Роскошная усадьба на берегу реки Фонтанки в Санкт-Петербурге – дворец Шереметевых, где вплоть до революции жили пять поколений графского рода. Прошедший через сложные испытания, многократно перестроенный, переживший блокаду и непростое советское время, сегодня он вновь предстал во всем великолепии и вошел в золотой фонд музеев Санкт-Петербурга. Тут находится одна из богатейших коллекций музыкальных инструментов, а в одном из флигелей все желающие могут посетить квартиру поэтессы Анны Ахматовой.
Постройка
Участком у Фонтанки графский род владел с 1712 года. Только что появившийся город необходимо было активно развивать, поэтому и землю Шереметев получил при условии ее обязательной застройки. Сначала возвели деревянные дома, а затем в 1730-х на их месте появился первый каменный дворец. Над проектом работал архитектор Г. Д. Дмитриев. Он же в свое время принимал участие в создании Аничкова дворца.
Изначально Фонтанный дом предполагался одноэтажным, но в начале 50-х он был надстроен по проекту Саввы Чевакинского. По моде той эпохи дворец выдержан в стиле барокко. После завершения строительства здесь несколько лет проживал Петр Шереметев с женой и дочерью, а после его смерти усадьбу унаследовал сын – Николай Петрович.
Дворец хоть и выглядел роскошно, но требовал перестройки. Постепенно изменилась внутренняя планировка, а во дворе появились Летний дом, Садовый павильон, Каретные сараи. Были кардинально перестроены служебные флигели.
XIX век
В 1809-ом графский участок в Санкт-Петербурге на берегу Фонтанки унаследовал маленький сын Николая Шереметева – Дмитрий. При нем усадьба получила еще несколько флигелей, в том числе трехэтажный Фонтанный, обращенный на набережную. Пополнилась она и особым Певческим флигелем, построенным для проживания хористов. Над проектом работал известный петербургский архитектор Джакомо Кваренги.
В 1830-ом продолжилась работа над внешним обликом усадьбы. Архитектором И. Д. Корсини была построена массивная чугунная ограда с гербом Шереметевых, а также переделана часть интерьеров. В 1845-ом по его же проекту усадьба получила Садовый флигель. А в 1867-ом она пополнилась еще одним, получившим название «Северный» («Фрейлинский»).
В период службы Дмитрия Николаевича в его доме часто бывали однополчане. Кроме того у Шереметева часто гостил известный художник Орест Кипренский. По заказу хозяина он написал несколько портретов графских сослуживцев – Никиты Трубецкого, Сергея Бутурлина, Ивана Анненкова и других. В этой же усадьбе Кипренский создал, пожалуй, самый знаменитый портрет А. С. Пушкина, который хранится сейчас в Третьяковской галерее.
Кроме того здесь часто устраивались музыкальные вечера, где выступали крупные знаменитости своего времени, в том числе Михаил Глинка, Ференц Лист, Полина Виардо.
На пороге XX века
После смерти графа Николая Шереметева все имущество было разделено между двумя его сыновьями – Александром и Сергеем. Последнему и отошел Фонтанный дом с участком. При нем со стороны Литейного проспекта выстроили доходные дома, а часть садовых построек, включая Оранжерею и Беседку снесли. В 1908-ом на месте конюшен построили Театральный зал, где сегодня расположился Государственный драмтеатр «На Литейном». В 1914-ом там появились торговые площади.
Помимо строительства в усадьбе на Фонтанке шла активная научная работа. Так, в обширном семейном архиве Шереметевых вело свою деятельность Русское генеалогическое общество, одним из инициаторов создания которого был сам граф. Им же было основано Общество любителей древней письменности. Собрания его членов также проходили в Фонтанном доме в Галерейном флигеле.
В 1900-ом в стенах дворца по инициативе барона Штакельберга открылся Музей музыкальных инструментов, куда свозились редкие и по-настоящему уникальные экземпляры.
После революции
После событий 1917-го Сергей Николаевич добровольно передал Фонтанный дом государству. Тогда здесь открылся Музей дворянского быта, ставший на время частью Русского музея.
В основу собрания легли вещи графской семьи: картины, книги, коллекции оружия, иконы, мебель и утварь. К сожалению, несмотря на все старания сотрудников сохранить музей не удалось. В усадьбе в разное время находились несколько казенных учреждений, а вещи разворовывались. Небольшую их часть передали Эрмитажу и Русскому музею. В 1931-ом он окончательно прекратил свое существование.
Некоторое время в здании работал союз «Северокустарь», занимавшийся заготовкой древесины, а с 1928-го – Астрономический институт. Однако, Фонтанный дом знаменит не только высокородными владельцами и многочисленными государственными учреждениями. Более 30 лет здесь прожила известная поэтесса Анна Ахматова.
Ахматовский период
Впервые она оказалась тут вместе с мужем Владимиром Шилейко в 1918-ом. Брак продлился недолго и распался через два года. Анна Ахматова покинула Фонтанный дом. Вернулась она только 19 октября 1922-го. Там в квартире на третьем этаже Южного флигеля на тот момент жил ее новый возлюбленный Николай Пунин.
Однако решение об окончательном переезде Анна Ахматова откладывала до последнего – в квартире на тот момент проживала бывшая жена Пунина. Необходимость делить кров с первой супругой мужа и партийный запрет на публикацию стихов приводит к тому, что Ахматова практически отказывается от творчества. Вместо этого она посвящает себя изучению иностранных языков, истории архитектуры Санкт-Петербурга и творчества поэта Николая Гумилева.
