Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году — 30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича.
Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году. Храм переделывался в 1787-1793 годах.
Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.
https://www.florisheva-pustin.com/vozrozhdenie-florishevoj-pustyni

Первоначально на месте Флорищевой пустыни стояло несколько деревянных строений. Среди них была и первая церковь, выстроенная в 1651 году старцем Мефодием с иноками Варлаамом и Макарием при помощи доброхотных дателей. После того как была срублена эта церковка, Мефодий отправился в Москву к патриарху Иосифу с намерением испросить благословение на освящение вновь выстроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь прп. Ефрема Сирина. Патриарх благословил доброе начинание старца Мефодия и грамотой 1651 г. повелел освятить новопостроенный храм. По пути во Флорищи, Мефодий заехал в Вязниковский Благовещенский монастырь и упросил игумена Моисея освятить новый храм. Вскоре церковь была освящена, но богослужений в ней совершать было некому: схимонах Мефодий, иноки Варлаам и Макарий были простыми монахами. Из-за нововведений патриарха Никона, вызвавшие недовольство у многих ревнителей старины, во Флорищеву обитель отправляется иеродиакон Иларион. Приняв на себя священный сан иеромонаха 22 мая 1654 г., в обители «Иларион усилил свой иноческий подвиг».
Строгая жизнь подвижника скоро стала известна во всей округе, после чего число подвижников в обители начало умножаться. Но вот беда, сгорела Успенская церковь, и нужно было строить новый храм, да к тому же обитель нуждалась в ограде для защиты от хищных зверей, да и от злых людей. Иларион с братией были весьма опечалены этой утратой. Батюшка стал неустанно молиться и со слезами просить у Бога помощи. Вдруг во сне явился ему Иисус Христос и сказал: «Не скорби, Иларион, всё задуманное тобою скоро исполнится». Буквально, через некоторое время в обитель пришли какие-то люди, которые отслужили молебен и сделали значительный вклад, достаточный для построения ограды и церкви. Вслед за ними, как будто услышав мольбу и просьбы Илариона, пришли окрестные плотники с топорами и взялись срубить новый храм, значительно больший прежнего, ограду кругом пустыни и церковь деревянную на воротах во имя свв. Зосимы и Савватия. Скоро и эта, Успенская, срубленная в 1657 году церковь перестала вмещать всех желающих помолиться из числа братии и паломников, богомольцев. Нужно было строить ещё более вместительный храм. Иларион в 1660 г. бьёт челом царю Алексею Михайловичу и просит дозволения старую церковь разобрать, а на её место воздвигнуть новую, с тем же посвящением, да с приделом в честь Живоначальной Троицы. По этому челобитию прислана в обитель была грамота от митрополита Питирима Сарского и Подонского, в ней он благословил Илариона с братией «ронить лес» и строить новую церковь и к ней прирубить особый придел с особой папертью, а брёвна старой церкви «вывезть и в чистом месте огнем спалить». Храм был освящён в 1661 г. в честь Успения Божией Матери с приделом св. Троицы. Как писали источники, «… Была та церковь и светла, и велика, и высока, и с папертью, чтобы всем входящим в неё радоваться». Во время созидания храма явилась преподобному Илариону сама Владычица, и предрекла: «аз вся потребная обители твоей устрою, и к тому же оная не оскудеет».
Через два года обитель снова пострадала от пожара, загорелся тёплый придел во имя св. Троицы и сгорел весь дотла. Тогда Иларион решает тёплую церковь построить отдельно, а к Успенской церкви пристроить придел во имя свт. Ефрема Сирина. В 1663 г. он получает от царя дозволение на строительство. Через некоторое время, передавая из уст в уста всем близким и знакомым о Флорищевской пустыни и её игумене Иларионе, богомольцы разнесли далеко славу о нём. И вот слух о подвижнике, жившем в дремучих Гороховецких лесах, дошёл и до царя Фёдора Алексеевича. Царь пожелал встретится с этим святым мужем, слышать его поучения и принимать его благословение. Юный царь давно был тяжело болен, у него была цинга, от которой ноги постоянно были опухшими, он в душе надеялся получить чудесное исцеление, благодаря молитвам какого-нибудь благочестивого подвижника. Так случилось, что настоятель Флорищевой пустыни сам приехал через некоторое время в Москву, «неких монастырских потреб ради». Царь, прознав про это, повелел немедленно отыскать флорищевского чудотворца и препроводить его в царские палаты.
