По преданию, монастырь основан преподобным Иаковом Галичским в конце 15 — начале 16 века. До 1668 г. был мужским. До начала 19 в. все постройки были деревянными. Каменное строительство велось, в основном, в 1820-1860-х годах. Троицкий собор Николаевского Староторжского монастыря — самый большой собор Костромской губернии. Входит в комплекс зданий монастыря, расположенного на месте старого торга, рядом с Балчугом – древним городищем, где возник Галич. Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 гг. в стиле позднего классицизма.
Первоначальный проект храма составлен членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, но сильно переработан; переделанный проект также осуществлен с изменениями. Собор представляет собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг., но реставрация собора так и не была завершена. Сейчас храм не действует, никаких работ по восстановлению в нем не ведут (данные на лето 2002 г.). В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи конца 19 — начала 20 в. На территории монастыря сохранились многочисленные каменные служебные корпуса (ныне — жилые дома или госучреждения), школа, сторожки, ограда. Вход на территорию свободный.
Староторжский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Галиче. Основан в XV веке, по преданию, пр. Иаковом Железноборовским (см. 11 апреля); сначала был мужским; с 1668 года стал женским. Здесь находится чудотворная икона святителя Николая.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 — нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви — Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.
В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова).
В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.
К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма. Ближайшие церкви: Васильевская, что в Рыбной слободе и Варваринская городская.
Церковь на монастырском кладбище утрачена в 1930-е годы.
http://www.old-churches.ru/
Уже более пяти столетий стоит он на берегу Галичского озера, отражаясь в его водах, как в зеркале. Его история начинается с середины XV века. В январе 1450 года последний галичский князь Дмитрий Шемяка потерпел поражение от войска московского великого князя Василия Тёмного в битве под стенами крепости, расположенной на Балчуге, и бежал из Галича в Великий Новгород. Вся огромная территория Галичского удельного княжества была присоединена к великому княжеству Московскому и стала управляться наместниками московского великого князя. В конце XV века крепости на Балчуге окончательно потеряли свое оборонительное значение. По распоряжению московского правительства, укреплявшего границы своего княжества, на равнинном месте, в излучине реки Кешмы, в центре современного Галича, была построена новая крепость, земляные валы которой сохранились до нашего времени. В новой крепости заново были построены храмы, воеводская изба и усадьба, жилые дома бояр, дворян, детей боярских… Рядом с крепостью возникли посад, где разместились ремесленники, торговые люди и новая торговая площадь. Старый торг у пришедшей в упадок крепости на Балчуге был заброшен. На этом пустыре и был основан монастырь, названный галичанами Староторжским.
Основал этот монастырь преподобный Иаков, ученик преподобного Паисия Галичского. Биографические сведения о преподобном Иакове очень скудны. Из жития преподобного Паисия, игумена Галичского Успенского мужского монастыря, известно, что преподобный Иаков был священником в Успенском монастыре в то время, когда игуменом там был преподобный Паисий. Однажды во время пожара, вспыхнувшего в монастыре, именно он, инок Иаков, спас из огня чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Овиновским». Он выбил бревном запертые церковные двери, вошёл в пылающую в огне церковь, взял чудотворный образ и вынес его оттуда сквозь пламя. От нестерпимого жара серебряный с позолотой оклад на иконе полностью расплавился, сама же икона, написанная на деревянной доске, а также руки и волосы Иакова остались целыми и не тронутыми пламенем. После этого пожара преподобный Иаков не остался в монастыре, а удалился в один убогий галичский дом, где основал обитель иноков. В ней он впоследствии скончался и был погребён на кладбище странных. А после своего преставления Иаков Галичский прославился чудесами, бывшими при его гробе, особенно исцелениями от «лютых трясавиц». В рукописи XVII века, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, упоминается и этот угодник Божий. В ней сказано, что «преподобный Иаков Галичский, новый чудотворец, положен на правой стороне под церковью Бориса и Глеба, под алтарём на посаде, на Староторжье, подобием аки Зосима Соловецкий. На гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах». День памяти преподобного Иакова Русская Православная Церковь отмечает 30 мая (12 июня н.ст.).
