Церковь Вознесения Господня, каменная с такой же колокольней построена на месте, пришедшей в ветхость, деревянной впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитью генерал-майора князя Ивана Федоровича Барятинского велено ему в вотчине его в селе Середоупине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещения Пресвятой Богородицы.
В девятнадцатом веке храм был расширен пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божией матери. Вероятно, тогда же правый придел Благовещения Богородицы был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце девятнадцатого века, другое находится в полуверсте от церкви и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летней во имя Вознесения Господня, в зимней правый в честь Покрова Божией Матери, а левый в честь Федоровской иконы Божией Матери.
Местной святыней храма был образ Кипрской иконы Божией Матери, весьма старинного письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь в храме монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву для сбора на обители Кипра.
Средства церкви составляли: а) капитал в билетах на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) каменный весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 руб. 66 коп. церковных сумм имели специальное назначение следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 1000 рублей на отопление церковно-приходской школы; в) с 500 рублей в пользу певчих — девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 3000 рублей на ремонт храма; ж) % с 35 рублей шли на поддержание в порядке памятников Чирковых.
Расстояние от храма до Костромы 55 верст (1 верста = 1 км 63 м), до Нерехты 50 верст; почтовая и железнодорожная станция в полуверсте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в ? версты; Успенская села Никольского – Горицких 2 версты; Всехсвятская села Широкова 3 версты.
Причт: священник и псаломщик. Средства причта: жалованье от казны в год священнику 70 рублей 56 копеек, псаломщику 23 рубля 52 копейки, проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки, арендная плата за 18 десятин земли 360 рублей в год, доход от богослужений и треб – священника 581 рубль 25 копеек в год, а псаломщика 193 рубля 75 копеек.
Помещения для причта были – проходския. Церковной земли было в пользовании причта: пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, усадебной 1 десятина 40 квадратных сажен, вся земля удобна. Имелись на землю план и межевые книги. Прихожан в приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный, частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников федосеевского толка. Приходских селений одно, на расстоянии одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было.
Школ в приходе было 2: церковно-приходская и земская».
История храма выписана из книги «Храмы и святыни Костромской губернии», Сайт прихода Вознесенской церкви: sereda-upino.narod.ru
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ, 1-я треть 18 — 2-я пол. 19 в. пл. Фурманова, 3. Поставлена вдоль Фурмановской ул. с отступом от ее красной линии, западным фасадом обращена к скверу на площади. Кирпичные стены побелены по кладке. Верхние объемы храма и колокольни не сохранились. Церковь была возведена в 1727 г. по челобитью владельца села генерал-майора князя И.Ф. Барятинского и кардинально перестроена во 2-й пол. 19 в.
Судя по первоначальному декору, сохранившемуся в верхней части четверика, храм был выдержан в традициях допетровского зодчества 17 в. В целом же облик церкви характерен для периода эклектики. Старая часть здания и ядро его композиции — крупный двусветный четверик; боковые фасады трапезной полностью закрыты северным и южным приделами. Главный полукруглый алтарь и небольшие прямоугольные объемы, встроенные в углы между четвериком и приделами, более чем вдвое ниже основного объема. Углы между приделами и нижним четвериком колокольни также застроены.
Высокую трехъярусную колокольню (четверик с полуярусом и два восьмерика) сейчас завершает низкий глухой шатер с переломом. Углы главного четверика огибают лопатки, над которыми раскрепован карниз, включающий поребрик и трехрядную пилу. Выше расположен пояс кокошников коробового очертания с архивольтами, также подчеркнутыми поребриком. По сторонам позднейших арочных окон верхнего света четверика тонкие полуколонки поддерживают плоский архивольт с замком. В элементах убранства колокольни ощутимы реминисценции форм русской архитектуры 2-й пол. 18 в.: прямоугольные и параболические ниши, на гранях среднего восьмерика довольно узкие и вытянутые арки звона, сдвоенные колонны тосканского ордера на углах первого яруса. Фасады приделов и двухэтажных западных пристроек к ним эклектичны.
Беляев, 1863, с. 190; ИАК, 1909, с. 241; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 177; Материалы для.., 1902, с. 85; Казаринова, 1978, с. 98. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 327-328