Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь.

Фролищи. Флорищева пустынь. XVII в.
«На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце — шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки.
Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус — жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения — мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам.
Голицынский корпус (1712 г.) — каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа».
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Общие впечатления выложены на форуме, там же линк на колоссальный, 15-страничный историко-фактографический реферат об объекте — http://www.referatfrom.ru/ref/0/0/37197.html
Далее приведена краткая выдержка из гораздо более подробного описания на форуме:
Следует отметить, сам подъезд к Фролищам сквозь горелые леса, с жидкими смешанными некрасивыми деревьями наводит на самые угрюмые предчувствия. То ли виной тому слухи о некоем химическом полигоне, на котором Дзержинские предприятия якобы что-то испытывали или хоронили отходы, то ли многочисленные рельсы, то ли еще что. Природа выглядит на редкость уныло. Схимники и первые отшельники выбрали правильную местность по своему нраву. Подъезжаем к селенью. Кругом черная пыль, бедные хибары, пара панельных общаг для офицеров, полуруины какого-то завода, ветхий асфальт идет только к воинской части встык с самой Флорищевой пустынью. На самом поселке местам проброшены бетонные плиты, которые все предпочитают объезжать по песку с черной пылью, из них торчат арматурины. Вот глухомань, так глухомань.
Туристы-байдарочники давно облюбовали сплав по коричневой от торфа воде реки Лух в эти дикие места, Вот и сейчас на бережку, ниже моста через Лух, кто-то раскладывает снаряжение. Стоянка – стоянкой, но, бывает, и хлеба здесь в магазине не купишь.
Пустынь, расположенная на высоком холмистом месте раскинулась привольно правильным прямоугольником и поначалу поражает своими объемами и размахом. Когда-то, на заре 17 века, первые поселенцы развернули здесь на солнечном холме пасеку и жили медом. Жизнь их была настолько правильной и отшельнической, что это сподобило Царя Федора Алексеевича зело поразиться этому и воодушевило на всяческие милости. С тех пор начался расцвет этого места. С двух сторон вместо монастырских стен выросли многочисленные келейные корпуса и службы. Ближе к центру в 17в. выстроен большой Успенский собор с утраченными сегодня луковицами глав и Шатровая колокольня.
Мы же наблюдаем кругом страшное запустение. Через некоторое время как из-под земли появляется странный молчаливый человек в оборванной одежде, похожий на писателя Солженицына. Это нас решил встретить единственный местный житель, судя по всему олигофрен, который молча таскается за нами и односложно отвечает на расспросы, чаще всего говоря «не знаю». Но удается узнать, что в пустыни до 1982 года жили семьи рабочих, но потом все покинули ее и перебрались в поселок. На пиво местному аборигену давать не стали, перестали обращать на него внимание, и постепенно он куда-то скрылся.
Тем временем активно знакомимся с обилием памятников архитектуры. Видны следы начала реставрации трапезной с Троицкой церковью. По источникам в Интернете определяем, работы велись в 1997 году. С тех пор все брошено, строительные леса в основном разобраны, не удалось растащить только то, что примотано проволокой к стенам и подпирает их. Единственный побеленный храм это маленькая Петропавловская церковь с самодельной колоколенкой, как сторожевой вышкой, встроенная в келейные корпуса.
Обласканная некогда царскими жалованными грамотами и большими вкладами многочисленной московской знати, бывшая когда-то богатейшей и могучей, Флорищева пустынь сегодня бесхозна и медленно руинируется. Староста с ключами нам не попался, все более или менее сохранившиеся постройки с дверями на замке. Окидываем взглядом на прощанье просторную территорию, покрытую живописной зеленой травкой, и выбываем за пределы пУстыни потрогать водичку в живописной реке Лух неподалеку.