Поначалу церковь святых мучеников Бориса и Глеба, где покоились мощи преподобного Иакова Галичского, была деревянной. В 1770 году, когда монастырь уже был преобразован в женский деревянная церковь была разобрана. В 1833 году игуменья Староторжского женского монастыря, Таисия, построила на месте упокоения преподобного Иакова небольшой каменный двухэтажный храм, верхний этаж которого был освящён во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В годы советской власти этот храм разрушили до основания. Сейчас здесь устроена спортивная площадка Галичского педагогического колледжа. Где в настоящее время находятся мощи преподобного Иакова Галичского, свято почитаемые православными галичанами до 20-х годов двадцатого столетия – никто не знает …
Что представлял собой монастырь по своему внутреннему и внешнему устройству в первые два века своего существования – неизвестно. Первые сведения о нём появляются в 1635 году в Галичской Писцовой книге, составленной князем Микифором Мещерским. В ней монастырь показан бедным, малолюдным и скудным своими средствами, одним из тех монастырей, каких было множество после разорений Смутного времени. Многие монастыри в то время за скудостью и отсутствием монашествующих или упразднялись совсем, или преобразовывались. Эта участь постигла и Староторжский монастырь. В 1668 году он был преобразован в женский. В продолжение двух с половиной столетий сестры монастыря сумели не только сохранить монастырь, но и расширить его и довести до настоящего благоустройства.
«Посетитель … монастыря не найдёт здесь какой-либо прославленной святыни, каких-либо зданий, замечательных своей древностью или архитектурой, не увидит здесь богатства, драгоценностей, предметов старины и вообще чего-либо такого, чем славятся многие обители и чем привлекают к себе богомольцев и путешественников»… Так начал историческое описание монастыря его последний священник отец Виктор Орлов в книге «Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь», выпуск которой он приурочил к 300-летнему юбилею Царствующего Дома Романовых. И хотя монастырь считается древним, в нём действительно не было прославленных святынь, внешнего богатства и драгоценностей (в мирском понимании). Но этот монастырь, как и многие монастыри России, был оплотом и твердыней истинной веры Православной. Здесь теплилась лампада монашеского делания, ежедневно, тихо и незаметно для внешнего взора, на протяжении многих веков неустанно творилась у Престола Божьего молитва за Россию, о благоденствии православного народа, о небесном заступничестве за него. «…Галичская женская обитель направляла все свои силы на внутреннее благоустройство, на жизнь, согласную с заветами Господа Иисуса Христа, на воспитание своих чад в смирении, преданности воле Божией, в труде, терпении и взаимной христианской любви…» – пишет в своей книге отец Виктор.
Главный храм монастыря – Троицкий собор вместе с окружающим ландшафтом создает незабываемое впечатление красоты и величия. Это можно сказать с уверенностью, стоит только взглянуть на фотографию В. Н. Кларка, сделанную в 1908 году. Даже сейчас, после многолетнего упадка, он всё ещё сохраняет свое исключительное значение для формирования архитектурного облика города. Возведение собора, освящённого во имя Святой Троицы, началось 170 лет тому назад. Коренным образом переустраивать Староторжский монастырь и заменять все его тесные, малые, ветхие строения новыми, прочными, каменными начала энергичная и предприимчивая игуменья Таисия. 15 мая 1838 года она подала прошение о разрешении строительства храма во имя Святой Троицы с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. План и фасад храма, составленный архитектором Львовым и утверждённый Костромской Губернской Строительной Комиссией, был отправлен Епархиальным начальством в Департамент Государственного Хозяйства. Его рассмотрели и изменили в Комиссии Проектов и Смет при Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных зданий. Когда изменённый план был получен, сестры монастыря увидели, какие громадные средства необходимы для строительства храма. Но надежда на помощь Божию и уверенность в отзывчивости сердца русского человека поддерживали их бодрость и дали им силу преодолеть все препятствия, которые встретились у них на пути к достижению намеченной цели.
