Галич. Николаевский Староторжский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

По преданию, монастырь основан преподобным Иаковом Галичским в конце 15 — начале 16 вв. До 1668 г. был мужским. До начала 19 в. все постройки были деревянными. Каменное строительство велось, в основном, в 1820-1860-х годах.
Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря — самый большой собор Костромской губернии. Входит в комплекс зданий монастыря, расположенного на месте старого торга, рядом с Балчугом – древним городищем, где возник Галич. Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 гг. в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма составлен членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, но сильно переработан; переделанный проект также осуществлен с изменениями.
Собор представляет собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг., но реставрация собора так и не была завершена. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи конца 19 — начала 20 в. На территории монастыря сохранились многочисленные каменные служебные корпуса (ныне — жилые дома или госучреждения), школа, сторожки, ограда. Вход на территорию свободный.
http://www.galich44.ru/

Собор Живоначальной Троицы играет главенствующую роль, являясь высотной доминантой Николаевского Староторжского монастыря, что привольно раскинулся близ Балчуга — древнего городища, на котором собственно и возник древний Галич. Основателем и первым игуменом обители был преподобный Иаков Галичский, живший в середине ХV века, ученик и ближайший сподвижник святого Маисия Галичского. Первые постройки монастыря были деревянными. В 1668 году монастырь становится женским. В 1838 году стоявшая во главе обители игумения Таисия приняла решение о возведение каменного храма — собора Святой Троицы. Более 20 лет, начиная с 1839 года, пока строился этот величественный храм, монахини втроём, а то и вчетвером ходили по разным городам, сёлам и деревням Российской Империи, собирая тем самым подаяние на строительство собора в Николаевском Староторжском монастыре. Собранные деньги шли на оплату рабочим и на покупку строительных материалов. А кирпич производился на месте. Для этого неподалёку от монастыря был устроен небольшой кирпичный завод.
Первоначальный проект здания был разработан членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, после чего его чертежи «дабы предать более благовидности и правильности в архитектуре», были существенно переработаны в Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий Санкт-Петербурга. Подрядчиком выступил крестьянин Нижегородской губернии Павел Гурьянович Трухин. Строительство растянулось на добрые двадцать лет, с 1839 по 1859 г. Уж больно грандиозным было сооружение для провинциального третьеразрядного монастыря. В нач. 1858 года архитектор Попов освидетельствовал только что выстроенный собор и нашёл, что все строительные работы произведены с надлежащей чистотой в отделке и согласно с проектом. 28 сентября (по старому стилю) 1858 года состоялось освящение грандиозного, величественного Троицкого собора.
В плане собор представлял собой четырёхстолпный, пятиглавый храм в стиле позднего классицизма. Западный фасад украшен четырёхколонным тосканским портиком с треугольным фронтоном. Купольный барабан-ротонда центральной главы прорезан арочными окнами. Собор имеет крестообразную форму, высокий подклет. Его основной западный фасад открывается широкой лестницей, ведущей в обширный притвор-вестибюль, откуда через три стеклянные двери верующие попадали в обширный церковный зал. Четыре опорные объединённые арками пилона несут купольный световой барабан. Боковые сводчатые приделы освещаются высокими окнами. Храм имел тёсовые крашеные полы и, вероятно, калориферное отопление. В соборе имелись два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и муч. Платона и второй — во имя святителя Николая Чудотворца и князя Владимира. Внутренняя отделка не была богатой; стены были окрашены простой клеевой краской, по колоннам были развешены написанные на полотне картины. В 1891 году интерьер храма окрасили масляною краскою и расписали; позднее и иконостасы заменили новыми, впоследствии вызолоченными.
В 1919 году монастырь закрыли, монахинь изгнали, а на его территории разместили детский дом. Стены и здания бывшей обители видели здесь и машинно-тракторную станцию и педагогическое училище и различные учреждения. В каменных монастырских корпусах до сих пор живут люди. Собор действовал в качестве приходского храма до 1924 года, после чего его отобрали у верующих и устроили в нём подстанцию и котельную. За снятием крестов с соборных глав последовал снос боковых главок. В алтаре северного придела поселилась семья одного рабочего из обслуживающего персонала кочегарки. Северный, обращённый к озеру фасад был «украшен» железной дымовой трубой — храм Божий стал котельной для соседних строений.
В 1994 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра в соборе были начаты ремонтно-восстановительные работы. Проект по восстановлению выполнил городской архитектор Галича Сергей Николаевич Дровенков, кладку четырёх глав и кровельные работы выполнили братья И.М. и Г.М. Шастины. На полноценную реставрацию собора (самого крупного культового сооружения в Костромской губернии), судя по всему, не хватило средств, и окончания реставрации не видно конца.
Источники информации: Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №204, 2016 г., http://www.kostromka.ru, http://www.history.galich44.ru