Флорищево-Успенская пустынь, заштатная, общежительная, в 25 верстах от города Гороховца, на горе, называемой Флорищевой. Основана в XVII веке схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году. К святыням обители принадлежат особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времен Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находящиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написаны знаменитым царским иконописцем XVII века, Симоном Ушаковым. Ризница богата вкладами царя Федора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранятся ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имеет больницу для братии, странноприимный дом. К ней приписан Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь Флорищева пустынь расположен на левом возвышенном берегу реки Лух, на так называемых Флорищевых горах. Первоначально на месте монастыря стояло несколько деревянных строений (первая церковь построена в 1651 г.), которые в 60-х годах 17 века образовали группу зданий, объединившихся вокруг двух церквей. Основное каменное строительство, развершувшееся после приезда в пустынь Царя Федора Алексеевича в 1677 году, проводилось под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который к этому времени стал духовным наставником Царя. Царское расположение и обильные дары превратили небольшую обитель, затерявшуюся в глухих Гороховецких лесах, в крупный монастырь, владевший богатым хозяйством и обширными угодьями в разных губерниях. После переезда Илариона из Флорищ в Суздаль, где он развернул активную строительную деятельность, строительство монастыря с 1682 года продолжил Иринарх. Но все постройки возводились под контролем Илариона, ставшего Суздальским митрополитом, а Троицкая церковь была построена и на его средства. За 20 лет Иларион сумел полностью отстроить монастырь и осуществить свой первоначальный замысел.
В 18-19 веках ансамбль пополнился строениями, не повлиявшими на его архитектурно-пространственную композицию. Культовые, жилые и хозяйственные здания, возведенные в конце 17 века, занимают почти квадратную территорию площадью около 3 гектаров. Основные культовые постройки отнесены от главного входа в монастырь и поставлены ближе к краю бровки откоса, являясь крупными ориентирами при движении по реке Лух. Успенский собор (1681 г.) занимает северо-западную, наиболее высокую часть монастыря; Троицкая церковь (1684 г.) стоит параллельно южной стороне, и между ними возвышается колокольня (1681 г.).
Восточную сторону монастырского ансамбля составляют надвратная церковь Петра и Павла, два протяженных корпуса и кладовые. В юго-восточном углу располалагалась церковь Зосимы и Савватия (1692 г., рухнула в 1950-х гг.), входившая в сплошную фасадную застройку главной панорамы. В 17 же веке были возведены корпус келий южной стороны и два небольших корпуса: служебный, построенный на средства гороховецкого купца С. Ершова (разрушен в 1978 г.), и настоятельский, стоящий около колокольни. В юго-западном углу монастыря был построен деревянный дворец (разобран в 1808 г.) для Царя Федора Алексеевича, неоднократно приезжавшего в пустынь. Каких-либо графических изображений дворца не сохранилось, но царский дворец в подмосковной усадьбе Коломенское, по-видимому, может показать характер его архитектуры. При рассмотрении плана монастыря четко прослеживается главная пространственная ось, на которой располагаются колокольня и надвратная церковь. Традиционная ориентация основного входа в собор получает иную интерпретацию: композиционным акцентом выступает смело устремленная вверх колокольня, значимость которой подчеркнута тем, что она превышает высоту главного культового сооружения – собора. Благодаря своему динамическому силуэту она активно уравновешивает крупный кубический объем собора и протяженную церковь Троицы с трапезной.
Особенно отчетливо подобное построение плана выглядит на фоне планировки монастырей первой половины и середины 17 века, относящихся к начальному этапу их формирования. В них доминирующая роль принадлежала собору, а группирующиеся вокруг него жилые и культовые здания образовывали сложные живописные композиции, рассчитанные на множество точек восприятия. В архитектуре зданий этого монастыря наблюдается обращение к суровой, мужественной и монументальной архитектуре 16 века. Кроме того, здесь совершенно очевидно возрождение традиций древнерусского зодчества, в частности новгородско-псковской школы. Все это значительно выделяет здания Флорищева монастыря на фоне построек основного направления в русской архитектуре, для которого были характерны усложненность объемных композиций, узорчатость и декоративность, приводившая подчас к измельченности архитектурных форм зданий. Главным элементом ансамбля является Успенский собор, построенный в 1680-1681 годах на царские средства и освященный в присутствии Царя. Собор представляет собой традиционный кубический объем с тремя низкими аспидами, завершенный пятиглавием. Выразительность мощного, лаконичного объема с тремя крыльцами достигнута гладкими плоскостями стен, расчлененных лопатками на три части и завершенных полуциркульными закомарами. Монументальность здания подчеркивают ряды глубоких, вытянутых ниш, начинающихся почти от земли и объединяющих два яруса крупных окон, отсутствие традиционного карниза, отделяющего поле закомар от плоскости стен, и сложных по рисунку декоративных деталей, в частности наличников.