Более 20 лет, начиная с 1839 года, то три, то четыре монахини ходили по разным городам, сёлам и деревням Православной Руси, и не только Европейской, но и Азиатской её части, и собирали подаяние. Сборщицы ходили по Петербургской, Московской, Нижегородской, Казанской, Вологодской, Костромской, Вятской, Владимирской, Пермской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Тамбовской, Уфимской, Томской, Иркутской и Енисейской губерниям, а также по великому княжеству Финляндскому. Собранные Деньги шли на оплату рабочим и на покупку строительных материалов, кроме кирпича. Кирпич стали вырабатывать свой. Для этого неподалёку от монастыря был устроен небольшой кирпичный завод. Храм Святой Троицы строился при трёх игуменьях: один год при Таисии, семь лет при Ангелине, и одиннадцать лет при Асенефе. Шесть Костромских Преосвященных оказывали сестрам монастыря своё высокое покровительство и содействие. Преосвященный Владимир положил первый камень в основание храма, а Преосвященный Платон освятил его, «положил последний камень», как выразился сам Владыка.
В начале 1858 года архитектор Попов освидетельствовал храм и нашёл, что все строительные работы произведены с надлежащей чистотой в отделке и согласно с проектом. Вначале 1858 года были закончены внутренние работы, устроены иконостасы, приобретены новые и отреставрированы старые иконы. 28 сентября (ст.ст.) 1858 года состоялось освящение Троицкого храма, 30 сентября – придела Николая Чудотворца и 1 октября – придела Покрова Пресвятой Богородицы. Особо нужно отметить, что на этом торжестве, впервые в Галиче, была Великая Святыня не только Костромы и всего Костромского края, но и всей Православной России – Феодоровская икона Божией Матери. С этого времени галичане ежегодно приглашали Феодоровскую икону Божией Матери в свой город. Эти ежегодные торжественные встречи галичанами Феодоровской иконы божией Матери продолжались вплоть до большевистского переворота в России 1917 года.
В 1891 году назначенная игуменья Анна, монахиня Костромского Богоявленского монастыря, видя более чем скромное убранство храма и сравнивая его с убранством храма Богоявленского монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он был покрашен масляной краской, украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в иконостасах были заменены новыми. Впоследствии иконостасы были вызолочены. В таком виде храм существовал до октябрьской катастрофы 1917 года. Ворота и часть надвратной колокольни начали строиться при игуменье Асенефе. Её преемница игуменья Анна, назначенная в 1891 году, закончила колокольню в 1894 году по плану колокольни Костромского Богоявленского монастыря. На колокольне было 8 колоколов, самый большой из них весил почти 300 пудов, т.е. около пяти тонн. Игуменья Анна, бывшая монахиня Костромского Богоявленского монастыря, видя более чем скромное убранство храма и сравнивая его с убранством храма Богоявленского монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он был покрашен масляной краской, украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в иконостасах были заменены новыми, а сами иконостасы были вызолочены.
