Летняя церковь в стиле барокко. Вместе с зимней Введенской церковью входит в храмовый комплекс, возникший на месте Васильевского монастыря, существовавшего в 17 в. По некоторым данным, заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Церковь была закрыта в 1930-х гг., утратила верхние ярусы шатровой колокольни, малые главки. Реставрация церкви идет с 1990-х гг. и продолжается до сих пор, выполнена значительная часть работ.
По сведениям на лето 2002 года, она действующая. На ее территории действительно ведется реставрация, но висит и расписание служб.
Церковь Василия Великого – хороший пример приходского храма в формах барокко с характерной для Галичского района объемной композицией. Компактный двусветный четверик увенчан пятью небольшими луковичными чешуйчатыми главками с тонкими шейками на цилиндрических барабанах . Центральный световой барабан поставлен в вершине высокой восьмилотковой кровли гуськового профиля, боковые – гораздо ниже, на углах объема. Невысокая граненая апсида с маленькой главкой на пятилотковой кровле по высоте равна короткой трапезной, объединенной с северным приделом, полукруглый алтарь которого частично прикрывает четвери храма. С запада композицию завершает колокольня, состоящая из двухъярусного четверика и стройного восьмигранного столпа с площадкой звона под стройным шатром с тремя рядами слухов.
Углы четверка подчеркнуты гладкими лопатками, огибающие лопатки отмечают также ребра алтарного выступ и углы трапезной и придела. Карниз четверика, выполненный нависанием рядов кладки с легкой подтеской, дополнен удлиненными двухступенчатыми консольками, карнизы апсиды и трапезной введена полоса поребкика. Все окна – с лучковыми перемычками, отмеченными небольшими замковыми камнями со скругленным верхом, типичными для архитектуры барокко. Однако вдавленные обводы оконных амбразур и пояски-перехваты на полуколонках, опирающихся на профилированные подоконники и несущих треугольные фронтончики, по характеру близки петровскому времени. Интересным элементом убранства колокольни являются пучки полуколонок, украшающие второй ярус четверика, основания и опоры арок звона. Углы нижнего яруса рустованы.
Внутри четверик с поздним междуэтажным перекрытием завершен восьмилотковым сводом на двухступенчатых тромпах с закрытым позже световым кольцом в шелыге. Три арки ведут в алтарь, перекрытый Коробовым содом, замкнутым с востока тремя лотками. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом распалубками над проемами. В нижнем ярусе колокольни восьмилотковый свод.
На своде четверика сохранилась клеевая живопись конца 18 века. Проиписанная маслом в середине 19 века, когда появились так же тянутый карниз и профилироанные тяги по ребрам свода. Тема росписи – сотворение мира. В каждом лотке изображена фигура бога-демиурга совершающего акт творении. На тромпах были написаны евангелисты (сохранились фрагментарно). Небольшие композиции над окнами второго света относятся к середине 19 века. Все они заключены в тянутые филенки, круглые и в виде арочки с плечиками.
http://svodokn.ru/object/101518796?open=true
В конце 19 – начале 20 в. город Галич был духовной и архитектурной жемчужиной Костромской области — 3 прекрасных монастыря, 17 величественных храмов с 12 колокольнями формировали единый архитектурный ансамбль города. После революции 1917 г. в годы безбожия почти все храмы были разрушены, а колокольни полностью уничтожили и сровняли с землей. Галичане, как могли, защищали свои Святыни от поругания и многие положили души свои за веру Христову. В городе не осталось ни одной колокольни (в отличие от всех городов и сел Костромской области), люди были лишены возможности слышать колокольные звоны, зовущие в храмы Божии на молитву, а ведь в нашем народе колокола издавна почитали как сердце церкви Христовой.
В 90-е г.г. двадцатого столетия, когда началось духовное возрождение России, в приходе Введенского собора г. Галича было принято решение полностью восстановить колокольню храмового комплекса Василия Великого и вернуть традиции православных колокольных звонов в древний город Галич. Чертежи колокольни были полностью восстановлены по фотографии колокольни епархиальным архитектором Леонидом Сергеевичем Васильевым. Вновь выстроенная шатровая колокольня храма Василия Великого в Рыбной слободе стала архитектурной доминантой и визитной карточкой г. Галича. Ее изображение художники пишут на картинах, оно размещается в книгах, на сайтах, посвященных нашему городу. Открытие и освящение колокольни совершил правящий архиерей – владыка Александр, он же подарил для колокольни полную октаву колоколов.
Колокольню строили всем миром. Значительную финансовую помощь на это благое дело оказал Комаров Андрей Геннадьевич (предприятие «Роника»). Однако из-за нехватки части средств не было произведено полное оштукатуривание внешней поверхности колокольни, что в последствие привело к разрушению поверхностного слоя кладки. Прошло более 20 лет с момента восстановления колокольни. Под действием влажности и постоянных ветров с Галичского озера кирпичи начали медленно разрушаться и откалываться, что нарушает внешний облик колокольни, приводит к деструктивности а, кроме того, небезопасно для близко находящихся людей. В настоящее время единственная колокольня города Галича нуждается в немедленной реставрации, которая требует значительных финансовых средств.