Ориентация архитектурно-художественного образа Успенского собора на храмы Новгорода и Пскова подтверждается, в частности, наличием характерного для этой школы орнаментального пояса, который проходит по аспидам алтаря и центральной главе. В данном случае этот пояс получил дальнейшее пластическое развитие и был преобразован в так называемый «жучковый» орнамент, обнаруженный в постройках Гороховца, Вязников и Соликамска. Этот орнамент впервые был использован во Флорищевом монастыре.
Главной архитектурной доминантой ансамбля является колокольня, построенная в 1678-1681 годах. Она создает запоминающийся образ, в котором важную роль играет высокий шатер. Первые четыре яруса имеют квадратный план (9,5х9,5 м) и соединяются внутристенными лестницами. На мощном четверике стоит более легкий трехъярусный восьмерик, завершенный полуциркульными проемами яруса звона. Плоскости стен колокольни расчленены угловыми лопатками и прорезаны глубокими оконными проемами, составляющими основную часть ее декоративного убранства. Только ярус звона насыщен более богатыми по профилю арками, имеет изразцовый фриз и отдельные керамические вставки. Кроме того, в 1766 году на шестом ярусе были установлены часы. Скромное внешнее убранство колокольни Флорищева монастыря соответствует общему художественному единству ансамбля и является интерпретацией архитектурного образа главных монастырских зданий. Необходимо отметить, что колокольня по высоте (49,5 м) принадлежит к числу крупнейших столпообразных сооружений 17 века (высота самой значительной колокольни Ярославля – около 40 м, Ростовского кремля – 38 м, и только ярусные колокольни московских монастырей имели высоту около 70 м).
Третьим главным сооружением центральной части монастыря является Троицкая церковь с трапезной, поставленной на высоком подклете и составляющей южную сторону главной площади. Церковь относится к распространенному в 17 веке типу одноглавого бесстолпного храма. Плоскости стен церкви и трапезной объединены единым ритмом глубоких полуциркульных ниш, подобных нишам стоящего напротив Успенского собора, и, по-видимому, она была построена теми же мастерами, которые строили храм. Троицкая церковь аналогична по архитектуре Успенскому собору. Так, игра гладких плоскостей стен, ритм окон и закомар, изысканный орнамент на аспидах объединяют эти постройки и способствуют созданию единого ансамбля.
Вокруг основного архитектурного ядра группируются постройки, или дополняющие ансамбль, или являющиеся необходимым фоном для восприятия ведущих сооружений. К ним относятся надвратная церковь Петра и Павла, церковь Зосимы и Савватия, а также служебные, жилые и хозяйственные корпуса. Надвратная церковь играет значительную композиционную роль, поскольку фиксирует главную планировочную ось ансамбля монастыря. Кроме того, она является важным вертикальным акцентом, дополняющим общий силуэт монастыря. Церковь Зосимы и Савватия, не сохранившаяся до настоящего времени, также была необходимым элементом ансамбля. Она фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в монастырь с южной стороны. Эти церкви, как и церковь Троицы, принадлежат к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторяют ее основное объемно-планировочное построение и архитектурные детали. Двухэтажные протяженные корпуса келий и хозяйственные кладовые, построенные в конце 17 века, завершили формирование восточной панорамы монастыря и объединили отдельно стоявшие вертикальные акценты в единую архитектурную композицию. Флорищев монастырь относится к числу редких архитектурных ансамблей, осуществленных на основе единого градостроительного замысла. Он демонстрирует не только своеобразную стилистическую однородность архитектуры главных зданий, но и лаконичность планировки, основанной на впервые использованном здесь новом приеме размещения культовых сооружений.