В таком виде храм и просуществовал до 1917 года. Вот как описывает его священник отец Виктор Орлов в своей книге: «Храм крестообразный, одноэтажный, пятиглавый, тёплый. Снаружи оштукатурен и окрашен известью. Крыша железная, покрыта медянкою. Купол и главы крыты тоже железом и окрашены белилами. Шары на них и кресты вызолочены. Длина храма – 16 сажен и один аршин, ширина – 11 сажен, а вышина – 12 сажен. На правой стороне храма – шесть окон, на левой – пять и в алтаре – два окна. Купол имеет восемь окон. Все они ограждены железными решётками. Свод храма поддерживается четырьмя массивными колоннами, которые разделяют храм на три части, или на три храма: средний – во имя Святой Троицы, правый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левый – во имя Святителя Николая Чудотворца. Придельные алтари отделяются от главного деревянными оштукатуренными стенами и соединяются с ним проделанными в этих стенах арками. В западной части каменная стена отделяет храм от притвора, а три стеклянных двери соединяют их. Весь храм оштукатурен, окрашен масляной краской и украшен уборкою и живописью. Полы в храме деревянные, крашеные. Алтари возвышаются над полом храма на один аршин и соединяются с ним пятью ступенями. И в главном, и в придельных храмах устроены по два клироса. Амвоны в придельных храмах ограждены деревянными решётками, а в главном – железными. По сторонам храма и пол на четверть аршинавозвышен и ограждён деревянными решётками, а в западной – железными. У правой задней колонны устроено место для настоятельницы монастыря. Для помещения ризницы устроены шкафы: два в западной части храма и два в алтаре Святой Троицы. Из притвора три деревянных двери ведут на паперть, которая представляет собой открытую каменную площадку с четырьмя круглыми колоннами и 13 ступенями».
При советской власти, в 1936 году, монастырь был упразднен. Была разобрана надвратная колокольня, новые хозяева снесли церковь Бориса и Глеба, сравняли с землей монастырское кладбище. Троицкий собор лишился крестов, четырех глав, и был отдан под электростанцию.Пропало монастырское имущество: архив, иконы, ценности, библиотека. В конце 50-х монастырские постройки передали под учебные корпуса и общежитие Галичскому педагогическому училищу. Тогда были снесены монастырские конюшни и разобрана ограда.
Заботами Владыки Александра, Архиепископа Костромского и Галичского, первые реставрационные работы по восстановлению Троицкого собора Галичского Староторжского монастыря были начаты в 1994 году. Их проведению помогала и городская администрация. Большую помощь реставраторам оказал бывший главный архитектор города, ныне покойный, С. Н. Дровенков. Газета «Галичские известия» писала в 1994 году о том, что именно на его плечи легла тогда кропотливая и нелёгкая работа по восстановлению чертежей по старинным фотографиям А. П. Шевякова и М. М. Смодора. Сергей Николаевич сделал проекты боковых башен собора и сам лично курировал проводившиеся тогда реставрационные работы. В 1994 году реставрационные работы ограничились устройством купольной кровли, и в дальнейшем были приостановлены.
И вот в 2006 году на ходатайство Архиепископа Костромского и Галичского Александра отозвался Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца, основной деятельностью которого является восстановление Российских святынь, освящённых в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
По материалам газеты «Галичские известия» подготовил Mikhail. Источник http://www.galich44.ru/
Важнейший архитектурный комплекс города, сохранивший постройки в стиле позднего классицизма и периода эклектики. Силуэт монастыря, в котором господствует монументальный объем собора, играет значительную роль в формировании панорамы Галича, открывающейся со стороны озера.
Монастырь расположен на северо-восточной окраине основной части города, у подножия городища Балчуг, на границе с Рыбной слободой. Возник на месте старого торга, давшего одно из названий обители. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским. Время основания монастыря предположительно можно отнести к кон. 15 — нач. 16 в., когда после устройства новых крепости и торга в центре современного Галича, прежняя торговая площадь была заброшена. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. До рубежа XVIII-XIX вв. все постройки в нем были деревянными. Согласно писцовым книгам 1635 г., в монастыре, окруженном оградой, находились две церкви — Никольская и архидиакона Стефана, игуменский и два братских корпуса. В документах 2-й пол. 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя стояла на кладбище с юго-восточной стороны от монастыря и была разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана. Она имела продольно-осевую симметричную композицию, включавшую храм с полукруглой апсидой, равную ему по ширине трапезную и колокольню.
