Из «Истории Русской Церкви» преосвященного Филарета узнаем, что дата основания Бершадского монастыря — 1616 год. Об этих далеких временах сохранилось монастырское предание.
В начале ХVІІ века двое монахов, ушедших из Молдавии от притеснения турок, недалеко от местечка Бершади в большом непроходимом лесу близ речки Дохны построили келии и заложили начало строительства деревянного храма в честь Преображения Господня. Узнав о появлении нового православного мужского монастыря, сюда стали приходить люди из Переславля и других мест Украины, укрываясь здесь от татарских набегов и распространяющегося в то время католического насилия. Монастырь обрел известность среди православных людей как один из немногих, сохранивших в этот период православную веру и не принявших католическую унию.
С начала ХVIII века монастырь испытывал постоянные гонения. Впервые он был разорен униатским оффициалом Любинским. Деревянную монастырскую церковь сломали, а дерево перевезли в Бершадь на помещичий двор. Вскоре после этого поругания обители произошло событие, взволновавшее народ: весь скот окрестных сел стал с ревом разбегаться и пропадать без вести. Увидев в этом гнев Божий, владелец Бершади велел перенести материал разоренной церкви и иконостас на прежнее место и упросил настоятеля Иоасафа с братией вновь возродить обитель.
Через 30 лет монастырь снова был разорен, но память о древней святыне не была забыта. В 1773 году на место Бершадской обители из разоренного турками Свято-Успенского Машковского монастыря пришли монахи Кассиан, Макарий, Феофил и иеромонах Крискент. Они обратились в Брацлавское православное духовное управление с просьбой разрешить им жить в пустынном Бершадском монастыре. В своем прошении монахи писали: «Свято-Преображенский Бершадский монастырь был издревле благочестивым, а теперь находится совсем пуст, одна только церковь стоит, имение же монастырское разграблено шаргородскими католиками».
По благословению преосвященного Иова, епископа Переяславского, через год монастырь начал восстанавливаться. Собственными силами братия возвела два деревянных храма: в честь Преображения Господня и Святого Онуфрия, а так как число монашествующих было немалым, для их проживания построены 26 келий. Однако через 16 лет обитель снова подверглась разорению польскими солдатами под предводительством униатского духовенства, а все монашествующие изгнаны из родной обители. Захватив с собой иконостас и деревянные части от разоренной церкви, братия, по преданию, ушла в Оргеевские леса и там основала Горбовецкий монастырь. На месте Бершадского монастыря оставались лишь разрушенные келии. В таком запустении обитель пребывала 5 лет.
В конце ХVIII века во всем Подольском крае началось восстановление Православия, и в 1794 году, по благословению преосвященного Виктора, архиепископа Переяславского, началось возрождение обители. Силами вновь собравшейся братии, под руководством иеромонаха Терентия, была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня и келии. Решением Священного Синода в 1800 году в Бершадском монастыре было введено общежитие. С этого времени монастырь стал центром духовного просвещения на южном Подолье. Многие верующие приходили сюда, чтобы помолиться в древней обители и получить духовный совет старцев.
В течение всего ХIХ века монастырь расширялся, сооружались храмы, келии; вокруг обители была возведена каменная ограда с башнями по углам. С 1810 года началось строительство главного каменного собора, которое продолжалось 10 лет. По завершении храм был освящен в честь Преображения Господня и имел один престол. В этом храме над Царскими вратами находилась святыня монастыря — почитаемая в народе икона Божией Матери «Утоли моя печали». Известно, что в древности икона принадлежала Бершадскому монастырю, затем после разорения обители была перенесена в Горбовецкий монастырь, из которого впоследствии была продана в один из храмов Бессарабии. Но Божия Матерь не оставила Бершадскую обитель без своей иконы, и много лет спустя святыня была выкуплена и в 1821 году снова принесена в монастырь иеросхимонахом Карионом. На поклонение этой иконе в обитель приходило много богомольцев.
Над вратами обители располагался каменный храм Свт. Николая с колокольней на верхнем этаже. Он был построен в 1846 году и считался вторым по величине храмом монастыря. Третьим храмом обители была построенная в 1865 году каменная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился в одном корпусе с братскими келиями. Самым древним храмом обители оставалась построенная в ХVIII веке деревянная однокупольная церковь в честь Преображения Господня.
В начале ХХ века монастырь был заштатным и не получал никакого пособия от казны, а содержался доходами от своих угодий и подаяниями на молитвы от богомольцев.
В период І Мировой войны братия Бершадского монастыря не только молитвой, но и сбором средств помогала православному воинству и семьям погибших. Из епархиальной газеты «Голос Подольской церкви» мы узнаем подробности жизни монастыря в это трудное для Отчизны время. В 1916 году, при поддержке игумена обители Дамиана и по инициативе священника А. Гиньковского, в келиях была устроена 2-х-классная школа для детей-сирот воинов, погибших на полях сражений, где монахи взяли на себя труд воспитания и наставничества. 7 января того же года у села Сопанов в битве с австрийцами героически погиб псаломщик Петр Жеребицкий, бывший с 12 лет послушником Бершадского монастыря.
С приходом безбожной власти большевиков монастырь продолжал оставаться твердыней Православия в нашем крае. В это время его настоятелем был игумен Варлаам. Здесь в монастыре он начал свой исповеднический путь: в августе 1926 года он был тайно хиротонисан во епископа Бершадского, а с 1928 управлял Винницкой епархией. Последняя известная дата жизни епископа — 1937 год.
С 20-х годов началось разорение Бершадской обители: 4 храма были уничтожены, святыни поруганы. Монахи древней обители, как и все духовенство Подолии, подверглись репрессиям, арестам и ссылкам.
За более чем 300-летнюю историю своего существования Бершадский монастырь четыре раза разорялся и восстанавливался. Ныне на месте этой древней обители находится пустырь с остатками монастырских построек. Будет ли вновь возноситься молитва Господу на этом святом месте?
Ростислав Моцпан, храм свщмч. Владимира. http://palomnik.vn.ua/content/view/35/39