Описание архитектурного ансамбля Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Источник – информационный стенд на территории монастыря

Флорищева-Успенская заштатная (съ 1764 г.) общежительная мужская пустынь, въ леси-стой местности, на левомъ берегу реки Луха, въ 25 вер. Къ северу отъ уезднаго города Гороховца (станц. Московско-Нижегородской жел. дор.). Основана въ 1651 году схимонахомъ Мефодіемъ, къ которому въ 1653 году присоединился Іоаннъ, въ монашестве Иларіонъ (род. 13-го ноября 1631 года, † 14-го декабря 1707 г.), сынъ священника Анаши, великій подвижникъ благочестія, бывшій впоследствіи митрополитомъ Суздальскимъ и другомъ царя Феодора Алексеевича. Храмовъ четыре каменныхъ: 1) соборный въ честь Успенія Б. M. (построенъ въ 1681 г.); 2) трапезный теплый во имя св. Троицы (построенъ въ 1684 г.); 3) больничный во имя св. Зосимы и Савватія, съ приделомъ во имя св. Ефрема Сирина (построенъ въ 1692 г.); 4) надъ святыми вратами во имя св. апостоловъ Петра и Павла.
Въ монастыре находятся четыре местночтимыя иконы Б. M.: 1) Владимірская, писанная въ 1464 г. знаменитымъ изографомъ Иваномъ Андреевымъ Чиринымъ; 2) Цареградская, известная со времени Иларіона; 3) Успенія, копія съ иконы Кіево-Печерской лавры, принесенная въ даръ монастырю бояриномъ Богданомъ Матвеевичемъ Хитрово въ 1679 г.; 4) Одигитрія Троеручица, списокъ съ принесенной въ 1663 г. изъ Афонскаго Хилендарскаго монастыря копіи съ чудотворной иконы Троеручицы, пожертвованная въ пустынь патріархомъ Никономъ.
Въ соборе пустыни сохранилось 5 иконъ, писанныхъ родственникомъ митрополита Иларіона знаменитымъ царскимъ изографомъ Симономъ Феодоровымъ Ушаковыми: 1) икона Вседержителя; 2) Успенія Б. M. 3) Владимірская; 4) Кипрская, въ ризе низанной по малиновому бархату жемчугомъ; внизу ризы находится переведенная съ иконы надпись: писалъ сей святый образъ Пименъ Феодоровъ по прознанію Симонъ Ушаковъ въ 7183 году; 5) Владимірская съ приписью на поляхъ: наверху — уготованіе престола и архангелы Михаилъ и Гавріилъ, на боковыхъ поляхъ слева одинъ надъ другимъ св. Силуанъ и св. Андрей Критскій, справа одинъ надъ другимъ архидіаконъ Стефанъ и преп. Пименъ, внизу въ рядъ въ такихъ же овальныхъ клеймахъ св. Феодоръ Тиронъ, св. Марія Египетская и св. Февронія.
Значительное стеченіе богомольцевъ бываетъ въ пустыни въ дни св. Троицы, пророка Иліи, св. ап.Петра и Павла и Успенія Б. M. Крестные ходы совершаются вокругъ пустыни 29 іюня и 15 августа.
Рядомъ съ соборнымъ храмомъ погребенъ дядька и сподвижникъ Петра Великаго бояринъ князь Борисъ Алексеевичъ Голицынъ, въ иночестве Боголепъ (†18 октября 1714 года). Къ памятникамъ церковной старины, хранящимся въ ризнице, принадлежатъ: напрестольный серебряный крестъ 1702 г., даръ князя Бориса Голицына; напрестольный серебряный крестъ съ мощами, вкладъ царя Феодора Алексеевича; резной деревянный четырехконечный крестъ въ деревянномъ складне 1669 года; Казанская икона Б. M., домовая князя БорисаГолицына; образъ Нерукотвореннаго Спаса; образъ Распятія Господня съ мощами святыхъ, изображенныхъ въ 12 рядахъ по обеимъ сторонамъ Распятія; потиръ, дискосъ и два блюдца деревянныя; медная звездица XVII века съ разноцветной эмалью; риза рытаго бархата по золотому фону, шитая золотомъ, серебромъ, жемчугомъ и камнями, вкладъ царя Феодора Алексеевича. Въ библіотеке хранятся 223 рукописи различнаго содержанія XVII—XVIII вековъ и 128 старопечатныхъ книгъ; въ архиве пустыни хранится более 30 подлинныхъ грамотъ и актовъ XVII века. Больница для монашествующихъ. Гостинница и страннопріимный домъ для богомольцевъ. Конный и скотный дворы. Молочная ферма. Игуменъ. Монаховъ 28, послушниковъ 41.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., изд.А.Д.Ступина, стр. 88-90

Флорищева пустынь стоит на левом берегу реки Лух, являющейся притоком Клязьмы. Своё название получила по наименованию возвышенности, где зародилось монашеское поселение, — в стародавние времена эту возвышенность называли Флорищевой горой. Согласно одному из преданий, возвышенность, облюбованная монашествующими, обязана свои названием некоему сборщику мёда диких пчёл с именем Флор, который имел здесь борти. Другое предание, церковное, свидетельствует, что место будущего монастыря было необыкновенным: путники, проходившие мимо Флорищевой горы, часто видели лучезарный свет, освещавший её, и слышали исходивший из самой горы колокольный звон. Время начала иноческой