Совершенно новый архитектурный облик монастыря, в значительной степени дошедший до нашего времени, сформировался в 19 в. в результате активного каменного строительства, которое велось на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца первой четверти столетия. В 1820-е — 1830-е гг. были сооружены: южнее Богоявленской церкви — келейный корпус (?), на всю длину юго-западной границы комплекса — служебный корпус, а вдоль остальных сторон обители — ограда с тремя круглыми башнями и двумя воротами. Келейный корпус (возможно, по проекту губернского архитектора Н.И. Уткина) был вчерне завершен к 1836 г. Служебный корпус включал трапезную, кухню, скотный двор, сарай, странноприимную, а также жилые кельи. Ограда была завершена к 1826 г., подряд на ее строительство осуществил крестьянин Нижегородской губернии Павел Гурьянович Трухин, крепостной помещицы Блудовой. Две башни были поставлены на углах, фланкируя короткое северо-восточное прясло ограды, обращенное к Рыбной слободе, а третья стояла в линии западной ограды, в нескольких метрах от служебного корпуса. Двое ворот с калитками были устроены на поперечной оси комплекса, примерно соответствующей направлению запад-восток. Западные ворота, располагавшиеся прямо напротив колокольни Богоявленской церкви, выходили к Пробойной улице (ныне ул. Луначарского), шедшей вдоль берега озера, а восточные — к монастырскому кладбищу, где в 1833 г. была сооружена каменная одноглавая церковь Живоносного Источника.
В 1839-1859 гг. построена Троицкая церковь с Покровским и Никольским приделами (подрядчик — упоминавшийся выше крестьянин П.Г. Трухин). Первоначальный проект, составленный в 1838 г. членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, был переделан в Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге, «дабы придать более благовидности и правильности в архитектуре». Переделанный проект, в котором сохранялись прежние основные размеры, был утвержден в марте 1839 г. Проект, тем не менее, осуществили с рядом значительных изменений. В 1846 г. отказались от сооружения двухъярусной колокольни, которая должна была располагаться между западным притвором и портиком. Позднее вместо нее в нескольких метрах к югу от церкви была возведена отдельно стоящая столпообразная звонница, четверик которой завершался пологим шатром. Очевидно, еще позже в первоначально одноглавом храме были добавлены четыре боковых барабана. Дополнительная конструктивная нагрузка, по-видимому, вызвала необходимость внутри между пилонами выложить стены. После сооружения новой церкви прежнюю Богоявленскую разобрали.
В начале 1850-х и в 1873 гг. обновляли монастырскую ограду. Возможно, тогда же к северной угловой башне пристроили прачечную и баню. Последним крупным сооружением в монастыре стали Святые ворота с колокольней. Согласно первоначальному проекту архитектора А. Мартынова (1879 г.), четырехъярусная колокольня должна была включить уже существовавшие Святые ворота, возведенные, очевидно, в 3-й четв. 19 в. По новому проекту 1891 г. старые ворота должны были быть сломаны, а на их месте предполагалось выстроить трехъярусную колокольню со Святыми воротами в нижнем ярусе, которая и была возведена в 1892-1894 гг. под наблюдением губернского инженера Г. Тидена. При этом первый ярус во многом повторял композицию и отчасти декор прежних Святых ворот. Возможно, тогда же сломали старую отдельно стоящую колокольню. Во 2-й пол. 19 в. были также сооружены сторожка у восточных ворот и хозяйственная постройка (амбар, погребница и погреб) на месте юго-западной башни ограды, а юго-восточнее, за монастырской оградой — школа для дочерей лиц духовного звания, основанная в 1849 г. В нач. XX в. построены хозяйственный корпус на месте деревянной конюшни у восточных ворот и новый корпус (трапезная-?, возведен в 1903 г. по проекту костромского городского архитектора Н.И. Горлицына). В советское время были разрушены церковь Живоносного Источника, два верхних яруса надвратной колокольни, ограда с восточными воротами (от последних сохранился только арочный проем одной из калиток), восточная угловая башня, сильно перестроен служебный корпус, существенно искажен келейный корпус.Комплекс занимает участок неправильной формы, вытянутый в направлении юго-запад — северо-восток. Его протяженные стороны выходят на красные линии двух улиц — Луначарского, идущей вдоль берега озера, и Гагарина, отделяющей монастырь от территории бывшего кладбища. В настоящее время сохранилась большая часть построек комплекса: расположенный в его восточной части и господствующий в ансамблеТроицкий собор, стоящий южнее келейный корпус (?), Святые ворота в линии юго-западной ограды, служебный корпус, вытянутый вдоль юго-западной границы территории, примыкающая к нему с севера хозяйственная постройка, находящийся между ней и Святыми воротами новый корпус, угловая северная башня с прачечной и баней, а также фрагменты ограды и два здания по сторонам восточных ворот (новых, устроенных на месте старых) — сторожка и хозяйственный корпус (конюшня?). На ул. Гагарина, напротив основной территории монастыря стоит школа (№ 59). Все сооружения кирпичные (за исключением полукаменной школы), фасады собора оштукатурены, у остальных зданий — покрыты обмазкой.
