Французские вывески на Кузнецком мосту и борьба с ними

8 сентября 1833 года Александр Пушкин писал своей жене из Москвы: «Важная новость. Французские вывески, уничтоженные Ростопчиным в год, когда ты родилась, опять появились на Кузнецком мосту». Из этого короткого послания можно почерпнуть много интересного об истории Москвы начала XIX века.
Будущая супруга поэта — Наталья Николаевна Гончарова — родилась ровно за 21 год до этого письма, 8 сентября 1812 года. В тот год московский генерал-губернатор Федор Ростопчин, известный приверженец националистических взглядов, действительно на антифранцузской патриотической волне запретил развешивать в Москве вывески на французском языке, в противном случае выселял торговцев из города. В своем сочинении «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева» Ростопчин наделяет одного из героев показательной тирадой: «Господи, помилуй! Только и видишь, что молодежь одетую, обутую по-французски; и словом, делом и помышлением французскую. Отечество их на Кузнецком мосту, а царство небесное – Париж. Родителей не уважают, стариков презирают и, быв ничто, хотят быть все. Завелись филантропы и мизантропы. Филантропы любят людей, а разоряют мужиков; мизантропы от общества людей убегают в трактиры. Старухи и молодые сошли с ума. Все стало каша кашей. Бегут замуж за французов и гнушаются русскими».
Приток французских эмигрантов в Москву резко усилился после революционных событий 1790-х годов, всколыхнувших Западную Европу. Французы жили компактной колонией в районе Фуркасовского переулка, там же появился их первый католический храм с посвящением Людовику IX Святому. Ну а в плане торговли они сразу же освоили одну из главных торговых улиц столицы — Кузнецкий мост. И если в XVIII веке москвичи еще озвучивали свое намерение «ехать во французские лавки», то в начале XIX века уже устоялось выражение «ехать на Кузнецкий мост». Как верно заметил Иван Крылов, описывая эту улицу:
Где за французский милый взор
бывает денег русских сбор.
Борьба Ростопчина с иностранными вывесками очень скоро была сведена на нет, и главная торговая улица Москвы снова обрела французский шарм. Сюда заглядывал «преимущественно один очень чисто одетый народ, потому что московский простолюдин, не имея надобности ни в чем, что продается на Кузнецком мосту, проходит его разве по крайней необходимости». У бытописателей середины XIX века «…щеголь и щеголиха едут с целью и без цели на Кузнецкий мост, праздный московский юноша, который почти живет в фаэтоне, рыскает по улицам без всякой надобности».
Московские модники не привыкли скупиться, поэтому путеводители с некоторым укором замечали: «Всё втридорога; но для наших модников это ничего: слово куплено на Кузнецком Мосту придаёт каждой вещи особенную прелесть». Из 18 лавок, расположенных на этой улице, русскому владельцу принадлежала только одна. Модная улица стала важным явлением в жизни Москвы. Недаром грибоедовский Фамусов восклицал:
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?