После знакомства и душевной беседы с Иларионом, Фёдор Алексеевич и его приближённые начали с уважением относится к этому человеку, особенно после рождения первого сына у царя, царевича Илии. Вскоре Фёдор Алексеевич выразил желание посетить обитель Флорищевскую, после посещения которой царское расположение и обильные дары превратили небольшую обитель в крупный монастырь, владевшим богатым хозяйством и общирными угодьями в разных губерниях. Ко второму приезду высокого гостя со свитой, в короткий срок в юго-западной части обители был выстроен деревянный дворец (разобран в 1808 г.) для царя Фёдора Алексеевича. После первого приезда в обитель царя Фёдора Алексеевича в 1677 г. в монастыре развернулось основное каменное строительство, главным строителем котрого был сам настоятель, который к этому времени стал духовным наставником царя. По прибытии в обитель столь дорогого гостя Иларион подарил Фёдору Алексеевичу свой гостинец — искусно сплетённые льняные башмаки, которые царь принял как величайший дар. Царь Фёдор Алексеевич повелел преподобному «… у себя в пустыни создать церковь каменную, какую тот сам пожелает». На её сооружение было заготовлено необходимое количество кирпича (на это имелась царская грамота), природного камня, извести, а также мастеровых людей, что и было исполнено. Благословенная грамота на постройку собора от патриарха Иоакима датирована январём 1678 г. также была получена в срок. Закладка собора осуществилась весной 1680 г. В начале строительства соборного храма, когда начали копать рвы для фундамента, были найдены два гроба с нетленными мощами схимонаха Мефодия и ещё одного монаха, скончавшихся 28 лет назад во время эпидемии. Эти мощи были вновь погребены в строящейся церкви близ западных дверей, но где именно, достоверных сведений не сохранилось.
К концу зимы 1681 г. строительство храма было завершено. Когда царю доложили о завершении строительства каменного храма и колокольни, Государь с радостью пожертвовал от царской своей милости драгоценную церковную утварь: крест, Евангелие, сосуды, кадильницу, царскую порфиру, а сам обещал быть на освящении храма, что вскоре и исполнил. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова. Фёдор Алексеевич вторично прибыл во Флорищеву пустынь со всей царской семьёй для освящения собора в честь Успения Божией Матери, который был освящён митрополитом Смоленским Симоном 30 сентября 1681 г. Успенский собор представляет собой ближайшую аналогию Покровскому собору в Измаилово (1671-1679) и по качеству приближается к столичным постройкам времени Фёдора Алексеевича. Собор представляет собой традиционный кубический объём с тремя низкими апсидами, завершённый пятиглавием. Выразительность лаконичного объёма с тремя крыльцами достигнута гладкими плоскостями стен, расчленённых лопатками на три части и завершённых полуциркульными закомарами. Стройный кубовидный четверик собора (20,5х23,5 м) традиционно разделён лопатками — по три прясла на каждом фасаде. Монументальность здания подчёркивают ряды глубоких вытянутых ниш, начинающихся почти от земли и объединяющих два яруса крупных окон, а также отсутствие сложных по рисунку декоративных деталей (в частности, наличников) и традиционного карниза, отделяющего поле закомар от плоскости стен. Ориентация архитектурно-художественного образа Успенского собора на храмы Новгорода и Пскова подтверждается наличием характерного для этой школы орнаментального пояса, который проходит по апсидам алтаря и центральной главе. В данном случае это пояс получил дальнейшее пластическое развитие и был преобразован в так называемый «жучковый» орнамент, обнаруженный в постройках Гороховца, Вязников и Соликамска. Такой орнамент впервые появился именно во Флорищевом монастыре. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами работы прославленного живописца Симона Ушакова известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году.
Храм переделывался в 1787-1793 годах. 1 апреля 1923 г. обитель была закрыта, здесь была создана коммуна для несовешеннолетних. Всё ценное из обители было вывезено во Владимир, остальное разграблено. Впоследствие, помещения бывшего монастыря использовались для проживания рабочих и для размещения различных лесозаготовительных контор. Так, в Успенском соборе было устроено зернохранилище, а в Троицкой церкви — клуб для трудящихся. В 1930 г. в бывшем монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 1990-х гг., которая использовала здание Успенского собора в своих хозяйственных целях. Лишь летом 2008 г. было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды, внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна. Продолжалась кропотливая реставрация это ценнейшего памятника архитектуры целых 10 лет. И вот, 26 июля 2018 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 26 июля 2018 г. освятил полным чином главный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №107, ООО «Де Агостини», 2011 и сайта: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gorokhovec/65-1-0-2077

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?