Троицкий собор, 1839-1859 гг.
Троицкий собор принадлежит к характерному для монастырских церквей в стиле позднего классицизма типу центрического пятиглавого четырехстолпного храма. В его композиции доминирует массивный четверик со слегка скругленными углами, увенчанный пятью главами. Купольный барабан-ротонда центральной главы прорезан арочными окнами. Значительно уступающие ему по размерам угловые восьмигранные барабаны, покоящиеся на квадратных постаментах, — глухие. Малые главы были разобраны в советское время и воссозданы в 1990-х гг. Центрическая основная композиция усложнена небольшими прямоугольными в плане выступами апсиды и западного притвора. Продольную ориентацию усиливает сильно выступающий перед притвором четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Расположенный на высоком подиуме с широким маршем ступеней портик образует паперть перед входом в храм. Остальные фасады решены значительно более сдержанно. Южный и северный фасады в пять окон акцентированы в средней части незначительно выступающими трехосевыми ризалитами с треугольными фронтонами. Аналогичную композицию имеет восточный фасад с алтарным выступом вместо ризалита. Прямоугольные окна, заключенные в тонкие рамочные наличники, увенчаны профилированными сандриками-полочками на фигурных кронштейнах. Верхняя часть основного объема отделена от стены антаблементом, венчающий карниз которого обогащен мутулами. Окна центрального барабана и чередующиеся с ними арочные ниши отмечены архивольтами, которые на уровне пят объединены тягами.Внутреннее пространство основного объема организовано четырьмя массивными столпами сложной конфигурации со срезанными углами, на которые опираются паруса и стены барабана, перекрытого куполом. Необычным для такого рода пространственных композиций является устройство стен между столпами с южной и северной сторон в подкупольном квадрате и в западной части храма. Пространственные ячейки по сторонам подкупольного квадрата перекрыты коробовыми и крестовыми сводами (часть из них утрачена). В апсиде — коробовый свод с крупной распалубкой, в западном притворе — крестовый. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи кон. 19 — нач. 20 вв. В куполе изображен Саваоф, на парусах евангелисты, на столпах фигуры святых. На западной стене притвора расположена большая композиция («Страшный суд» ?). В росписях использованы мотивы золотого растительного орнамента, а также орнамент в технике гризайль (на северной стене притвора). Полы выстланы метлахской плиткой.
Келейный корпус, 1820-1830-е гг.
