Вот этот бородатый мужчина в соболях и тулупе в пол — итальянский композитор Джузеппе Верди, приехавший на гастроли в Россию в 1862 году. Снимок из архива Российского национального музея музыки (современная колоризация Ольги Ширниной).
По заказу российского Императорского Большого Каменного театра композитор в ту пору писал оперу «Сила судьбы» по пьесе испанского писателя Анхеля Переса де Сааведры “Дон Альваро, или Сила судьбы». К слову, судьба этой оперы в России оказалась незавидной, если не сказать более. Сочинение подверглось резкой критике как со стороны представителей нарождающейся Новой русской школы, так и в среде патриотически настроенной части критики, испытывавшей устойчивую неприязнь ко всему итальянскому в оперном искусстве. Известный факт – на третьем представлении группа тогда еще очень молодых отечественных композиторов (будущих участников «Могучей кучки») устроила нечто вроде демонстративной обструкции присутствовавшему в зале Верди и в его лице всей оперной «итальянщине».
А вот опера «Трубадур» Верди москвичам очень понравилась. Он лично присутствовал на ее постановке в Большом театре. Узнав, что Верди в зале, москвичи встретили его восторженными овациями. О России и россиянах итальянец писал так: «В течение двух месяцев — поражайтесь, поражайтесь — я бывал в салонах и на обедах, на празднествах и т.д. и т.п. Я познакомился с людьми титулованными и нетитулованными: с мужчинами и женщинами, любезнейшими и отличающимися вежливостью поистине обаятельной».
#МосковскиеЗаписки