жизни на Флорищах определяется достаточно точно из текста грамоты государя Алексея Михайловича от 9 марта 1651 года, выданной в ответ на челобитную, в которой «старцы Моисей, да Нефедей з братьею, да вдовой поп Ондрей» просили царя разрешить строительство церкви в месте их поселения: «А церкви в той пустыне нет, а та де Луховская пустыня гора Фролищева — лес темной и место пустынное и от жилых мест удалено, и без церкви в той пустыни быть нельзя». Челобитчики сообщали, «живут де они в той пустыне осмой год». Таким образом, основание самой монашеской общины следует относить к 1643 или 1644 году. Конечно, другие иноки могли жить здесь и гораздо раньше (может быть, даже на несколько столетий), но об этом не имеется никаких сведений. И непосредственной предтечей будущей Флорищевой обители может считаться только эта община старцев и священника Андрея.
Чуть более позднее повествование о монастыре свидетельствует, что во главе общины стоял схимонах Мефодий (очевидно Нефедей, упомянутый в челобитной), «муж свят житием, прозорлив и пророческого дара исполнен», а пустынное жительство разделяли с ним монахи Варлаам и его сын Макарий, постриженники Спасо-Пуриховской обители в селе Пурех Нижегородского уезда. Царь Алексей Михайлович удовлетворил челобитье иноков и упомянутой грамотой разрешил строить во Флорищах, на земле, которой владеют «гороховляне посацкие и уездные люди», храм во имя «Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения да в приделе преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина». То, что земля на Флорищевой горе принадлежала жителям города Гороховца, и именно поэтому требовалось царское пожалование на возведение храма, также доказывет недавнее зарождение здесь монашеской жизни. В противном случае иноки должны были получить разрешение раньше и наверняка успели бы обзавестись собственными угодьями. Через 11 дней, 20 марта 1651 года, Патриарх Московский и всея Руси Иосиф благословил строительство Успенской церкви, а также велел «на тот храм и на придел лес ронить, в том лесу, в той луховской пустыни». По возведении постройки Святейший обещал «антиминсы дать, и освятить тот храм и придел попу с дьяконом по правилом святых апостол и святых отец». Так на Флорищевой горе создавались условия для начала полноценной богослужебной жизни.
Следующее известное значительное событие монастырской истории произошло 22 мая 1654 года. В тот день Патриарх Никон совершил в Москве иерейскую хиротонию иеродиакона Илариона, незадолго до этого присоединившегося к братии Флорищевой пустыни. Теперь насельники, обретшие в своих рядах первого иеромонаха, получили возможность совершать литургию. Святитель Иларион, первый строитель и учредитель общежительного устава в обители, занимает особое место в ранней истории монастыря на Флорищах. Только что рукоположенному иеромонаху пришлось пережить трудности — в том же 1654 году чума унесла жизнь почти всех насельников пустыни, включая её основателя Мефодия. Лишь отец Иларион и три инока остались в живых — благодаря тому, что они временно переселились в келью у села Афанасьева, в пятнадцати верстах от монастыря (по некоторым же данным, выжил только батюшка Иларион). Теперь на плечи молодого иеромонаха ложились заботы по восстановлению обители. Немаловажно, что новые насельники достаточно быстро собрались в пустыни, где иеромонах Иларион ввёл общежитие, — привлекала их сюда святость его жизни. Составленный святителем монастырский устав не сохранился, но известен по пересказу в «Повести о блаженной жизни преосвящённого Илариона». Святитель определил порядок соершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для монастыря сёл, поскольку иноки должны кормиться своими трудами («возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества»), запретил в обители «пьянственное питие», заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, настоятель радушно принимал приходящих, а во время неурожаев кормил окрестных жителей. За это, как свидетельствует упомянутая «Повесть», Бог в тяжёлые времена посылал помощь терпевшим нужду инокам. Святитель считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагая епитимии на нарушителей благочиния. Во Флорищевой пустыни уже при отце Иларионе собралась обширная библиотека, которую пополнил сподвижник Петра Великого князь Борис Голицын, принявший здесь монашеский постриг с именем Боголеп в начале ХVIII столетия.