Келейный корпус (?), построенный в стиле позднего классицизма, несмотря на значительные искажения первоначального облика, является важнейшим элементом монастырского комплекса. К двухэтажному Г-образному зданию, завершенному вальмовой кровлей, с обоих торцов примыкают пристройки из силикатного кирпича. Два одинаковых фасада, обращенных в сторону собора, имеют симметричные композиции в пять осей окон. Средние их части выделяются четырехпилястровыми портиками тосканского ордера, которые некогда увенчивались треугольными фронтонами с трехчастными полукруглыми окнами в тимпанах. Окна обоих этажей растесаны: первоначально нижние имели более стройные пропорции, а верхние были близки квадратам. Этажи разделены полочками. Вертикальные членения прежде поддерживались продухами цоколя (ныне заложены). Такую же пятиосевую композицию с пилястровым портиком первоначально имел северо-восточный торец корпуса (а, возможно, и юго-западный).
Новый корпус (трапезная), 1903 г.
Новый корпус — двухэтажное с полуподвалом здание, выделяющееся в комплексе нарядным декором в русском стиле. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей. На северном торце выступает входной тамбур. Все фасады, равномерно расчлененные окнами и одинаково декорированные, разделены междуэтажным карнизом. На протяженном фасаде в 11 осей, обращенном к монастырскому двору, расположен вход, смещенный относительно средней оси. Все окна имеют лучковые перемычки. На первом этаже они обведены широкими рамочными наличниками с рядами зубцов снизу и поверху. Окна второго этажа оформлены колончатыми наличниками с килевидными завершениями. Венчающий карниз декорирован поясом ступенчатых зубцов. На противоположном фасаде некоторые окна в последнее время получили современные заполнения.
Святые ворота с колокольней, 1892-1894 гг.
Святые ворота, выстроенные в русском стиле, представляют собой двухэтажный нижний объем трехъярусной колокольни. Второй и третий ярусы-восьмерики (верхний со звоном, увенчанный шатром)не сохранились. У основания шатра были поставлены небольшие боковые главы. Арки звона имели висячие гирьки. Сохранившийся объем отличается не совсем обычной для подобного типа сооружений композицией. Четверик, прорезанный проездной аркой (ныне заложена), фланкируют боковые крылья с крупными полукруглыми апсидами на востоке. С обоих торцов примыкают более низкие пристройки с лестницами. Все существующие окна — новые или растесанные. Западный фасад, обращенный к ул. Луначарского, имеет строго симметричную трехчастную композицию с высокой аркой в центре. Среднюю часть выделяют лопатки с ширинками, углы закреплены гладкими пилястрами. Проездная арка оформлена колонками-кубышками и массивным архивольтом. Фланги фасада на уровне первого, цокольного этажа обработаны квадровым рустом, а выше расчленены крупными арочными нишами с архивольтами. Выходящие на монастырский двор апсиды имеют по два окна, обрамленных пилястрами и архивольтами. Единый для всего объема антаблемент включает фриз с квадратными нишками и раскрепованный, многообломный карниз. Все существующие окна — новые или растесанные. Внутри все помещения в настоящее время имеют плоские перекрытия.
Служебный корпус, 1820-1830-е гг.
Служебный корпус, характерный для позднего классицизма, — сильно протяженный прямоугольный в плане объем, от которого полностью сохранились только торцовые двухэтажные объемы. Между ними располагался одноэтажный корпус, от которого уцелели нижние части старых стен на уровне примерно 1,5 м (выше — стены из силикатного кирпича). В средней, повышенной части этого корпуса находилась проездная арка. Центральный объем, завершавшийся граненым (?) барабаном, с внешней стороны был оформлен пилястровым портиком. Сохранившиеся одинаковые торцовые объемы на уличных фасадах имеют симметричные композиции в 4 оси прямоугольных окон (часть из них ложные). Четкие горизонтальные членения выявлены междуэтажным и венчающим карнизами с простыми, но тщательно прорисованными обломами. Высокая цокольная часть с ложными продухами выступает относительно основной плоскости стены.
