Фурманов. Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Построен в конце XIX в. в с. Середа (ныне г. Фурманов) — центре агломерации текстильных посёлков с населением в 6 тыс. жителей. При этом сам собор вмещает 2,5 тыс. и являет собой грандиозное зрелище. Действует.

В 1886 году основатель мануфактур Иван Иванович Скворцов, в центре фабричного населения, при Середском кладбище решил построить храм, вместимостью 200 человек. Уже 12 июня 1887 года храм был освящен Преосвященным Александром, епископом Костромским.
С годами местные фабрики расширялись, количество рабочих и их семей увеличивалось, и население вокруг фабрик с каждым годом росло. Из небольших деревушек близ фабрик выросли большие слободы с общим населением до 15 000 человек.
Храм был один, и не мог вместить всех желающих молиться. Этой назревшей нужде навстречу идут преемники И. И. Скворцова — дочь, ее муж Петр Александрович и внук Николай Петрович Павловы. Они решают расширить храм настолько, чтобы он мог вместить 2000 человек.
С этой целью они приступают к перестройке малого храма в громадный собор, вместимостью на 2000-2500 молящихся, и закладывают его 5 июня 1897 г.
Храм строится по плану и под наблюдением московского архитектора П. П. Зыкова . 13 февраля 1905 года Преосвященнейшим Виссарионом, епископом костромским, в присутствии храмо-создателей и массы молящихся, он был освящен. Владыка, всю жизнь проведший в Москве, при освящении храма сказал: «Много освящал храмов в жизни своей, но такой великолепный храм освящаю в первый раз. Поистине, стоя в нём, действительно яко на небеси стояти мнишь».
Храм выполнен в архитектурном стиле — эклектика. Официальное название храма — Храм во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Этот храм существует и сейчас, богослужения в нём совершаются ежедневно.
Взято с официального сайта города Фурманов.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ, посл. четв. 19 в. ул. 1-я Трудящихся, 1. Находится в юго-восточной части города, неподалеку от железнодорожной станции. Первоначальный объем — небольшой храм на 200 человек — был возведен в 1886—87 г. по заказу фабриканта И.И. Скворцова. С увеличением населения Середы храм перестал вмещать прихожан и в 1897-1905 г. по заказу М.И. и П.А. Павловых был превращен в громадную церковь, рассчитанную на 2-2,5 тыс. молящихся. Проект выполнил московский архит. П.П. Зыков. Во время строительства храма рядом с ним была поставлена маленькая каменная церковь, так называемый «малый храм», позже превращенная в усыпальницу Скворцовых (не сохр.). Храм Всех Скорбящих Радость сооружен в лицевой кирпичной кладке с включением белого камня. В 1938 г. в юго-западный угол встроен одноэтажный склад. Яркое произведение культовой архитектуры данного периода, отличающееся сложной объемной композицией и насыщенным фасадным декором, основанным на формах 16 и 17 в.
В объемной композиции доминирует основной объем: центральный четверик с крупным барабаном, увенчанным огромной луковицей. С севера и юга к нему примыкают приделы с алтарями — полукруглыми внутри и шестигранными снаружи; приделы завершены пирамидами кокошников и тесно сдвинутым пятиглавием. К востоку от основного четверика выдвинут совсем небольшой кубический объем первоначальной церкви, увенчанный низким глухим шатром, заканчивающийся квадратным алтарем. Над коротким западным притвором поднимается массивная невысокая колокольня с четырьмя главками в основании тяжеловесного шатра. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниша и ширинки различных конфигураций, наборные наличники высоких арочных окон, килевидные и треугольные кокошники разных размеров и т.п. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки окон. Каменные ступени высоких открытых крылец ведут к широким порталам (боковые — в виде тройных висячих арок). Внутри центральное помещение (в плане — квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В него открываются паперть под колокольней, перекрытая крестовым сводом, крупные помещения приделов и. меньший восточный объем (все с уплощенными парусными сводами). Главный и придельные алтари перекрыты цилиндрическими сводами (главный — с лотком над восточной стеной, придельные — с конхами). По древней традиции, в каждый алтарь ведут три прохода; необычна сложная в плане форма разделяющих их столбов. В торцах паперти выделены небольшие помещения, в северном из них — чугунная лестница с узорчатыми подступенками, ведущая на хоры. Фрагменты масляной живописи кон. 19 — нач. 20 в. сохранились в барабане (фигуры святых) и на арке (орнамент в стиле модерн). Роспись была выдержана «в темных красках по золотому фону в русско-византийском стиле». Три мраморных иконостаса того же периода выполнены мастером Козловым-Гладковым. Все их иконы, исполненные палехскими художниками Струнниковым, Зайцевым, Кадниковым и Антиповым во главе с Н.М. Сафоновым, и царские врата утрачены.