Обитель стала одним из крупных культурных центров России. Над её украшением трудился выдающийся русский иконописец, царский изограф, Симон Ушаков, являвшийся родственником святителя Илариона. По заказу последнего Симон написал для монастыря две иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пустынь, сделанную в 1660 году) и Успения Божией Матери (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662 или 1663 году). Икона Успения Пресвятой Богородицы находилась в алтаре деревянной Успенской церкви и позднее вошла в иконостас каменного Успенского собора, освящённого в 1681 году. В более поздние времена Владимирскую икону вместе с образом Успения ежегодно носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам. Важную роль в становлении Флорищевой пустыни сыграло знакомство святителя Илариона с государем Фёдором Алексеевичем. Они познакомились в Москве благодаря И. М. Языкову, приближённому царя, когда державный тяжело болел. Впоследствии царь дважды посещал с богомольями обитель на Форищевой горе, отстроил здесь каменный Успенский собор, неоднократно делал вклады: только в 1677-1680 годах монастырь получил три починка, окружавшие его землю и лес, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и место в Москве для подворья; обитель имела ежегодную ругу воском, ладаном, мёдом и церковным вином. Духовный авторитет святителя Илариона в глазах царя и его семьи был очень высок: именно по распоряжению государя отца Илариона возвели в архирейский сан с назначением во владыки Суздальские (это произошло в декабре 1681 года); он также крестил сына царя Илью. Уже после смерти Фёдора Алексеевича к святителю в Суздаль приезжала царская племянница Анна Иоановна, будущая российская императрица.
На рубеже ХVII-ХVIII веков Флорищева пустынь являлась одной из известнейших русских обителей. Число братии достигло здесь 150 человек, не иссякал поток богомольцев. Однако, как отмечает исследователь истории монастырей иерей Сергей Орлов, сравнительно спокойное и размеренное течение монастырской жизни было нарушено преобразованиями, которые осуществлял новый царь Пётр Первый, вводивший в соответствии со своими представлениями о государственном устройстве и новые церковные порядки. Петровский абсолютизм не мог мириться с самостоятельностью Церкви. У монастырей отбирались наиболее доходные вотчины и землевладения. Флорищева пустынь лишилась мельниц, рыбных ловель, соляных варниц. Братии пришлось расширять своё подсобное хозяйство: сеять хлеб, сажать овощи, разводить скот, — а это отвлекало от собственно монашеских трудов, подтачивало и размывало духовную жизнь. Ещё более гибельными для монашества были петровские указы об ограничениях на постриг. Уже через 20 лет это привело к такому оскудению числа монашествующих, что под угрозой оказалось само существование монастырей. В 1736 году во Флорищевой пустыни оставалось 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 27 рядовых монахов. Тем не менее, даже после секуляризационных мероприятий Екатерины II и введения духовных штатов (1764 год) Флорищева пустынь, как имеющая хорошее материальное обеспечение, была причислена к первому классу. В период восстания Пугачёва ограблению подвергся и сам монастырь, и принадлежащие ему хозяйственные сооружения — мельница на реке Пьяне в Курмышском уезде. Власти решили, «чтобы такие злодеи и ещё не сделали на пустынь нападения… откомандировать из Владимирского батальона во Флорищеву пустынь одного унтер-офицера с шестью рядовыми солдатами». Воинская стража находилась в обители до 1800 года. Возродилось в монастыре и старчество. Из Тисманского монастыря в Молдавии, где монахи жили по правилу, установленному преподобным Паисием, пришли в пустынь иноки Филарет и Феофан.