Строительство его начато было в 1838 г., к осени 1857 г. собор был вчерне завершён и в 1858 г. освящён. Внутренняя отделка храма не была богатой: стены окрашены простой клеевой краской, по колоннам развешены написанные на полотне картины. В 90-е гг. XIX в. интерьер храма окрасили масляною краскою и расписали; позднее и иконостасы заменили новыми, впоследствии вызолоченными.
О художественной ценности последних по времени иконостасов даёт представление фотография из исторического описания Староторжского монастыря начала XX в. Это помпезная эклектическая продукция завершающей стадии русского церковного искусства. Она ни в малейшей степени не соответствует строгому величию классического интерьера.
Пятиглавый храм имеет крестообразную форму, высокий подклет. Его западный фасад с монументальным тосканским портиком в шесть колонн открывается широкой лестницей, ведущей в обширный притвор-вестибюль, откуда через три стеклянные двери попадали в огромный церковный зал. Четыре опорные объединённые арками пилона несут купольный световой барабан. Боковые сводчатые приделы освещаются высокими окнами. Храм имел тесовые крашеные полы и, вероятно, калориферное отопление.
После закрытия в 1920-е годы Староторжского монастыря, изгнания монахинь и нового заселения жилых корпусов настала очередь и собора. В нём устроили электростанцию. За снятием крестов с соборных глав последовал снос глав боковых. Внутреннее убранство, естественно, исчезло. В алтаре северного придела поселилась семья одного из представителей обслуживающего персонала. И, наконец, северный, обращённый к озеру фасад был «украшен» железной дымовой трубой – храм Божий стал и котельной для соседних строений.
Первые, робкие попытки возрождения Троицкого собора были предприняты в начале 1990-х годов, когда по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра попечением протоиерея о. Александра Шастина были восстановлены 4 боковые главы по углам центрального купола. Храм вернул свой силуэт, и это преобразило всю панораму Галича. Были восстановлены все пять маковок и венчающие их кресты. Проект выполнил городской архитектор Галича (увы, умерший) Сергей Николаевич Дровенков. Кладку глав, кровельные работы произвели И. М. Шастин и Г. М. Шастин.
Пояснительная записка к проекту восстановления ансамбля Никольского Староторжского монастыря в Галиче. Текст датирован 2004 г. https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/141.php

Троицкий собор Николаевского Староторжского монастыря — самый большой храм Костромской области. Входит в комплекс зданий монастыря, расположенного рядом с Балчугом – древним городищем, где возник Галич. По преданию, монастырь основан в конце XV — начале XVI в. До 1668 г. был мужским.
Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 г.г. в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма был сильно переработан — переделанный проект также осуществлен с изменениями. Собор представляет собой центрический пятиглавый четырёхстопный храм.
Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х г.г., но реставрация собора так и не была завершена. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи конца XIX- начала XX в.
В 2015-2016 г.г. проведена реставрация фасадов, куполов, фундамента, кровли, устройство водостоков, отмостки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?