Иконостасы храма — уникальные для Ивановской обл. произведения, стилизованные в духе византийских темплонов, — отличаются высоким уровнем исполнения, выразительной пластичностью композиции и изысканным резным декором. На фоне белого мрамора, из которого выполнены иконостасы, ярко выделяются более темные полированные колонки, что усиливает парадность их облика. Главный трехъярусный иконостас — более скромный, небольших размеров, с выдвинутой вперед центральной частью. В центре — полуциркульная арка с фестонами. В верхнем суженном ярусе посредине помещены три килевидные арки, по флангам — маленькие круглые медальоны. Иконостас декорирован низкими гранеными колонками, филенками в верхнем ярусе и резным растительным орнаментом. В алтаре сохранился белокаменный киот: между двумя полуколонками с византийскими капителями и на высоких постаментах перекинута арка. Более эффектны придельные иконостасы со сложной пространственной композицией: их центр заглублен, а боковые части, изломанные уступами, заходят на прилегающие стену и пилон. Сооружения представляют собой высокие двухъярусные арочные колоннады, наложенные на кирпичную стену. Средняя повышенная часть выделена щипцовым фронтоном в первом ярусе и широкой аркой с мелкими фестонами во втором; над аркой расположен небольшой прямоугольный аттик с полукруглым подвышением. Пространство между ярусами декорировано филенками, розетками и поясом сухариков. Фронтон покрывает резьба растительного рисунка. В завершении — резной фриз, состоящий из пальметт. На уровне первого яруса иконостасы зрительно взаимодействуют с близко поставленными киотами у пилонов и у стен, образуя развитую композицию. Наиболее интересны киоты у восточных пилонов, завершения которых повторяют формы придельных иконостасов. Частично уцелело мраморное ограждение солеи в южном приделе. Сохранились массивные чугунные решетки ограждения хор и кругового обхода в основании барабана, а также кованые створки дверей, украшенные крупными крестами. Пол выстлан метлахской плиткой.
Товарищество мануфактур, основанных, 1913, с. 53-60; Казаринова, 1978, с. 99-100; По земле Ивановской, 1983, с. 257-258. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 328-331

Храм поистине является настоящей жемчужиной и гордостью города. Он, несомненно, вызывает интерес у туристов проезжающих по Золотому Кольцу по трассе Иваново-Кострома. Храм привлекает внимание и пассажиров поездов, следующих через Фурманов из Иваново, Санкт-Петербурга, Ярославля и Самары. Необычный, величественный силуэт храма удивляет неповторимым великолепием очертаний каждого, кому хоть раз довелось побывать в городе Фурманове.
Проект здания разработан московским архитектором П.П.Зыковым. Каменные работы произведены иваново-вознесенским купцом М.Т. Скорыниным, а печные — Ф.К. Безруковым. Иконостасы во всех трех алтарях массивные, трехъярусные из итальянского мрамора работы Козлова-Гладкова. Утеряны безвозвратно, но не забыты труды придворного живописца Н.М. Сафонова и художников Н.И. Струнникова, Зайцева, Кадникова, Антипова, резьба работы Мешкова, утварь церковная бронзовая, сплошь золоченая, художественной работы Немирова-Колодкина, колокола работы завода Самгина. И, конечно, в памяти вечной основатель мануфактур И.И. Скворцов и его преемники – Павловы, дочь Матрена Ивановна, ее муж Петр Александрович и внук Николай Петрович. А также ближайшие помощники их — священник о.Феодор Даниловский и управляющий фабрикой Товарищества А.П. Воловов.
Из истории храма:5 июня 1897 года – на месте прежнего храма на 200 человек заложено основание собора, который должен будет вместить до 2500 верующих.Конец 1904 года – строительство закончено. Истрачено в целом 425 тыс. рублей.13 февраля 1905 года – храм освящен Преосвященнейшим Виссарионом епископом Костромским.С 1905 года при храме учрежден второй причт, чтобы иметь возможность исполнять все службы и требы. Обеспечено его содержание. В целом на храм выделяется 6000 руб ежегодно.До 1930-х годов в храме существует община верующих из более чем 1000 человек.Ночь на 14 января 1931 года старое духовенство храма, остававшееся верным заветам патриарха Тихона, арестовано. Впоследствии – выслано из города, храм передали «обновленцам», и посещаемость резко упала.Август 1932 года – храм закрыли за неуплату долгов.Май 1934 года – Середской горисполком постановляет передать храм под ж/д вокзал.С 1934 года – здание храма используют под зернохранилище, впоследствии передают под склад молокозаводу.В конце 1970-х годов советская власть планирует создать в храме исторический музей.1979 год – будущая первая староста храма К.Н.Лодыгина начинает хлопоты по передаче храма верующим.27 июля 1988 года – зарегистрирован церковный совет («двадцатка») Фурмановского религиозного общества под председательством К.Н. Лодыгиной, что решило вопрос о передаче храма верующим. Началось реальное восстановление храма.1988 год. Храм обследован специалистами Ивановской специальной научно-реставрационной мастерской объединения «Росреставрация». При обследовании зафиксировано: «Обрушена кирпичная кладка, утрачены все металлические и деревянные конструкции кровли и глав, утрачены металлические покрытия, не сохранилась роспись храма вместе с штукатурным основанием».
Историческая ссылка по книге, изданной к 300-летию Дома Романовых. гл.7 «Духовно-нравственные учреждения при Середских фабриках».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?