Северная башня — типичное для монастырских комплексов своего времени одноярусное круглое в плане сооружение. Обладает выразительным силуэтом, который создают фигурная кровля и шпилевидная главка с шаром в основании и яблоком в завершении. С внешней стороны стена расчленена двумя арочными нишами, в которые вписаны круглые медальоны. С обеих сторон в линии ограды к башне примыкают одноэтажные прачечная и баня. Это исключительно простые прямоугольные в плане постройки под вальмовыми кровлями. Их гладкие стены, прорезанные редко расставленными окнами с лучковыми перемычками, с внешней стороны разделены лопатками, рустованными «вперебежку», и завершены многоуступчатым карнизом. Крыльцо со стороны двора пристроено в советское время. В 2000-х гг. южный объем здания был удлинен пристройкой вдоль улицы. Помещение башни перекрыто сводом.
Сторожка, 2-я пол. 19 в.
Сторожка — одноэтажная постройка в скромных формах периода эклектики. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей дополнен со двора более низким пятигранным тамбуром. С внешней стороны глухая стена обработана лопатками с рустом «вперебежку» — некогда вся ограда монастыря делилась такими лопатками на прясла. Со двора стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками, углы закреплены огибающими лопатками, а венчающий карниз образован нависающими друг над другом рядами кирпича.
Хозяйственная постройка, 1820-1830-е гг.
Двухэтажная хозяйственная постройка, в основном, повторяет характер членений и формы фасадов служебного корпуса, к которому она примыкает. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей имеет слегка срезанный восточный угол. Уличный фасад в четыре оси окон четко делится междуэтажным карнизом, а цоколь выделен уступом. В прямоугольные ниши первого этажа заглублены маленькие арочные окна. Верхние окна имеют лучковые перемычки. В отличие от соседнего корпуса, углы фасада закреплены огибающими лопатками. Со стороны двора к внутреннему углу примыкает кирпичное крыльцо с двумя крупными арками (частично заложены).
Хозяйственный корпус, нач. 20 в.
Хозяйственный корпус (конюшня ?) — самое простое сооружение комплекса. Прямоугольный в плане сильно вытянутый вдоль ул. Гагарина объем завершен вальмовой кровлей. С внешней стороны глухая стена (окно здесь пробито заново) делится на прясла сдвоенными лопатками с рустом «вперебежку», подобно всей несохранившейся ограде монастыря.
Школа для дочерей лиц духовного звания, 2-я пол. 19 в.
Школа имеет нижний кирпичный и верхний деревянный этажи. Вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем усложнен в средней части главного фасада узким, но сильно вынесенным ризалитом в одну ось, завершенным щипцом. Со двора примыкают деревянные пристройки советского времени.
Библиография: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 235. № 1005; Сытин С. Древний город Галич. М., 1905: Репринт. Галич, 1994. С. 46-50; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь. М., 1913; Белов Л. Староторжье // Ленинский путь. Галич, 1984. 28 мая; Авдеев А. Николаевский Староторжский монастырь // Ленинский путь. Галич, 1992. № 101-112; Православные русские обители. СПб., 1910. Репринт, 1994. С. 265-266; Галичский Николаевский Староторжский женский монастырь // Губернский дом. Кострома, 2000. № 2 (39); Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. Кострома, 2001. С. 103-111; Рудченко В.М., Щеболева Е.Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008. С. 63-69. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Ед. хр. 65; Там же. Ед. хр. 1046. Лл. 1-13; Там же. Оп. 4. Ед. хр. 2151. Лл. 1-5; Там же. Ед. хр. 2486. Лл. 78-103; Там же. Ед. хр. 3077. Лл. 1-11; Там же. Оп. 13. Ед. хр. 116. Лл. 1-2об.; Там же. Ф. 708. Оп. 1. Ед. хр. 170. Лл. 2-6; Ед. хр. 382. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Ед. хр. 1270; Там же. Ф. 797. Оп. 16. Ед. хр. 37857; Там же. Ф. 1488. Оп. 2. Ед. хр. 283. Лл. 1-3.
http://svodokn.ru/object/101509914?open=true