним между Царскосельским и Петергофским. Царь самолично выбрал и место для постройки собора – на Мало-Гатчинской улице на образовавшемся здесь естественном возвышении. Первоначально предполагалось построить вокруг собора целый комплекс правительственных зданий, но этому проекту не суждено было сбыться.
Разработать проект будущего собора было поручено городскому архитектору Р.И. Кузьмину. Есть некоторые свидетельства, указывающие на то, что к разработке проекта собора приложил руку архитектор К. Тон. Подтверждается это и многими другими обстоятельствами. Во-первых, собор строился по приказу Николая I, а Тон был его любимым архитектором. Обе церкви, которые были указаны как ориентиры для нового проекта – Царскосельская и Петергофская, были спроектированы и построены Тоном. Композиционное построение и оформление фасадов Гатчинского собора почти полностью совпадает с приемами, использованными Тоном в целой серии Православных храмов (церковь Святой Екатерины в Царском Селе и в Петербурге, церковь Семеновского полка в Петербурге и церковь в Петергофе). Между прочим, для Царского Села Тоном было сделано два проекта церквей: один из них был осуществлен, а второй остался без исполнения. Можно предположить, что этот неосуществленный проект и послужил основой для строительства собора Святого Павла в Гатчина. Однако очевидно, что Кузьмин творчески переработал проект Тона и вел строительство.
Существовало два плана постройки собора: из кирпича с последующей штукатуркой и с облицовкой парицкой плитой (цоколь, карнизы, пояски и наличники должны были быть изготовлены из ротковского камня). 4 мая 1846 г. Дворцовое управление сообщило Р.И. Кузьмину, что император Николай I одобрил первый план постройки.
Закладка храма состоялась 17 октября 1846 г. в присутствии императора. Строительство продолжалось в течение четырех лет. Собор был освящён 29 июня 1852 г. Освящение проводилось митрополитом Никанором, настоятелем церкви Зимнего дворца, в присутствии великого князя Константина Николаевича. Главный алтарь был посвящен Апостолу Павлу, правый алтарь – святым царям Константину и Елене, а левый – равноапостольной Марии Магдалине.
Собор дошел до наших дней почти без всяких изменений. Это пятиглавое каменное здание. Центральный купол двенадцатигранный с шестью окнами. Боковые купола, из которых два являются звонницами, – восьмигранные с четырьмя открытыми окнами. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка производилась И. Дылевым. Кресты для пяти куполов с цепями и позолотой были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному указанию Николая I купола оставили не золочеными. Колокола в количестве 9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них весил 296 пудов.
По первоначальному проекту иконостас планировалось выполнить из липы с последующей позолотой, но 23 апреля 1850 года Р.И. Кузьмин обратился к Государю с прошением о том, чтобы иконостас позволено было изготовить из кипариса, который благородно оттенит иконы, написанные на золотом фоне, и золото икон не будет сливаться с золотом иконостаса. Государь согласился с этим предложением и повелел отпустить из Государственного казначейства на устройство иконостаса восемь с половиной тысяч рублей. Иконостасы в соборе были изготовлены резчиком Скворцовым из греческого кипариса по рисунку археолога Ф.Г. Солнцева (1801-1892) двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. Главный иконостас украшен витыми колоннами и завершен большим четырехконечным крестом.
В главном алтаре в два яруса располагались иконы святых, соименных лицам царского дома. Все иконы были живописные на золоте. Иконы иконостаса были написаны художниками Ф.А. Бруни, М.И. Скотти, Ф.С. Завьяловым, В.А. Серебряковым, А.Ф. Перницем. Замечательна также стенная живопись, выполненная художником Ф.С. Завьяловым (1810-1856) – это Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и Апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов — Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе двенадцать пророков и четыре евангелиста работы академика П.И. Шамшина (1811-1895).
