Каменная купольная ротонда Никольской часовни, разрушенная в 30-е гг. XX в., являлась неотъем лемой частью торгового центра Галича. Докумен тальных свидетельств об авторстве этого здания не сохранилось, но сопоставление ряда сведений позволяет предположить следующее.
Как известно, костромской губернский архитектор Николай Иванович Метлин, немало сделавший для Костромы (обстройка Молочной горы, Прянич ные и Масляные ряды, здание Присутственных мест – образцовый проект Адриана Дмитриевича Заха рова, реконструкция Архиерейского дома в Ипатии), много строил и в уездных городах губернии. В 1819 г. ему привелось строить Табачные ряды в Костроме по проекту петербургского зодчего В. П. Стасова, составленному ещё в 1812 г. Красота и необычность стасовского проекта произвела в те времена впечатление, и, получив заказ на постройку в Галиче Верхних торговых рядов, Н. И. Метлин воспользовался архитектурным приёмом Стасова и составил соответствующий проект комплекса зданий (осуществлён не полностью).
В 1822 г. Н. И. Метлин умирает, не завершив на чатое. Унаследовавший его должность губернский архитектор П. И. Фурсов (вскоре – автор каланчи и гауптвахты в Костроме) завершает строительство га личских рядов.
В 1825 г., после сноса ветхих деревянных рядов, стоявших к западу от каменных Верхних, от губернатора К. И. Баумгартена поступило разрешение на строительство на площади каменной Никольской ча совни. Прежде стоявшая здесь деревянная часовня,
видом своим не соответствовавшая новой классиче ской обстройке площади, была разобрана, уступив место монументальной купольной ротонде с двенадцатью тосканскими колоннами по фасаду. Стилистически увязанная с Верхними рядами, она органично завершила классический ансамбль главной площади древнего Галича.
Кто мог быть автором этого уникального здания? Прикидывая варианты ответа, невольно останавливаешься на имени П. И. Фурсова, уже про славленного и пользовавшегося в те годы особым покровительством в высших сферах губернской власти. В то время он довершал строительство Верхних рядов, и принадлежность ему проекта часовни, стоящей рядом, вполне допустима.
Полагаем излишним распространяться о её ху дожественном и идейном значении в ансамбле галичского центра, об уроне, нанесённом городу её сносом. Восстановление Никольской часовни – во прос чести древнего Галича, некогда одного из худо жественных центров Костромского края. В особенно сти, принимая во внимание грядущий 850-ти летний юбилей города.
Предлагаемый проект воссоздания Никольской часовни выполнен на основе анализа достаточно чётких фотографий начала XX в. Она стояла на правом берегу речки Кешмы, – ниже заключённой в трубу, – неподалёку от гостиницы Громова, пример но по оси современного кинотеатра. При составле нии проекта последовательно применён метод ис пользования старых русских мер, общепринятых в России XIX в.
Пояснительная записка к проекту восстановления Никольской часовни Староторжского монастыря на главной площади Галича. Текст датирован 2000 г. https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/141.php