Во второй половине ХIХ столетия обитель была благоустроена во всех отношениях. Особая заслуга в этом принадлежала архимандриту Антонию, управлявшему монастырём в период с 1872 по 1898 год. Именно он привёл в порядок главное богатство обители — прекрасный вековой лес, окружающий монастырь, устроил здесь водопровод с водокачкой, перестроил скотный и конный дворы, приобрёл множество облегчавших труд насельников сельскохозяйственных орудий — косилок, жнеек, молотилок и т. п. Вместе с тем он развёл породистых коров и устроил рациональное молочное хозяйство. Порода пашковских коров, усовершенствованная отцом архимандритом, по своей красоте и молочности славилась в округе, и многие крестьяне в окрестностях приобретали на племя коров из Флорищевой пустыни. Они столько дают молока, что обитель круглый год не нуждается в нём и имеет хорошее хозяйственное подспорье. Им же заведён обширный пчельник, кирпичный завод и устроена паровая водокачка, снабжающая весь монастырь и монастырские службы водою, проведённую из родников. В ограде монастырской кругом храмов им насажено множество фруктовых деревьев и устроены красивые цветники. Словом, при его управлении монастырь изменил внешний вид и перестал нуждаться в средствах. Архимандрит Антоний преставился 8 января (по ст. стилю) 1899 года в приписанном к Флорищевой пустыни Гороховецком Знаменском монастыре.
После революции в пустыни на базе монастырского хозяйства последовательно были организованы коммуна, совхоз, подсобное хозяйство одной из московских организаций. Монастырское имущество постепенно изымалось, а то, что представляло художественную ценность, попало в музеи. Особенно много предметов поступило во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, который взял территорию обители под охрану, но не имел сил поддерживать её в надлежащем виде. В первые годы после революции резко сократилось количество насельников монастыря. К моменту официального закрытия обители (1 апреля 1923 года) в ней подвизались только семь человек во главе с последним настоятелем отцом Иоанникием. На рубеже 1920-30-х годов сюда перевели военную часть, занимавшую территорию Флорищевой пустыни до начала 1990-х. Армия поддерживала здания в относительном порядке — по крайней мере, те, что использовались для её нужд. После ухода военных содержать монастырский ансамбль оказалось не на что — Церковь, которой передали обитель в 1992 году, пока не могла взять на себя заботу о ней. Тогда же, в 1992-м, был организован приход, он и начал возрождение христианской жизни внутри стен бывшего монастыря. Через два года состоялась первая литургия в восстановленной надвратной Петропавловской церкви.
20 апреля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по предложению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия было принято решение о возобновлении Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Главным ревнителем возрождения обители являлся отец Сергий Орлов, тогда староста Флорищевского прихода, а ныне священник возрождённого монастыря, рукоположенный в 2007 году. Именно он с группой доброхотов предпринял попытки спасти монастырский комплекс от разрушений в 1990-е годы. Наместником Флорищевой пустыни 1 сентября 2005 года назначили иеромонаха Варнаву (Баранова). В начале 2006-го года появилась возможность приступить к активным реставрационным работам. Всё началось с визита в пустынь руководителя строительной фирмы «Спецстрой-333» Игоря Иванова. Чуть ранее он восстанавливал знаменитый храм в Дубровицах, построенный Борисом Алексеевичем Голицыным, тем самым иноком Боголепом, прах которого покоится во Флорищевой пустыни. Узнав, что Борис Голицын похоронен именно здесь и увидев воочию место погребения, И. Иванов решил помочь монастырю. Уже в феврале сюда прибыла посланная им бригада монтажников. Реставрация началась с Троицкого собора — он находился в аварийном состоянии, однако благодаря тому, что ещё в 1995 году был перекрыт крышей, в 2005 году являлся самым лучшим по сохранности в монастыре. Главным архитектором проекта стал Сергей Демидов, отлично разбирающийся в прошлом и тонко чувствующий «музыку» камня. По его почину обитель восстанавливали именно такой, какой она была отстроена на рубеже ХVII-ХVIII веков. Уже на Пасху 2006 года в Троицком храме служили литургию, а в 2007 году состоялось его освящение полным чином.
Сейчас все храмы и строения Флорищевой обители восстановлены. Паломников приезжает сюда не очень много в силу удалённости обители. Влекут туристов и паломников на древнюю Флорищеву гору и святость места, и его обитатели, и всеохватывающая, успокоительная тишина, разлитая вокруг обители…
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №107, ООО «Де Агостини», 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?