После того как собор был построен, жители Гатчины обратились с просьбой к императору Николаю Павловичу, чтобы три великих святыни христианского мира – Десница Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и Часть Древа Креста Господня, принесенные в Гатчину в 1799 году, были бы помещены в соборе для поклонения. Но Император согласился лишь на ежегодное пренесение святынь из церкви Зимнего дворца в Гатчину на две недели. У Царских врат среднего иконостаса по воле Николая I была помещена копия с Филермской иконы Божьей Матери. Копия была выполнена художником Бовиным.
Первым настоятелем храма стал протоиерей Владимир Славинский.
При соборе находилось много предметов церковного обихода, представлявших собой художественную ценность. Большая часть этих предметов была пожертвована в разное время жителями Гатчины и ее окрестностей. Среди них выделялись замечательной работой серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела, подаренные И.А. Ганнибалом.
При соборе существовало попечительство, проводившее благотворительные акции. Для окормления православных эстонцев в соборе был создан причт, состоявший из священника и псаломщика для проведения служб на эстонском языке. Позже в Гатчине близ Балтийского вокзала была построено здание эстонской православной церкви (сгорело во время войны).
В 1918 г. в крипте собора священномученик митрополит Вениамин Петроградский освятил для служения зимой единственный в мире храм в честь праздника пренесения в Гатчину Десной руки Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.
В том году с благословения Святейшего Патриарха Тихона по ходатайству митрополита Вениамина Десная рука Предтечи вместе с Филермской иконой Божией Матери и частью Древа Животворящего Креста Господня были переданы из Московского Кремля в Гатчинский Павловский собор. В октябре 1919 г., ввиду наступления красных, настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским святыни были увезены в Ревель.
В 1938 году после ареста и расстрела гатчинских священнослужителей, среди которых были настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский и протоиерей Александр Калачев, храм был закрыт, имущество было конфисковано, а замечательный кипарисовый иконостас разобран. Жительница Гатчины Варвара Прозорова приобрела этот иконостас «на дрова» и сохранила до лучших времен.
В 1941 году, к 24-й годовщине октябрьского переворота, власти решили превратить храм в кинотеатр. По проекту реконструкции, разработанному архитектором В.П. Калмыковым, предполагалось разобрать купола и сделать общую кровлю, а под ней три этажа. На первом этаже планировался вестибюль с двумя кассами, кабинетом администратора и фойе, с концертной эстрадой и буфетом. Второй и третий этажи отводились под зрительные залы, каждый на 300 мест. Для выхода из них намечалась постройка наружных лестничных спусков; с целью обеспечения безопасности киносеансы предполагалось проводить в разное время. В круглом окне над главным входом должен был быть установлен барельеф на тему из кинофильма «Чапаев».
В начале мая 1941 года бригада Красногвардейской строительной конторы «Леноблстройтреста» приступила к работе. Был разобран алтарь, пробиты окна и борозды для перекрытий. Неизвестно, сумели бы строители сдать кинотеатр к 7 ноября 1941 года, ведь на переделку требовалось свыше 700 тысяч рублей. Из-за их отсутствия задержалась разборка куполов, а с началом войны все работы были прекращены.
В дни обороны Гатчины от наступавших частей вермахта в соборе спешно оборудовались огневые точки. В алтарной части были пробиты амбразуры, паперть разобрана и из нее сделан бруствер в главных дверях храма. Во время боевых действий купол собора был пробит артиллерийским снарядом, здание храма также получило множественные повреждения.
В 1941 г. после захвата города немцами по ходатайству верующих в соборе была возобновлена служба. Первоначально немецкие власти предложили открыть Покровскую церковь подворья Вохоновского монастыря, но староста Г.Ф. Аникин настоял на открытии Павловского собора как главного соборного храма Гатчины. Кроме того, собор сильно пострадал и нуждался в скорейшем восстановлении, а Покровская церковь уцелела во время боевых действий. Богослужения были возобновлены протоиереем Александром Петровым, служившем до войны в Князь-Владимирском соборе и проживавшем в Лигове, откуда он и был эвакуирован немцами в Гатчину. Службы проходили в нижнем храме. Вместе с о. Александром был эвакуирован в Гатчину брат его жены кандидат богословия Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 году аресту и высылке из северной столицы. 14 декабря 1941 года им была открыта вторая церковь в Гатчине – св. Иоанна Предтечи на городском кладбище. Третьим действующим храмом в Гатчине во время войны стала Мариенбургская Покровская церковь.