В 1930-ом Пунина уплотняют, квартира становится коммунальной. После расставания с мужем в 1938-ом Анна Ахматова просто переезжает в одну из комнат, бывшую детскую. В этот период она вновь возвращается к творчеству, но, опасаясь репрессий, не записывает свои стихи, а просит близких заучивать их наизусть. Так, например, удалось сохранить поэму «Реквием».
На тот момент уже был расстрелян первый муж Анны Ахматовой – Николай Гумилев, отбывал заключение сын Лев. В 1949-ом в последний раз арестован Николай Пунин. Его кабинет в Фонтанном доме занял следователь НКВД.
Великая Отечественная
Серьезный урон усадьбе нанесли немецкие обстрелы. Согласно актам, составленным Инспекцией по охране памятников, в нее несколько раз попадали бомбы. В 1942-ом была повреждена крыша и окна, системы отопления и вентиляции, серьезно пострадал и сад перед Фонтанным домом. 12 июля 1943 года снаряд попал прямо в карниз главного здания. Серьезные разрушения получил Дом занимательной науки, находившийся в одной из дворовых построек. Пострадали практически все аудитории, а также вестибюль и кладовые. Большой урон понесли экспозиция и фонды.
НИИ Арктики и Антарктики
После войны в доме расположился Арктический научно-исследовательский институт. Ему передали не только сам дворец со всеми помещениями, но и прилегающие дворовые постройки. Вместе с новым зданием институту вменили и обязанности по его полному восстановлению.
Работы по ремонту и отделке были выполнены в минимальные сроки, а все благодаря известному полярному исследователю Ивану Папанину. В те годы он возглавлял «Севморпуть» и смог оказать серьезную поддержку институту в непростое для него время.
Работы осложнялись тем, что здание оставалось памятником архитектуры, даже несмотря на расположившийся в нем режимный объект. А институту требовалась серьезная перепланировка апартаментов и создание дополнительных внутренних конструкций. Например, отдельного испытательного бассейна для прототипов новых корабельных корпусов. По разрешению ГИОП его устроили в бывших помещениях Общества любителей древней письменности.
Однако, несмотря на все согласования, Фонтанному дому все же был нанесен достаточно серьезный ущерб. Виной тому – отсутствие исследовательских работ по установлению художественной ценности и урезанная смета на ремонт. Так, стены Оружейного зала, отделанные белым искусственным мрамором, закрасили обычной масляной краской. Средств на полноценные реставрационные работы в послевоенные годы просто не было.
Из-за многочисленных перепланировок и модернизации под нужды НИИ Фонтанный дом в значительной степени утратил первоначальный вид. Современные специалисты и вовсе считают решение о передаче архитектурного памятника институту ошибочным.
В 1972-ом возле дворца установили бюст Руаля Амундсена, норвежского полярного исследователя и путешественника. Сам НИИ занимал Фонтанный дом вплоть до 1988-го, когда ему отдали новое здание на улице Беринга.
Дворец в XXI веке
Сегодня Фонтанный дом в Санкт-Петербурге полностью отреставрирован. Удалось восстановить даже домовую церковь святой Варвары и находившуюся в ней икону Дмитрия Ростовского. Однако дворец знаменит не только восстановленными залами. В мемориальной квартире №44 с 1989 года работает музей Анны Ахматовой. Полностью сохранился антураж советской коммуналки, некоторые личные вещи поэтессы, кабинет Пунина. Все желающие могут посетить знаменитую столовую, где так любили собираться гости, проводились литературные вечера, а сама Ахматова читала стихи.
Факт:
Отдельного внимания заслуживает Белый зал. Это интерактивное пространство, которое позволяет окунуться в творчество Ахматовой и взглянуть на ее ключевые произведения как бы изнутри. Также в квартире можно увидеть экспозицию, посвященную жизни и творчеству петербургского поэта Иосифа Бродского.
Музей музыки
Во дворце находится уникальное собрание музыкальных инструментов. Среди прочего здесь можно увидеть знаменитую «блокадную виолончель» Алексея Ушакова. Мастер начал ее в 1941-ом, а закончил только в 1956-ом. Инструмент до сих пор хранит следы повреждений, полученных в годы блокады, и сегодня считается одним из символов стойкости и мужества жителей Ленинграда.
Также в экспозиции музея представлены музыкальные часы XVIII века, многочисленные инструменты, некогда принадлежавшие знаменитым исполнителям и самому императору Александру III. Кроме того работающие здесь специалисты активно занимаются восстановлением и воссозданием аутентичных образцов. Сегодня коллекция Музея музыки по своей художественной ценности занимает четвертое место в Европе.
Недавно экспозиция пополнилась интерактивной витриной, которая рассказывает посетителям об истории музыкальных инструментов. Для маленьких гостей разработана специальная экскурсия и детский аудиогид.
Что еще посмотреть?
Помимо роскошных интерьеров, тематических музейных экспозиций и квартиры Анны Ахматовой во дворце можно посетить раздел частных коллекций. Наиболее интересный экспонат, представленный там, – Крест «Монте Дженерозо». Он был специально подарен Шереметевскому дворцу швейцарским художником и писателем Вилли Инауэном. Инсталляция представляет собой крест из позолоченного серебра и драгоценных камней, привезенных с разных континентов. На самом кресте выгравированы цитаты из произведений В. Инауэна. Инсталляция представлена в кабинете графа Дмитрия Шереметева.
Во дворе Фонтанного дома, прямо у входа в сад стоит скромный обелиск. Это памятник крепостной певице Прасковье Жемчуговой, которая когда-то стала женой графа Николая Шереметева.
Сегодня Фонтанный дом входит в число наиболее интересных музеев Санкт-Петербурга. Здесь проводятся интерактивные детские спектакли, творческие встречи, временные выставки, лекции и концерты, звучат стихи Ахматовой.