Форос. Церковь Воскресения Христова.

Форосская церковь была возведена на средства Александра Григорьевича Кузнецова – известного чаепромышленника, купца первой гильдии. С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь. Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдём иную версию появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.
К работе по созданию храма А.Г. Кузнецов привлёк лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н.М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал самое живописное и удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 м, благодаря чему церковь видна со всех сторон. Построена в русском стиле в два яруса, по бокам и в центре – купола разной величины, всего их девять. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича – плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники были выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами.
Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождества Христова» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. В собственность церкви А.Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта. Спустя 4 года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова. А через 6 лет, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Фёдоровной.
После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, ещё несколько лет совершались службы, церковная жизнь шла своим чередом. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был сооружён склад.
Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боёв. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Бейдарские Ворота их задержал отряд командира погранзаставы А.С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Во время оккупации люди приходили в пустую, разрушенную церковь и молились, просили о даровании победы. После войны здесь вновь открыли ресторан. В 1960-е годы было построено новое шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне, её стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал, и был закрыт, оставлен на полное разрушение.
В 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. В 1987 году государство выделило деньги на внешнюю реставрацию. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Возглавил её молодой иеромонах отец Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев). Храм находился в страшном запустении: голые ободранные стены, лишь кое-где высоко под куполом сохранились фрагменты фресок, дырявая крыша, окна, заложенные камнями. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм.
В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золочёные кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрёл медные колокола. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.
По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения. Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, свят. Григория, мученицы Татианы, прав. Анны, св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы: он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам. К отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колонны, панели, подоконники были изготовлены из каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К.Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н.Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма: воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде. Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А.С. Пигарёвым, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды — художником А.И. Петровой, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша.
http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/hram-voskreseniya-hristova.html

Сооружение однокупольное, пятиглавое, с полукруглой апсидой, боковыми галереями и шатровой колокольней с западной стороны. Кладка каменная порядовая. Декор выполнен в русско-византийском стиле. В интерьере памятника орнаментальная живопись кисти художников К. Е. Маковского и А. Н. Корзухина. С восточной стороны устроена видовая площадка, огражденная чугунной решеткой художественного литья.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_665.html

Война и гонения на церковь в период советской власти не пощадили Форосский храм: кресты и купола были переплавлены, ценности разграблены, а в самом здании одно время работал ресторан, в котором любил обедать Никита Хрущёв. Потом пожар в церковном здании и долгие годы запустения. Храму срочно требовалось спасение. Случилось это в 1990 году благодаря отцу Петру. 25 мая 1990 года 24-летний батюшка отец Пётр (Виталий Посаднев) был назначен на должность настоятеля Форосской Воскресенской церкви. Получив в ведение полуразрушенную церковь, молодой настоятель вёл аскетичную жизнь в горах и все силы и средства отдавал на восстановление храма. Первая служба состоялась на Троицу 1990 года. Накануне прошёл дождь, и отец Пётр утром в одиночку черпал и вёдрами выносил из храма воду. Дверей и окон в помещении тогда не было. Спустя некоторое время отец Пётр привлёк в возрождающийся храм прекрасных певчих — камерный мужской хор, который, словно хор ангелов, манил к Горнему месту душу человеческую. Глядя на такое искреннее рвение, прихожане и даже незнакомые люди помогали батюшке чем могли, и через семь лет церковь вновь засияла куполами. Сам настоятель храма поселился рядом с храмом в вагончике.
До ближайщего населённого пункта Форос — 7 километров по горной дороге. Тем не менее, прихожан становилось всё больше. Оставался последний штрих: отец Пётр заказал деревянный иконостас, точную копию дореволюционного — и богоугодное дело по восстановлению святыни можно было бы считать завершённым. Накануне страшных событий привезли в церковь заказанный батюшкой дубовый иконостас. Но в ночь на 20 августа 1997 года случилась страшная беда. Отец Пётр был зверски убит в своей келье возле храма, став жертвой заговора против Русской Церкви. Его долго пытали, а потом 21 раз! ударили ножом. Убийц нашли быстро. Ими оказались беглый солдат Юрий Неумывако и четырежды судимый Картамышев. Ялтинский суд отстаивал версию убийства «с целью ограбления» — мол, преступники знали, что священник должен рассчитаться за иконостас. Увы! Денег убийцы не нашли. Иконостас был подарен московскими духовными чадами священника. Однако, как потом выяснилось, батюшку, как и ещё трёх духовных лиц, «убрали» сторонники церковного раскола. Есть доказательства, что у отца Петра хранились протоколы тайной киевской конференции о готовящемся расколе в Русской Православной Церкви. В середине 1990-х годов этот вопрос стоял очень остро. Крымский писатель Марк Агатов назвал это убийство заказным и чисто политическим. Храм всё-таки был отреставрирован, а имя отца Петра навсегда вписано в его историю. Возле здания церкви установлена табличка с жизнеописанием священника.
Из книги-путеводителя: «Крым на автомобиле. 15 лучших маршрутов». — Москва, издательство «Бомбора», 2020 и сайта: https://aif.ru/society/606/газета «Аргументы и факты», 10.09.2008/Мария Позднякова. Тяжёлый путь отца Петра: от жизни праведника к смерти мученика

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?