После расстрела в августе 1942 года протоиерея Александра Петрова настоятелем становится эвакуированный из Царского села протоиерей Феодор Забелин. Вплоть до окончания оккупации они вместе с протоиереем Николаем Быстряковым из Суйды поочередно занимали пост благочинного храмов Гатчинского округа.
Благодаря тому, что городской глава Гатчины Л.А. Рассказов пел в любительском соборном хоре, городское управление выделило храму на восстановление безвозвратную ссуду размером 100 тысяч рублей, была также выделена помощь Предтеченской кладбищенской церкви и Покровской церкви в Мариенбурге. Все храмы Гатчины и, прежде всего, Павловский собор, организовывали сбор средств и вещей для помощи нуждающимся и беженцам. Отец Феодор во время войны укрыл в соборе советского разведчика, поэтому, когда после освобождения Гатчины от немцев начались аресты священников, служивших во Псковской Миссии, о. Феодор избежал ареста и суда.
Большим духовным утешением для прихожан собора стало обретение во время войны большого храмового образа Божией Матери «Утоли моя печали». С ним связано чудо спасения от смерти молящихся в храме.
Основные труды по восстановлению храма после войны понесли протоиереи Феодор Забелин и Петр Белавский (который с 1927 года был духовным отцом преподобномученицы Марии Гатчинской, был осуждён как иосифлянин и вернулся к служению лишь после войны). Верующие приносили в храм спасённые от уничтожения иконы и церковную утварь, в том числе, те иконы, ризы для которых были собственноручно вышиты последним предвоенным настоятелем собора протоиереем Алексием Благовещенским. Занял своё прежнее место иконостас, сохранённый Варварой Прозоровой, причем, утраченные элементы были выполнены из липы и сосны. После кончины в 1949 году о. Феодора Забелина завершением ремонта храма занимался о. Петр Белавский. Вокруг него группировались бывшие «иосифляне», в том числе сестры кружка матери Марии Гатчинской. Это не могло ускользнуть из поля зрения властей, и в 1955 году о. Пётр был переведён на должность настоятеля Мариенбургской Покровской церкви. Долгое время вплоть до своей кончины в 1989 г. настоятелем собора являлся протоиерей Иоанн Кондрашов, которого сменил на этом посту ныне митрофорный протоиерей и настоятель Покровского собора г.Гатчины протоиерей Михаил Юримский, который до этого в течение 10 лет служил в Павловском соборе диаконом, а потом третьим священником.
С 1992 по настоящий день года настоятелем собора является митрофорный протоиерей, благочинный храмов Гатчинского округа Владимир Феер. За время его настоятельства произошли многие значимые события в жизни благочиния: открываются новые храмы, с 1999 года возобновлён крестный ход с «копиями» Гатчинских святынь из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор, ведётся большая издательская, миссионерская и педагогическая работа, издаётся газета «Нечаянная Радость».
Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. А в апреле 2007 года состоялось обретение и пренесение святых мощей матушки Марии из С.-Петербурга в Гатчинский Павловский собор. Работами по составлению жития, прославлению святой и обретению её святых мощей также руководил благочинный храмов Гатчинского округа протоиерей Владимир Феер.
В 2008 году, в храме был проведен капитальный ремонт, а звонница украсилась девятью колоколами художественной работы, отлитыми в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе, и матушки Марии Гатчинской.
В соборе хранится множество святынь, среди которых мощи великих святых и чтимые иконы Божией Матери.
Виктор Васильев, «ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия. http://www.zdravrussia.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?