Этот хрестоматийный снимок поэта был сделан московским мастером художественной фотографии Николаем Свищёвым-Паола в 1919 году, который можно назвать переломным в жизни Сергея Есенина. Центральным его событием стала публикация декларации имажинистов, основной пункт которой гласил: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».
Эту особенность есенинского слога подметила газета «Рабочий край», которая в феврале 1919 года писала: «Сергей Есенин – поэт образа. Образы в его стихах всегда выразительны, крепки, порой преувеличены. Есенин широко пользуется гиперболами. У него “сосны растут на ладонях полей”, “кто-то натянул на небо радугу, как лук”… Любовь к природе, религиозно-революционная устремленность, влюбленность в светлую девушку, которая похожа на “березку, что загляделась в пруд”, – вот откуда черпает поэт свои вдохновения».
Поэт Владимир Кириллов, который познакомился с Есениным в 1919 году, составил такое впечатление о поэте в то время: «Знакомство мое с Есениным произошло уже в Москве, зимой 1919 года, в кафе поэтов на Тверской. Вспоминается причудливая роспись стен, фантастические рисунки, карикатуры. Строчки стихов Есенина, Мариенгофа и Шершеневича огромными ковыляющими буквами разбежались до самого потолка. У эстрады покачиваются разноцветные фонарики… Объявляется выступление Есенина. Вот он на эстраде. Такой же, как и при первой встрече: вихрастые волосы, светлые и пушистые, будто хорошо расчесанный лен, голубые с веселым огоньком глаза. Одет хорошо и тщательно. Читает мастерски, с налетом как бы колдовства или заклинания. Характерно выкидывает руку вперед, словно сообщаясь ею со слушателями. Стихи производят сильное впечатление, ему горячо и дружно рукоплещут. Сходит с эстрады как бы довольный успехом».
А оригинал этого снимка хранился в семье сестры поэта Александры.
#МосковскиеЗаписки